2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Духовно-нравственное развитие младших
школьников в условиях реализации
требований ФГОС НОО
Выполнила:
Учитель начальных классов
Кашицына Виктория Андреевна
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Проблема исследования: каковы педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.
Цель исследования: выявление педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного развития младших школьников в учебной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования .
- Выявить педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.
- Выявить уровень духовно-нравственного развития младших школьников.
- Разработать и апробировать серию мероприятий по созданию педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.
- Выявить результативность проделанной работы.
- Разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Гипотеза: если проводить работу по:
- уточнению и обогащению духовно-нравственных представлений младших школьников,
- учитывать уровень сформированности духовно-нравственных представлений у обучающихся,
- создавать ситуации взаимопомощи в учебной деятельности,
- обучать приемам позитивного взаимодействия с окружающими, творческие задания, то это будет способствовать повышению уровня духовно-нравственного развития младших школьников в учебном процессе.
Методы исследования:
1) теоретические:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирические:
- беседа
- наблюдение
- анкетирование и математическая обработка результатов
- констатирующий и формирующий эксперимент.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Структура
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
1. Сущность духовно нравственного развития младших школьников в свете требований «Концепции духовно-нравственного развития и развития гражданина России»
2. Особенности формирования духовно-нравственных понятий у младших школьников
3. Педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
База исследования
МБОУ СШ №2 г. Димитровграда Ульяновской области
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Диагностика уровня сформированности нравственных представлений и понятий у учащихся 1 В класса
2. Разработка и апробирование комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственного развития младших школьников
3. Определение эффективности работы по разработке и апробирование комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственного развития младших школьников
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Диагностика уровня сформированности нравственных представлений и понятий у учащихся 1 В класса
Цель констатирующего этапа эксперимента:
выявление уровня духовно-нравственного развития учащихся 1 В класса.
Задачи констатирующего этапа:
1.Подобрать методики диагностирования уровня духовно-нравственного развития.
2.Провести диагностику уровня духовно-нравственного развития учащихся 1 В класса.
3.Проанализировать полученные результаты и определить задачи формирующего этапа.
- «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (автор методики - Т. А. Фалькович)
Цель: выявление отношения учащихся к жизненным ценностям.
- «Диагностика духовно-нравственной мотивации» (автор методики - С.Ф. Сироткина)
Цель: выявление уровня духовно-нравственной мотивации учащихся.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Разработка и апробирование комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственного развития младших школьников
Цель формирующего этапа:
разработка и апробирование комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственного развития младших школьников 1 В класса.
Задачи:
1.Разработать комплекс мероприятий по духовно-нравственному развитию младших школьников.
2.Провести комплекс мероприятий по духовно-нравственному развитию младших школьников.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Виды работы в учебной и внеурочной деятельности:
- Уроки по учебным предметам;
- Классный час.
Классный час
Урок литературного чтения «Моя семья. «Сестрино горе»»
«Учимся помогать друзьям»
Урок музыки
«Всех нужнее и дороже в этом мире доброта»
Урок изобразительного искусства
«Русская матрешка – символ любви, дружбы и благополучия»
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Урок литературного чтения
Дата: 22.04.19
Тема: «Моя семья. Рассказ «Сестрино горе»»
Цель: ознакомление учащихся с рассказом «Сестрино горе».
Задачи:
Обучающие : - познакомить учащихся с рассказом «Сестрино горе»; - познакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром; - продолжать расширять представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие )
Развивающие : - развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать воображение; - развивать способность к сопереживанию, состраданию, адекватному проявлению этих чувств; - учить справедливо оценивать поступки людей.
Воспитательные : - формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе; - воспитывать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними; - воспитывать у них уважение, милосердие, внимание к близким, доброжелательность и взаимопомощь.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Методы:
- словесные методы (беседа, вопрос-ответ)
- использование ТСО
«Сестрино горе»
- Летом дети собирали в лесу малину. Таня скатилась с горки и рассыпала ягоды. Стала горько плакать:
- Ах ты, горе мое, горюшко! Сколько трудов было собирать ягоды!
Плачет девочка, заливается. Ползает она по земле и малину собирает. Да где уж собрать! Ягоды помялись, и руками не захватить.
Прибежал брат Андрюша.
- Что ты, Таня, плачешь?
- Все ягоды рассыпала.
- Это не беда.… На… Возьми у меня из корзинки… Я еще наберу… Эх, да не ушиблась ли ты?
И Андрюша щедро отсыпал сестре половину ягод.
Таня уже не плачет. Она покраснела, смеется, только еще слезинки блестят в голубых глазках. Горе ее улетучилось далеко.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Урок музыки
Дата: 13.05.19
Тема: «Всех нужнее и дороже в этом мире доброта»
Цель: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить,
какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»
Задачи:
Образовательные: - пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока;
- формировать нравственные понятия «добро» и «зло».
Развивающие:
- развивать детский голос, стремления петь в коллективе;
- развивать навыки самоконтроля собственных действий.
Воспитательные:
- прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке ;
- воспитать чувства ответственности за совершаемые поступки.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Методы:
- метод убеждения средствами музыки.
- словесные методы (беседа, вопрос-ответ).
- составление опорной схемы.
- создание проблемной ситуации.
- использование звуковой наглядности (использование ТСО, картин, рисунков, видеозаписи, схем)
добрые слова
доброе сердце
Добро
доброе утро
добрый человек
добрые поступки
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Урок изобразительного искусства
Дата: 16.05.19
Тема: «Русская матрешка – символ любви, дружбы и благополучия».
Цель: создания условий для понимания того, что русская матрёшка с её целым семейством не только произведение декоративно-прикладного искусства, но и символ
Задачи:
Образовательные: - познакомить с историей русской матрёшки.
Развивающая: - развивать умение учащихся мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт;
Воспитательные: - воспитывать интерес к искусству, уважение к творческому наследию; - прививать любовь к прекрасному, к родине – её искусству.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Методы:
- словесный (беседа, вопрос-ответ) .
Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко… Это… Русская …
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Классный час
Дата: 17.05.19
Тема: «Учимся помогать друзьям».
Цель : расширение представлений о ценности позитивного общения.
Задачи :
Образовательная: - раскрывать значение понятий «взаимная поддержка», «взаимопомощь», «бескорыстие».
Развивающая: - развивать умение оказывать посильную бескорыстную помощь людям.
Воспитательная: - воспитывать чувство сопереживания, чуткого и доброжелательного отношения к людям.
Методы:
- словесные методы (беседа, вопрос-ответ).
- использование звуковой наглядности (использование ТСО)
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Определение эффективности работы по разработке и апробирование комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственного развития младших школьников
Цель контрольно-итогового этапа:
выявление уровня духовно-нравственного развития младших школьников после разработки и апробирования комплекса мероприятий по повышению уровня духовно-нравственного раззвития младших школьников.
Задачи контрольно-итогового этапа:
1.Провести диагностику уровня духовно-нравственного развития после проведения комплекс мероприятий по духовно-нравственному развитию младших школьников.
2.Проанализировать полученные результаты.
3.Определить результативность работы, проведенной на формирующем этапе.
4.Разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий по духовно-нравственному развитию младших школьников в процессе обучения.
- Сравнение результатов констатирующего и итогово-контрольного этапов
«Диагностика отношения к жизненным ценностям»
«Диагностика духовно-нравственной мотивации»
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
В учебно-воспитательном процессе необходимо создавать педагогические условия для решения задач духовно-нравственного развития младших школьников:
- учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников
- изучать психофизических закономерностей развития ребенка, его личности.
- учить школьника учитывать интересы других, их потребности, представленные в его личных переживаниях.
- учитель должен быть эмоционально отзывчивым на переживания ребенка, способность и умение вовремя прийти ему на помощь.
- организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.
.
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
2/16/21
Спасибо за внимание!