Здравствуйте, уважаемые гости,
Меня зовут Наталья Николаевна Ноздрина.
Я учитель начальных классов. Тема моего выступления Слайд 1.
«Роль родителей в организации проектной деятельности в начальной школе»
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит основную образовательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Это предполагает рост родительской активности к образовательной деятельности школы, построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. Слайд 2.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – активная часть школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела. Слайд 3.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
помогает ученикам определить цель деятельности;
рекомендует источники получения информации;
раскрывает возможные формы деятельности;
содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
создаёт условия для активности школьника;
является партнёром;
помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Но младшие школьники не готовы к самостоятельной проектной деятельности, у них не развиты необходимые для работы качества и умения. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Слайд 4.
Одним важным условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является участие родителей, включённость их в проектную работу.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Слайд 5.
На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. Слайд 6.
Так в 2017-2018 учебном году с родителями первоклассников был проведен семинар-практикум по теме «Роль родителей в организации проектной деятельности в начальной школе»
Встреча включала в себя две части: теоретическую и практическую. Слай 7
Первая включала информацию о том, что же такое проектная деятельность; польза проектной деятельности для развития ребенка; виды проектов и этапы работы над проектом. Слайд 8.
Вторая часть практическая: родители попробовали себя в роли учеников. Им нужно было составить коллективный проект на тему: «Поговорим о вежливости».
Совместно с родителями были составлены этапы работы над проектом:
1.Начинать нужно с выбора темы. (Тема была предложена учителем)
Тип проекта иформационно- просветительский
2.Выделение возможных вариантов проблем, идей в рамках темы.(родители предлагали идеи, записывали их на листе)
Например: идеи таковы «Нужно ли ребенку быть вежливым?»
Законы вежливости. Какой он вежливый человек? И.т.д.
3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. (Для родителей были подготовлены материалы из журналов, газет, интернета)
4.Самостоятельная работа участников проекта.
5.Защита проекта. Слайд 9.
Родители защищали свои проекты.
На собрании родителям раздавали рекомендации-памятки. «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Каковы же цели и задачи работы школы с родителями? Это:
1) установление контакта, благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
2) изучение воспитательных и образовательных возможностей семей;
3) формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного и образовательного потенциала семьи;
4) вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, формирование основ педагогической культуры;
5) предупреждение наиболее распространѐнных ошибок родителей в воспитании детей;
6) оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования. Слайд 10.
Семья, как и школа, – своего рода посредник между формирующейся личностью ребѐнка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях, задачах и конечном результате воспитательного и образовательного процесса, осуществляемого школой. Это поможет им в воспитании и образовании собственного ребенка. Как мотивировать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике отечественной общеобразовательной школы традиционно сложилась и утвердилась такая форма работы школы с родителями, как родительское собрание. Его основное назначение – повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций. Именно на родительских собраниях ведѐтся разъяснительная работа по вовлечению родителей в научно-практическую работу школы.
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом.
Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
В ходе проекта важно выяснить, замечают ли родители изменения в развитии детей, в их взаимоотношениях, узнать мнение родителей о их участии в проекте.
Родители отмечают, что работа в проекте делает их детей любознательными, ответственными, коммуникабельными, позволяет проявить креативность, и самое главное сближает родителей и детей.
Родители говорят о том, что изменяются не только дети в процессе совместной работы над проектом, но и сами родители.
Таким образом, совместная проектная деятельность обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика, и родителя.
Слайд 11 Спасибо за внимание.
Уважаемые гости, сейчас мы с вами выполним мини-проект на тему «Весенняя открытка», в этом мне поможет моя коллега, учитель технологии Ольга Викторовна Тюндина.