СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность - это способность использовать определённые навыки для управления своими финансами, составления бюджета и грамотногоинвестирования. Финансовая грамотность должна переподаваться в школах для детей и подростков - это авжнейшая часть жизни, которая определяет, на сколько успешными дети станут в будущем.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности "»



Доклад

по теме «Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности» учителя начальных классов МОУ «Увинская СОШ № 2» Моториной Е.А.

Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

В основные составляющие функциональной грамотности входят:  
Математическая грамотность, Читательская грамотность, Естественно-научная грамотность, Креативное мышление, Глобальные компетенции


А с 2012 года одним из востребованных видов грамотности в современных условиях стала финансовая грамотность.

Перед вами определения функциональной и финансовой грамотностей из Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 и международного исследования PISA

Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с изменяющимися финансовыми требованиями общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами.

Среди компонентов финансовой грамотности, прежде всего, выделяются определённые знания основных элементов финансового мира. Вместе с тем, акцент делается не на самих знаниях как таковых, а на способности актуализировать (передавать и применять) знание и понимание того, что учащимся известно о личных финансах и финансовых продуктах.

Большинство российских подростков имеют собственные деньги. В основном, это деньги, полученные в подарок или на карманные расходы от родителей, заработанные в свободное от учебы время.

Подростки активно включаются в финансовые операции: владеют банковской картой, у некоторых есть собственный счет в банке. Многие выполняют финансовые операции: оплачивают покупку банковской картой, мобильным устройством, выполняют денежные переводы. Конечно, значительную роль в финансовом образовании школьников играет семья: учащихся обсуждают с родителями финансовые вопросы.


Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела исследования финансовой грамотности 15-летних школьников из разных стран, которое проводилось в рамках программы PISA в 2018 году

Современный уровень финансовой грамотности школьников можно увидеть, познакомившись с основными результатами исследований Финансовая грамотность, PISA-2018

Цикл исследования составляет 3 года. Россия принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого в 2000 году (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 гг.).

Для справки PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений которая реализуется под эгидой ОЭСР. Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Финансовая грамотность является дополнительной областью исследования PISA.

Финансовая грамотность подразумевает набор знаний и умений, для описания которых в исследовании PISA используется пять уровней. Решению рядовых финансовых задач в повседневной жизни соответствует третий уровень финансовой грамотности.

По данным исследования 2018 года, более 60% российских школьников достигают третьего или выше уровня финансовой грамотности по шкале PISA. В то же время, российские школьники в два раза реже, чем школьники в странах ОЭСР, достигают высшего уровня финансовой грамотности.

Полученные данные означают, что обучающиеся школ в России понимают распространенные финансовые понятия, термины и применяют эти знания в типичных ситуациях. Они также понимают последствия финансовых решений и могут выполнять простое планирование в знакомых ситуациях. В то же время, у них заметно меньше знаний о сложных финансовых инструментах и ситуациях, им сложнее дается прогнозирование отдаленных последствий финансовых решений.

Создан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» создан при участии специалистов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»)

В настоящее время в Институте стратегии развития образования РАО разрабатывают системы заданий целенаправленных на формирование различных компонентов функциональной грамотности. Одно из направлений – создание комплекса заданий по финансовой грамотности.

Комплекс заданий предполагает актуализацию всех познавательных процессов, представляющих принципиальную значимость для формирования финансовой грамотности. Задания требующих выявления финансовой информации, анализа информации в финансовом контексте, оценки финансовой проблемы и применения финансовых знаний и понимания.

В основу заданий для учащихся 5–6 классов положены пять тематических составляющих содержания финансовой грамотности: доходы и расходы, семейный бюджет, покупки, деньги, защита от мошенников. Для учащихся 7 класса предложен более широкий охват содержания, включающий в дополнение к названным компонентам личные сбережения и финансовое планирование.

Разнообразие жизненных ситуаций, лежащих в основе заданий, представлено в  разработанных материалах близкими и  понятными школьникам контекстами. Таких контекстов в материалах для 5–6 классов четыре (учебный, личный, семейный, общественный), для 7 класса — пять (учебный, личный, семейный, общественный и профессиональный). Каждое представленное в комплексах задание может быть отнесено к одному из этих контекстов.

Пример задачи на формирование финансовой грамотности.

Задача по теме Личный и семейный бюджет

«Мама дает Мише 1500 рублей в неделю на проезд и карманные расходы. На проезд Михаил тратит 20% полученных от мамы денег. Со следующего месяца проезд в транспорте подорожает на 30%. Сколько денег мама должна добавить Леше, чтобы его карманные расходы остались такими же, как до повышения цен на транспорт?» 

Это классическая задача на проценты, но здесь можно поговорить о личном и семейном бюджете. Если стоимость проезда увеличилась, то увеличиться ли зарплата родителей? Может быть сыну стоит пересмотреть свои личные запросы?

При рассмотрении подобных сюжетов у учащихся возникает личная заинтересованность и как следствие они более мотивированы на изучение материала, так как видят её практическое применение. 

По результатам выполнения задания оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить её, применив знания из той или иной предметной области (финансовая грамотность показывает высокую взаимосвязь с уровнями читательской и математической грамотности)

Спасибо за внимание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя