ДОКЛАД
на 48 Научно-практическую конференцию
ученицы 9 Б класса МБОУ № 2 г. Георгиевска
Музыка в советском кино.
История киномузыки началась, еще до изобретения звукового кино. Немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в исполнении пианиста-импровизатора (тапёра). И хотя в большинстве случаев музыкальная иллюстрация киносеансов не отличалась высоким художественным качеством, она была необходима, и это ясно чувствовали и зрители. Перед их глазами совершалось чудо: на экране оживало фотографическое изображение, двигались, спешили, разговаривали люди, но все это происходило в полнейшем безмолвии. Этот удивительно реальный, но немой мир казался зрителям странным. Поэтому музыка и оказалась необходимой в кино. Ее требовало, прежде всего, движение киноизображения, неразрывно связанное в нашем восприятии со звуком. В какой-то мере музыка заменяла и отсутствовавший в немых фильмах диалог.
Новые возможности открылись перед музыкой с изобретением звукового кино, и не случайно им заинтересовались композиторы. Музыка издавна тяготела к союзу с другими искусствами: с поэзией в песне и романсе, с танцем - в балете. Музыка в кино явилось еще одним, новым типом синтетического искусства.
В кино перед композиторами открывались новые пути, заманчивые и интересные. Одна из особенностей киноискусства - необычайная сжатость действия во времени - требовала и от музыки сжатости и концентрированности гораздо большей, чем в других подобных жанрах. Однако уже в этот период делались попытки создавать оригинальную музыку для каждого фильма великими композиторами (музыка Камиля Сен-Санса к фильму "Герцог Гиз", 1908 год).
Большой вклад в развитие киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е годы, — Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г.В.Свиридов, позже - И.О.Дунаевский, М.Таривердиев.
Подлинно творческое содружество связывало композитора Сергея Сергеевича Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1945), отличается скульптурной выпуклостью музыкальных образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой сценарного решения.
Свою работу в кино Дмитрий Дмитриевич Шостакович считал важнейшим делом. Он всегда являлся в полной мере одним из авторов картины. Это хорошо понимали режиссёры, с которыми он работал. С режиссером Григорием Козинцевым Д.Д.Шостакович сотрудничал в 10 фильмах. «Говоря о музыке Шостаковича, я хотел сказать, что её никак нельзя назвать музыкой для кино. Вообще мне кажется, что музыка Шостаковича не может быть для чего-то. Она существует сама по себе» - режиссер Григорий Козинцев.
В начинающийся в 30-е годы расцвет звукового кино Д.Д.Шостакович и И.О.Дунаевский первыми в России оценили музыкальные перспективы кино, самостоятельное значение киномузыки как важного, иногда даже ведущего элемента кинодраматургии.
Исаак Осипович Дунаевский является одним из самых знаменитых советских композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам. После знакомства Дунаевского с Л.О.Утесовым, они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята», музыку к которому написал Дунаевский. Это стало его звездным часов. Фильм и музыку из него знал весь советский народ. Он писал музыку к известным кинофильмам, самыми знаменитыми из которых были «Цирк» и «Дети капитана Гранта».
(Исполнение песни «Веселый ветер» И.Дунаевского).
Самый простой способ для введения музыки в фильм - появление на экране музыканта или певца. Поэтому песня в кино сразу заняла важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия.
Песня в кинофильме, казалось бы, ничем не отличается от обычной массовой или лирической песни, тем не менее, ставит перед композитором нелегкие задачи. Ему нужно "услышать" своих героев, найти круг интонаций, соответствующий их облику и характеру.
Композитора Микаэла Таривердиева многие знают по музыке к фильмам, таким как "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы" (он написал музыку к 132 кинофильмам). О популярности фильмов говорит тот факт, что премьеру сериала «Семнадцать мгновений весны» посмотрели свыше 200 миллионов зрителей. Во время показа все 12 вечеров в стране почти не было уличной преступности - люди сидели у телевизоров. Образы родных русских пейзажей усиливают эмоциональное состояние героев именно в тот момент, когда звучит музыка за кадром.
(Исполнение «Песня о далекой Родине» М.Таривердиева).
Стремление к эксперименту, открытию новых возможностей сочетания музыки и изображения характерно для творчества отечественных композиторов.
Литература
Соколова Л. Великие советские фильмы.- Л.: Центрполиграф, 2011.
Сохор А. Н., Бялик М. Г. Советская музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.
Электронные ресурсы
http://alldayplus.ru/lifestyle/music_cinema
https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_СССР
3