Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках биологии в 5-11 классах МБОУ «Гимназия» (из опыта работы)
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и географии
Шахунья, 2022 год
анализировать
использовать
размышлять
понимать
интегрировать
интерпретировать
оценивать
извлекать
Требования ФГОС
2
Читательская грамотность
Читательские действия
Научно-популярный текст
Формирование читательской грамотности
3
Текст в тестовой форме
Знаковый и символьный текст
Виды
текстов
Тексты художественных произведений
Тестовая форма
4
Задание 9 ОГЭ
Задание 11 ЕГЭ
Работа с таблицей
5
Таблица 1 «Содержание органических веществ в плодах некоторых растений»
Растения
Органические вещества, г (в 100 г)
Белки, г
Арахис
26,3
Фундук
Жиры, г
Грецкий орех
Калорийность,
15
45,2
Углеводы, г
9,9
15,2
Ккал (в 100 г)
61,5
552
9,4
65,2
7
651
654
1. В плодах какого растении из перечисленных в таблице содержится наименьшее количество сахаров?
2. В плодах какого растения из перечисленных в таблице больше всего жиров и белков?
3. Плоды каких растений из перечисленных в таблице имеют практически одинаковую калорийность?
Работа с таблицей
6
Таблица 2 «Пищевая ценность некоторых лососевых рыб»
Названия рыб
Органические вещества, г (в 100 г)
Белки, г
Горбуша
20,5
Кета
Жиры, г
Лосось
Калорийность,
19
6,5
Углеводы, г
0
24
Ккал (в 100 г)
5,6
140
0
12
0
127
200
1. В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2. Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
3. У каких рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
Работа со схемой
7
Схема 1 «Происхождение растений»
Видоизменения листьев
8
Тексты из литературных произведений
9
Нарушение работы паращитовидных желез
Происходит усиление выработки кальцитонина
Подвижность суставов на ранних стадиях заболевания
Работа с текстом учебника
10
Движение крови в организме человека .
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) − это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).
1) вена
5) правый желудочек
2) артерия
6) правое предсердие
3) капилляр
7) артериальная кровь
4) левый желудочек
8) венозная кровь
Перечень терминов:
Работа с текстом учебника
11
Дополните предложения:
Самая многочисленная группа животных - это____________________.
К общественным насекомым относятся:_________________________.
Ротовой аппарат бабочек:_____________________________________.
Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является____________________________________________________.
Одомашненные виды насекомых:_______________________________.
Работа с текстом учебника
12
Найдите ошибки в предложениях и исправьте их:
1. Самый многочисленный класс среди Членистоногих – это класс Паукообразные. 2. В отличие от ракообразных у насекомых 3 пары ног. 3. Как у клещей у насекомых слитное тело. 4. Насекомые освоили все среды жизни: наземно-воздушную, почвенную, водную и организменную. 5. К общественным насекомым относят муравьев, пчёл, термитов, которые живут большими семьями. 6. Ротовой аппарат кузнечика – колюще-сосущий.
Национальная система оценки качества образования
13
ВПР
НИКО
ГИА
PISA
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках биологии в 5-11 классах МБОУ «Гимназия» (из опыта работы)
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и географии
Шахунья, 2022 год