СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по географии "Осмысленное чтение и работа с текстом на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошо известно, что книга – источник знаний, а в  образовательном процессе из всех печатных средств, главную роль отводят учебнику. Он в значительной мере определяет объем и глубину подлежащих усвоению знаний, задает темп продвижения учащихся от незнания к знанию.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по географии "Осмысленное чтение и работа с текстом на уроках географии"»

Районное методическое объединение учителей географии

Обоянского района Курской области





Осмысленное чтение и работа с текстом на уроках географии

























учитель географии

МБОУ «Афанасьевская СОШ»

Руднева Н. В.




2015 г.

Осмысленное чтение и работа с текстом на уроках географии


Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

/Д. Дидро/



«Как хорошо уметь читать!» Можно немного перефразировать эту известную с детства крылатую фразу и добавить: «Как хорошо любить читать!» Действительно, книга — это лучший собеседник, учитель того, кто желает и умеет с ней работать. Человек, не узнавший, не понявший радости общения с книгой, ограничивает себя легкодоступной, но не всегда правильной информацией.

К сожалению, в век современных скоростей и компьютерных технологий чтение перестает быть популярным занятием, особенно в молодежной среде.

Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе имеет предмет география.

Говорить о чтении книг принято больше на уроках литературы. Но и учитель географии, вооружая учеников знаниями, умениями, навыками, старается привить детям не только географическую, но и общечеловеческую культуру. Воспитать эстетически грамотных людей, научить любить, ценить и понимать окружающий мир, быть всесторонне развитыми личностями.

На мой взгляд, проблема потери интереса к чтению среди подрастающего поколения является очень актуальной в современном обществе, поэтому цель моей работы – рассмотреть методы и приемы, применяемые на уроках географии, способствующие развитию навыков вдумчивого, разумного чтения, которые, возможно, помогут моим ученикам полюбить читать книги.

Работа с учебником географии.

Теоретические основы работы с учебником.

Хорошо известно, что книга – источник знаний, а в образовательном процессе из всех печатных средств, главную роль отводят учебнику. Он в значительной мере определяет объем и глубину подлежащих усвоению знаний, задает темп продвижения учащихся от незнания к знанию.

С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

Хотелось бы обратить внимание на три основных аспекта при организации работы с текстом учебника:

• гуманитарный аспект – понимание текста – понимание мира, познание мира;

• дидактический аспект – формирование умений работать с информацией;

• развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом.

Нередко бывает, что ученик не выучивает домашние уроки, отстаёт только потому, что не умеет работать над учебником. Предоставленный самому себе, он механически читает книгу, плохо понимает. Такое чтение не может ему привить навыки и любовь к чтению. Оно в нём вызывает скуку. Постепенно у него образуется отвращение к книге, к чтению. Он забрасывает учебник, не выполняет домашних заданий. Из-за этого ему трудно усваивать и то, что преподается в классе. Так ученик попадает в число «неуспевающих». Поэтому важно своевременно помочь ребёнку и научить его, как самостоятельно работать, как читать книгу, как выполнять задания, предложенные в тексте параграфа.

При обучении работе с книгой опытные педагоги, прежде всего, добиваются, чтобы школьники внимательно читали текст, понимали его смысл (а не заучивали дословно) при пересказе. Для этого детям предлагаются задания: найдите в учебнике определение изучаемого понятия; объяснение изучаемого явления; ответы на вопросы, стоящие в конце параграфа. Осмыслить, прочно усвоить текст учебника помогает также составление плана параграфа, составление по тексту таблиц, схем. Ученики, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут доклады, рефераты к семинарам, конференциям.

Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

- Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

- Составление плана текста. Он может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста.

- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

-Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.

- Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.

- Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.

- Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

- Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.


Приемы работы с учебником географии из личного опыта.

На своих уроках стараюсь применять разнообразные приемы, которые будут способствовать развитию интереса у учеников к чтению, причем осознанному, продуктивному, но не скучному.

1. «Заметки на полях» (система маркировки текста)

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения (работа выполняется простым карандашом). Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«+» - знаком плюс помечается то, что им уже известно;

«-» - знаком минус помечается то, что противоречит их представлениям;

«!» - восклицательным знаком помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

«?» - вопросительный знак ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Каждый учитель может составить свою систему маркировки текста, наиболее понятную и приемлемую на его взгляд при работе.

2. Составление презентации к тексту параграфа, на мой взгляд, очень интересная форма деятельности для учащихся. Это домашняя работа, она может выполняться в группах или индивидуально. Детям дается алгоритм действия:

Знакомство с материалом учебника (внимательное чтение текста параграфа).

Составление подробного плана по данному тексту (выделение главного).

Выписать основные понятия и определения, данные в параграфе.

Выделение (формулирование) текста, который будет представлен на слайде.

Продумывание последовательности слайдов презентации.

Состав эскиза будущей презентации.

Оформление презентации.

3. С точки зрения дифференцированного подхода в обучении учебник помогает мне провести опрос и слабых и сильных учащихся.

При проверке домашнего задания слабому ученику дается карточка с вопросом, ответ на который предложено найти в тексте параграфа. Издательство «Дрофа» предлагает аналогичные карточки - задания по всем курсам географии, но в своей работе составляю карточки самостоятельно.

Для сильных учеников при изучении нового материала, предлагаются задания на нахождение в тексте параграфа причинно-следственных связей.

