ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОЛФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 46
Федеральной службы исполнения наказаний
Гинкуль Марина Владимировна
Преподаватель
Теоретических дисциплин
Методы психологического воздействия в процессе обучения.
Взаимосвязь между методами исследования и воздействия на процесс
обучения и социализации обучающихся в исправительном учреждении.
Покров, 2020 г.
Содержание:
1. Методы эмпирического воздействия
2. Описание методов воздействия
3. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия
4. Используемая литература
Являясь преподавателем в исправительном учреждении, пришлось столкнуться с некоторыми деформациями личности у лиц обучающихся в среднем профессиональном образовательном учреждении. Хочу отметить некоторые особенности, с которыми приходиться сталкиваться в процессе обучения осужденных. Отмечу, что обучающиеся это взрослые люди, сформировавшиеся, но по каким-то причинам, не получившим образование, или не умеющие подтверждающих документов о получение профессионального среднего образования. Бытует мнение, что осужденные неплохие психологи, которые пытаются манипулировать окружающими. Замечу, что встречаются и такие обучающиеся, это как правило, осужденные за мошенничество, или другие экономические преступления. У них есть тенденция вызвать жалость к с своей персоне (невинно пострадавшие, жертвы обстоятельств, или «влиятельных людей»). Есть обучающиеся, которые осознают, что получить образование во время отбывания наказания, является шансом вернуться к нормальной жизни. И у них после освобождения появится шанс, получить заработок по приобретенной в ИК профессии, и социализироваться в обществе. Встать на путь исправления, используя теоретические и практические полученные во время обучения в исправительном учреждении. Хочу выделить еще одну группу осужденных, это запущенные в детстве люди, зачастую это больные наркоманией и алкоголизмом. У этой группы людей, смещены ценности, для них получение образования и профессии, это по их мнению «тяжкий труд, бесполезная трата времени, которая после освобождения им не пригодится». Социализация этой группы, процесс сложный, эта группа попадает в исправительные учреждения не один раз, процесс обучения для них, это мероприятие «которое не принесет в последствии результатов. И работать по приобретенной специальности это не для них».
Хочу отметить, что реальной практике наблюдение представляет собой активный познавательный процесс. Получение информации с использованием органов чувств человека, а также научных методов в соответствии с поставленной познавательной задачей. « В отличие от житейского видения фактов и явлений предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие реальных процессов и их глубокий анализ. В связи с этим научному наблюдению предъявляются жесткие требования: четкая постановка цели наблюдения; выбор методики и разработки плана; систематичность, включающая повторяемость; контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдения; наличие критериев количественной оценки результатов наблюдения; обработка, осмысление и истолкование полученных результатов.» [Лебедев 2007 : 171].
Рассмотрим методические приемы, которые используем в процессе обучения, способные повлиять не только на усвоение знаний, а так же на социализацию осужденных, после освобождения.
В задачу обучения входит не только, получение профессии обучающимися, но и возвращение обществу человека, способного приносить пользу обществу.
Вспомним из курса психологии определение понятия «МЕТОД», и методические приемы.
«Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — способ достижения какой-либо цели.( диалектическое понимание)».
«Методы воздействия представляют практическую социальную психологию. Причем выделение и классификация методов социально-психологического воздействия особенно важны для методологии социальной психологии.» [Г.М. Андреева 2008 : 35].
Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это:
заражение;
внушение;
убеждение;
подражание.
Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Заражение, внушение, убеждение и подражание это способы влияния на психологическое состояние людей. [Безуглов. 2008 : 85]
Заражение
Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку.
Внушение
Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент. Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие). Это один из самых эффективных способов теоретического обучения. Тут применяются наглядные методы, словесные, используются доступные интерактивные способы. Обучающиеся хорошо реагируют на этот метод, дискутируют, анализируют, выказывают свои суждения, возможно не всегда логичные и правильные. Тут и вытекает следующий метод.
Убеждение
Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений. Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента.
Теперь нужно выбрать стратегию поведения, которая поможет повлиять на человека психологически. Существует несколько стратегий:
Агрессивная: Строится на противоречии доказываемых фактов. Это доказывает человеку, что вы личность неординарная и сильно отличаетесь от него. У него появляется желание выслушать вас и распутать ту логическую цепочку, которую вы запутали. Поэтому он внимательно вслушивается в каждое слово. Но такая стратегия психологического воздействия на человека характерна для профессионалов слова и убеждения. В исправительных учреждениях агрессивная форма убеждения, зачастую не работает согласно специфике заведения. Поэтому этим методом убеждения нужно пользоваться с большой осторожностью. Эта стратегия больше работает в образовательных учреждениях другого типа.
Пассивная: Эта стратегия работает только в том случае, если вы хорошо знаете собеседника. Осторожно приводя примеры из его и собственной жизни, сравнивая их с известными всему белому свету случаями, вы подводите оппонента к той мысли, которую хотите до него донести. Не допускайте нестыковок и расхождений в суждениях. Это отбросит проделанный труд на несколько позиций назад.
Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям. [Безуглов 2008 : 166]. Опять внесу свою поправку и в эту стратегию согласно специфике исправительного образовательного учреждения, примеры из личного жизненного опыта приводить не рекомендуют. Хотя примеры из жизни более эффективны, и действенны.
Подражание. Эта стратегия работает при проведении учебной и производственной практики, мастер производственного обучения наглядно демонстрирует приемы, и просит повторить методом подражания, указывая на ошибки и недостатки в самостоятельной работе обучающегося. Это наиболее эффективный способ во время обучения. Теоретические занятия, дают только общие знания. Практические занятия, не только закрепляют их, но и позволяют изучить особенности, как сейчас говорят «лайф хаки». Например, у швей: заправка новой нити в трассу проводят быстрым способом – привязывают новую нить с бабины к старой и протаскивают по трассе. Это ускоряет процесс заправки нити в трассу.
Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в педагогической психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности учащегося и других сторон психической реальности. одним из важнейших методов исследования в области психологии, в частности педагогической психологии, был метод эксперимента. С помощью этого метода проверяются гипотезы каузального, т.е. причинно-следственного, характера. Особую популярность получила в то время такая разновидность эксперимента как формирующий эксперимент. Поэтому активно разрабатывались различные программы формирующего эксперимента, коррекционно-развивающие учебные программы и т.п.. Основу гуманистической психологии составляет гуманитарная парадигма. Эта парадигма в науке предполагает собой познание природы, общества, прослойка общества нарушившего закон, она вносит изменения « обще человеческой морали» во все сферы общественной жизни.
Находясь в местах лишения свободы, в исправительных учреждения большинство людей переоценивают ценности. И в задачу образовательного учреждения в ИК входит направление обучающихся на путь исправления и социализации в обществе, после освобождения.
«Для этого характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичный случай не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Поэтому одним из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание. Понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Поэтому среди основных методов познания превалируют методы практической психологии (психологическая консультация, психотерапия, психотренинг, транзактный анализ и др.)».[ К. Роджерс 2001 : 11]
Используемая литература
Безуглов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : Учеб. для студ. вузов, / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Смысл: AcademiA, 2007. - 526 с. - (Психология для студента). 2003, 2004, 2005
Роджерс К. Психология эмоций : Учеб. пособие для студ. вузов / Г. М. Бреслав. - М. : Смысл: AcademiA, 2004. - 541 с.
Г.М. Андреева. Психология личности : принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов / А. Г. Асмолов. - 2-е изд., перераб. - М. : Смысл: AcademiA, 2002. - 414 с
Борн. Психология : Энцикл. словарь / В. А. Бачинин. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 271 с
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.
.