Доклад на тему:
"Эффективные стратегии комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики": теория и практика".
Подготовила: Рамазанова Д.Ш. учитель обществознания МКОУ СОШ№4 п.Белиджи.
Курс ОРКСЭ с 2012 года стал обязательным предметом для всех российских школьников . Ведущей целью изучения данного курса является нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей , развитии их интереса к окружающему миру , формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий , укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса . В наши дни идет напряженная борьба за умы и души наших детей. Из росточка - саженца , если правильно за ним ухаживать, обязательно вырастет красивое, крепкое дерево.
Как гласит концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, "Полноценное духовно - нравственное развитие происходит , если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка". В связи с этим уместно вспомнить слова К.Д.Ушинского :"Воспитатель должен пользоваться всяким случаем, чтобы через посредство ученья закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя и связывать хорошее чувство с всяким представлением, с которым оно только может быть связано".
Именно на занятиях по одному из модулей курса можно подвести ребенка к осознанию того, что человек должен стремиться к высшим ценностям и смыслу ,идеалу, должен желать преобразить себя и мир вокруг. Безотметочная система контроля способствует тому ,что на уроке происходит живой контакт педагога с детьми ,сердечное общение , волнующее душу ребенка, позволяющее "высказать себя" . Мудрый учитель - садовник ,взращивая хрупкие росточки добра и любви , правильно выбирает пути достижения высокой цели : нравственное воспитание в системе общечеловеческих ценностей; формирование исторического сознания ; гражданское воспитание; формирование национального самосознания; приобщение к ценностям мировой культуры . Чтобы не сбиться с пути истинного и педагоги , и дети должны говорить на одном языке . Поэтому на уроках ОРКСЭ , учащиеся вместе со взрослыми стараются "дойти до самой сути" таких ценностных понятий , как "человек" ,"жизнь", "свобода", "разум", "совесть", "справедливость","добро"," ответственность". Создание словаря помогает ребятам не только понять значение слова , но и узнать его происхождение . Такая работа дает учителю возможность формировать внимательное, бережное ,вдумчивое отношение к слову. "Нет ничего сильнее слова " утверждает Менандр . "Всего приятнее для нас те слова ,которые дают нам какое - нибудь знание ".(Аристотель) По утверждению В.О.Ключевского " Слово великое оружие жизни ". Путешествуя в слово , мы обогащаемся духовно ; обращение к произведениям мировой художественной культуры - позволяет эмоционально воспринимать те или иные сюжеты ,события связанные со словом ,а музыкальное сопровождение мобилизует душевные силы учащихся.
Поддержкой в реализации целей курса ОРКСЭ могут служить следующие направления воспитательной работы : учебно - познавательное , культурно - просветительское , трудовое , профилактическая работа. Кроме перечисленного , огромное значение имеет создание и реализация программ социального проектирования, которые способствуют повышению социальной активности учащегося, их готовности принять личное практическое участие в реальном социально значимом деле , совершенствованию полезных социальных навыков и умений.
При реализации курса ОРКСЭ , важно добиваться от учащихся не заученной информации а способности и готовности к этической мотивации поступков. Сформированные принципы должны стать основой жизненного поведения. В связи с этим мне кажется целесообразным выводить уроки за пределы образовательной организации. Благодатной почвой для осуществления духовно - нравственного воспитания является культурное пространство нашего края. Приобщение к культурному наследию, непосредственное знакомство с различными религиями, посещение храмов различных конфессий станет прекрасным подкреплением при освоении курса ОРКСЭ.
Как известно "Знания начинаются с удивления "(Демокрит), а " настоящее познание дается сердцем". И поэтому главная задача учителя - мобилизовать духовно-нравственные , умственные, художественно - эстетические силы ребенка. Добиться этого можно, воспитывая средствами искусства.
Размышляя о подвиге, самопожертвовании, любви к человеку, учащиеся сами находят правильные ориентиры, опираясь на всем известные идеалы. Отдавая жизнь за товарищей своих , за землю родную, русский солдат Николай Сиротин в свои 20 лет уничтожает из своего артиллерийского орудия 11 танков и 6 бронемашин. А что доброго и хорошего сделал ты, сделали мы для ближнего своего?
Урок ОРКСЭ - это урок , который в наш стремительный век должен стать остановкой. Она нужна для того , чтобы можно было ощутить свою собственную душу, понять ее состояние, определить в ней то, что связывает нас друг с другом.
Что такое совесть? Всегда ли нужно поступать по совести? - спрашиваю я своих учеников , и они усердно ищут ответы, которые не всегда бывают однозначными, но они думают, рассуждают, капаются в себе. С каким увлечением дети разгадывают , извлекают тайное, оставшееся за строками: "Совесть всегда как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает" (Д.И.Фонвизин), "Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются" (Публий), "Да, жалок тот, в ком совесть не чиста."(А.С.Пушкин), "Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства.(Филдинг). Совесть без зубов , а загрызет. Злая совесть палача стоит.
"Один судья никак не мог установить , кто виноват: ответчик или истец - и решил обоих наказать палочными ударами. Совершив эту процедуру , он облегченно вздохнул : -Теперь моя совесть чиста, ибо виновный наверняка не избежал наказания". Притча " Чистая совесть" наводит ребят на размышление о том , как должен вести себя каждый из нас, чтобы справедливость торжествовала. А истоки этой справедливости берут свое начало , конечно же, в семье.
Курс ОРКСЭ объединяет детей и их родителей совместной деятельностью : так как все вопросы и задания сформулированы так , что требуют внимания родителей .
"Чем больше в мире добра , тем больше радости ", - к этой мысли ученики приходят самостоятельно в результате сокровенного разговора о добре и зле вокруг человека и внутри него.
Наиболее эффективной и доходчивой для четвероклассников является методика использования притч, басен, метафор. Правильно подобранная к теме урока притча не только способна раскрыть тему , но и побудить ученика усовершенствовать свой стиль поведения. Привитие учащимся духовно - нравственных ценностей с помощью притч - это полезно и целесообразно. Во - первых, потому что ненавязчиво рассказывает ребенку о той или иной нравственной добродетели. Во - вторых ярко запоминаются, и даже, если ребенок на самом уроке не постигнет глубинный смысл притчи, она все равно сохранится в его памяти " всплывет " в нужный момент, как образец поведения или помощь в принятии решения.
Иллюстративный пример , притча о жизни и ее исправлении ( тема урока по учебнику "Добро и зло"). "Когда - то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину : - В каждом человеке идет борьба , очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло : зависть, ревность, эгоизм. ложь. Другой волк представляет добро : мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, и поэтому спросил : - А какой волк в конце побеждает ? Старик улыбнулся и ответил : - Обычно побеждает тот волк, которого ты кормишь."
Однако не стоит обсуждать с детьми то, что они поняли или давать к ним трактовку или свое видение и понимание. Потому , что в каждой притче много смыслов и свою важную роль она может не один раз сыграть в жизни человека. "Расшифровка" притчи учителем или другими детьми может "закрыть " для учащегося ту сторону , которую он осознал при прослушивании и принял из этой притчи для себя.
Другой вопрос с баснями и метафорами , который необходимо объяснить и можно даже подискутировать с учащимися.
Притчу можно использовать как кульминационный момент урока. Тогда после прочтения притчи детям необходимо высказать свое мнение , можно попросить их нарисовать то, что больше всего их взволновало. Затем "открыть " "Художественную галерею", развесить рисунки всех детей и пусть каждый расскажет о своем сюжете. Важно помнить, что учитель в этот момент только одобрительно кивает на любой рисунок и рассказ, эмоционально поддерживает и вдохновляет всех. Но при этом не дает никаких оценок, не делает замечаний , а просто слушает.
Душа человека имеет глубину бездонную. На занятиях курса есть возможность в эту глубину погрузиться, исследовать ее. Уроками жизни, на которых ребенок задумывается о вечных вопросах , о своем отношении к миру, можно назвать занятия по курсу ОРКСЭ. Так, участвуя в анкетировании , четвероклассники , на вопрос "Кто я?" отвечают следующим образом : "Я - человек", " Гражданин России", "Верующий в Аллаха", "Я - будущее нашей страны", "Я - частица мира" итд. 100% опрошенных принимают себя , любят себя, полноценно ощущают время своей жизни. Эти результаты свидетельствуют о том, что знакомство детей с нравственными идеалами и примерами для подражания формирует у ребенка мотивацию действовать в соответствии с заявленными ценностями. Школьникам нравятся занятия курса , потому что " интересно, узнаешь много нового"; " поучительные , познавательные уроки", " научились правильно вести себя"; " работаем в группах, с мультимедиа"; " можно решать кроссворды, тесты, рисовать"; "можно полностью раскрыться "; "поговорить по душам"; " уроки учат разуму"... Почти все четвероклассники хотели бы изучать курс ОРКСЭ в старших классах. Родители тоже не остаются равнодушными к содержанию учебного материала выбранного модуля "Основы исламской культуры". Так, многие видят положительное значение курса в расширении кругозора детей, уважение к культурным , религиозным традициям народов России.
Детство всегда обращено в будущее . И дети ждут , чтобы взрослые показали им путь , который определит дальнейшую жизнь ребенка. Какую роль сыграет курс в духовно - нравственном становлении младших школьников, будет зависеть от учителя, который должен всем сердцем принимать духовные ценности , сам жить по законам нравственности , стремиться к высоте и помогать своим воспитанникам в духовном взрослении.
Список литературы:
1.Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
2.Энциклопедия "Мудрость тысячелетий", 2006г. Москва "Олма - Пресс".
3. Инструктивно - нормативное письмо "Обучение основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации".