Доклад
по теме «Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности» учителя начальных классов МОУ «Увинская СОШ № 2» Моториной Е.А.
Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
В основные составляющие функциональной грамотности входят:
Математическая грамотность, Читательская грамотность, Естественно-научная грамотность, Креативное мышление, Глобальные компетенции
А с 2012 года одним из востребованных видов грамотности в современных условиях стала финансовая грамотность.
Перед вами определения функциональной и финансовой грамотностей из Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 и международного исследования PISA
Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с изменяющимися финансовыми требованиями общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами.
Среди компонентов финансовой грамотности, прежде всего, выделяются определённые знания основных элементов финансового мира. Вместе с тем, акцент делается не на самих знаниях как таковых, а на способности актуализировать (передавать и применять) знание и понимание того, что учащимся известно о личных финансах и финансовых продуктах.
Большинство российских подростков имеют собственные деньги. В основном, это деньги, полученные в подарок или на карманные расходы от родителей, заработанные в свободное от учебы время.
Подростки активно включаются в финансовые операции: владеют банковской картой, у некоторых есть собственный счет в банке. Многие выполняют финансовые операции: оплачивают покупку банковской картой, мобильным устройством, выполняют денежные переводы. Конечно, значительную роль в финансовом образовании школьников играет семья: учащихся обсуждают с родителями финансовые вопросы.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела исследования финансовой грамотности 15-летних школьников из разных стран, которое проводилось в рамках программы PISA в 2018 году
Современный уровень финансовой грамотности школьников можно увидеть, познакомившись с основными результатами исследований Финансовая грамотность, PISA-2018
Цикл исследования составляет 3 года. Россия принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого в 2000 году (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 гг.).
Для справки PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений которая реализуется под эгидой ОЭСР. Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Финансовая грамотность является дополнительной областью исследования PISA.
Финансовая грамотность подразумевает набор знаний и умений, для описания которых в исследовании PISA используется пять уровней. Решению рядовых финансовых задач в повседневной жизни соответствует третий уровень финансовой грамотности.
По данным исследования 2018 года, более 60% российских школьников достигают третьего или выше уровня финансовой грамотности по шкале PISA. В то же время, российские школьники в два раза реже, чем школьники в странах ОЭСР, достигают высшего уровня финансовой грамотности.
Полученные данные означают, что обучающиеся школ в России понимают распространенные финансовые понятия, термины и применяют эти знания в типичных ситуациях. Они также понимают последствия финансовых решений и могут выполнять простое планирование в знакомых ситуациях. В то же время, у них заметно меньше знаний о сложных финансовых инструментах и ситуациях, им сложнее дается прогнозирование отдаленных последствий финансовых решений.
Создан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» создан при участии специалистов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»)
В настоящее время в Институте стратегии развития образования РАО разрабатывают системы заданий целенаправленных на формирование различных компонентов функциональной грамотности. Одно из направлений – создание комплекса заданий по финансовой грамотности.
Комплекс заданий предполагает актуализацию всех познавательных процессов, представляющих принципиальную значимость для формирования финансовой грамотности. Задания требующих выявления финансовой информации, анализа информации в финансовом контексте, оценки финансовой проблемы и применения финансовых знаний и понимания.
В основу заданий для учащихся 5–6 классов положены пять тематических составляющих содержания финансовой грамотности: доходы и расходы, семейный бюджет, покупки, деньги, защита от мошенников. Для учащихся 7 класса предложен более широкий охват содержания, включающий в дополнение к названным компонентам личные сбережения и финансовое планирование.
Разнообразие жизненных ситуаций, лежащих в основе заданий, представлено в разработанных материалах близкими и понятными школьникам контекстами. Таких контекстов в материалах для 5–6 классов четыре (учебный, личный, семейный, общественный), для 7 класса — пять (учебный, личный, семейный, общественный и профессиональный). Каждое представленное в комплексах задание может быть отнесено к одному из этих контекстов.
Пример задачи на формирование финансовой грамотности.
Задача по теме Личный и семейный бюджет
«Мама дает Мише 1500 рублей в неделю на проезд и карманные расходы. На проезд Михаил тратит 20% полученных от мамы денег. Со следующего месяца проезд в транспорте подорожает на 30%. Сколько денег мама должна добавить Леше, чтобы его карманные расходы остались такими же, как до повышения цен на транспорт?»
Это классическая задача на проценты, но здесь можно поговорить о личном и семейном бюджете. Если стоимость проезда увеличилась, то увеличиться ли зарплата родителей? Может быть сыну стоит пересмотреть свои личные запросы?
При рассмотрении подобных сюжетов у учащихся возникает личная заинтересованность и как следствие они более мотивированы на изучение материала, так как видят её практическое применение.
По результатам выполнения задания оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить её, применив знания из той или иной предметной области (финансовая грамотность показывает высокую взаимосвязь с уровнями читательской и математической грамотности)
Спасибо за внимание.