4. Игра «Неиспорченный телефон» может разнообразить и оживить урок. Успешно применяется при изучении тем, где присутствует описание объекта или явления (например, природной зоны или страны в 7 классе). Трое учащихся выходят за дверь. Класс внимательно читает абзац изучаемого параграфа. Затем, один из учащихся класса, играет роль телефона – передает прочитанную информацию первому вошедшему ученику. Задача слушателя как можно точнее запомнить рассказ и затем передать его следующему вошедшему.

5. Взаимоопрос. Этот методический прием применяется в парах: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

6. Составление таблиц на основе читаемого материала. Есть темы, которые уже традиционно в моей практике рассматриваются с помощью составления таблиц. Работа идет с использованием текста учебника, карт атласа и дополнительных источников информации.

Например: «Как люди открывали и изучали Землю» (7 класс), «Лоция океанов» (7 класс), «Природные зоны материков» (7 класс), «Сравнительная характеристика видов транспорта» (9 класс), «Характеристика типов электростанций» (9 класс) и др.

7. В учебниках 8-9 класса «География России» ( авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе) представлен интересный и важный материал в виде дополнительного текста, отделенного от основного линейками. К сожалению, часто учащиеся просто пропускают эту информацию. Поэтому при составлении проверочных тестов, стараюсь обязательно включать вопросы на знание дополнительного текста параграфа.

Учебник географии – важная книга для ученика, он является проводником в мир науки. Правильное, осмысленное чтение текста учебника способствует развитию интереса к чтению. Но, думаю, что еще очень важный прием, позволяющий успешно решать поставленную задачу – это применение на уроках географии художественной литературы, как прозы, так и поэзии.


Использование художественной литературы на уроках

географии в целях развития у школьников интереса к чтению.

География – это наука романтиков и мечтателей! Кто из нас не мечтал о дальних удивительных путешествиях и приключениях, читая романы известных писателей? Но, к большому всеобщему сожалению современные школьники редко засиживаются за чтением художественной литературы. Когда на уроке я спрашиваю у ребят, кто читал книгу «Дети Капитана Гранта» и вижу только одну поднятую руку, мне становится очень обидно за них. Здесь нельзя не согласиться с О.В.Крыловой, в том, что если ребенок в детстве не прочитает: Ж.Верна, М.Рида, М.Пришвина, К.Паустовского, то он, скорее всего, не прочитает их никогда, потому что юность откроет перед ним другие книги.

Помня о том, что все дети любят что-то волшебное, стараюсь использовать на уроках легенды: о возникновении Японских островов, о Волге, о Байкале и его непокорной дочери Ангаре, о богатыре Енисее и другие. Вспомогательной, дополняющей частью урока являются народные загадки, пословицы, которые очень мудро передают суть некоторых явлений и процессов природы.

Художественные дополнения способствуют более точному созданию образа территории, расширяют кругозор детей. Как красиво описывает пещеры Г.Р. Хаггард в «Копях царя Соломона», как живо рисует грозу М.Твен в «Приключениях Тома Сойера», как захватывающе рассказывает А.Беляев о Саргассовом море в «Острове Погибших Кораблей». При изучении географии материков в 7 классе, обязательно обращаюсь к роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта», к собранию сочинений М.Рида.

При выборе отрывков из художественной или научно-популярной литературы для использования на уроках к ним предъявляется также критерий «географичности» — предпочтение отдается тем описаниям, которые не только отличаются красочностью и художественностью, но также отражают географическую специфику изучаемой территории или явления.

Литературные произведения могут быть использованы на разных этапах урока: в качестве эпиграфа, на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала, для актуализации знаний учащихся.

Высокохудожественная проза и поэзия оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей, создает положительный настрой, а так же обеспечивает и познавательную нагрузку. С их помощью можно создавать логические упражнения (например, дать определения выделенным в стихотворении географическим терминам или выбрать объекты, относящиеся к изучаемой теме); использовать как форму проверки знаний (например, при проведении цифровых диктантов по темам «Атмосферные осадки», «Виды облаков», «Оболочки Земли», «Природные районы России» и т.д. ); формулировать проблемные задания и вопросы (с помощью стихов Р.Рождественского при изучении демографической проблемы мира, проблем Байкала).

Конечно, метод художественного описания не является новым. Многие мои коллеги с удовольствием применяют его, а кто-то даже использует стихи собственного сочинения. Думаю, что у каждого учителя найдется своя копилка любимых литературных произведений, которые помогут сделать урок географии красочным, интересным и неповторимым.

Считаю, что урок географии, так же как и любой другой школьный предмет, должен воспитывать у детей горячую потребность читать. Общеизвестно, что между количеством читаемых учениками книг и их успехами в учении существует прямая связь.

Методическое обучение учеников правильной работе с учебником научит их успешнее овладевать знаниями, разовьёт любовь и интерес к науке. Используя на своих уроках художественную литературу, верю, кто-то из моих учеников все-таки полюбит книги и будет зачитываться всемирно известными произведениями, с которыми он познакомился на уроках географии.

"Если ученику, скажем, восьмого класса, задано сегодня по учебнику 10 страниц материала - значит, он станет тружеником. Мыслителем лишь тогда, когда прочитает в этот день 20, 30, 40 страниц интересной научной книги, журнала - не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться", так считал В.А. Сухомлинский, и с ним нельзя не согласиться.