СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ на уроках производственного обучения"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка при работе с обучающимися с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ на уроках производственного обучения"»

Индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ

в ГБПОУ МО « Дмитровский техникум»

на уроках производственного обучения







Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования.

Проблемы специального профессионального образования на сегодняшний день являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что здоровье населения всего мира, находится в критическом состоянии, а число детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей-сирот растет.

Эти обучающиеся просто другие. Может быть они умеют делать не все как мы с вами, а многого просто совсем не могут сделать. Но и мы с вами не идеальны. Разница просто в том, что мы, если постараемся, приложим усилие, проявим желание и сможем это сделать, а они нет. Им нужна помощь посторонних людей.


Цели и задачи воспитания, и профессионального обучения обучающихся с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно – полезной жизни, формирование самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и формирование антикризисного поведения, умения жить, критически мыслить, учиться и работать в коллективе. Работать с информацией, быть достаточно коммуникабельным и ответственным.

Наша задача – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором профессиональных трудовых знаний, умений и навыков по профессии «Оператор швейного оборудования», которые пригодятся не только на производстве, но и для работы на дому, что позволят уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности» (Л.И. Швецова).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья «исключительные дети»– это ребята, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь.

Проводя исследование наших «исключительных детей», за первый год обучения, я выявила, что ребята с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды – испытывают серьезный дефицит в положительных эмоциях, нет «блеска» в глазах, не умеют планировать ход деятельности и прогнозировать конечный результат, не могут строить межличностные отношения, испытывают дефицит умения применять полученные знания в условиях современного общества.

Мы стараемся создать условия для самостоятельного решения социальных и профессиональных проблем.

С первых дней «совместной» жизни стараюсь сформировать мотивацию к общественно – культурной жизни в Дмитровском техникуме, восприятию себя, своего окружения и к участию во внутренних мероприятиях и конкурсах, не зависимо от их физических и психологических проблем развития.

Мы участвовали в недели швейника, принимаем участие на ярмарках , постоянно к праздникам выпускаем стенгазету и т.д.

Профессиональное обучение в группах имеет свою специфику и подходы. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые нами, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебно-производственного процесса, следовательно, сама производственная деятельность обучающихся, их знания, умения, навыки приобретают новые качества.

Самый главный приоритет в нашей работе с этими подростками - индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого обучающегося. Для активизации производственной деятельности «исключительных детей» мы используем следующие активные методы и приёмы в производственном обучении.

1. Линейка-приветствие. Используем в начале урока производственного обучения. Очень важным является – эмоциональное состояние ребят. Для поднятия настроения в группе, задаем позитивный настрой. Объявляем тему и цель урока. Каждый обучающийся должен четко усвоить, что он будет делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и какова последовательность выполнения работы.

2. Дозируем подачу нового материала. На уроках производственного обучения необходимо, что бы у ребят не наступало утомление. Для этого используем разнообразные средства:

‒ преподносим материал небольшими дозами.

Например – вводный инструктаж по темам обработки различных узлов разбиваем на два блока, а при необходимости и больше составляющих, блоками;

‒ на протяжении всего урока производственного обучения, на личном примере, неоднократно демонстрируем правильное выполнение трудовых приемов. Доказываем доступность выполнения трудовых приемов для ребят.

3. Упражнения - энергизаторы (короткие упражнения, восстанавливающие энергию).

На протяжении всего урока наблюдаем за выполнением практических работ «исключительных детей». И если видим, что трудовая деятельность и интерес к выполняемой работе идет на спад, ребята устали, то для восстановления энергии мы проводим «физические минутки» или упражнения на расслабление глаз. По необходимости проводим упражнения, повышающие настроение и общий тонус.

4. ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии очень удобны при изучении новых тем. На слайдах можно представить материал в виде поузловой обработки изделия, пошаговой инструкции выполнения определенных операций, таблиц с техническими условиями, правильного выполнения трудовых приемов, фотографий с изображениями опыта работы предыдущих групп и т. д.

Презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность обучающихся.

По окончанию урока производственного обучения для закрепления или подведения итогов используем презентации, в которых показ и обучающиеся быстро реагируют комментариями и ответами, закрепляя для себя учебный материал, при необходимости использую фиксацию изображения.

У обучающихся формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

5. Двоечников практически нет. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Каждый обучающийся в группе «исключительных детей» одаренный, только надо найти в чем, и талантлив, но талантлив по-своему.

Наша задача, как преподавателя, мастера п/о, создавать условия для реализации индивидуальных способностей ребят, не пропустить в обучающихся все самое лучшее.

На заключительных инструктажах уроков производственного обучения подводим итоги работы, достижения цели, рассматриваем работу каждого «исключительного ребенка».

Создание ситуации успеха помогает обучающимся преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.

Стараемся оценку «2» не ставить, т. к. ребята очень ранимые. Одни могут просто обидится, а другие и вовсе расплакаться.

6. В воспитательных целях за нарушение техники безопасности в швейной мастерской, наши обучающиеся зачитывают правила по ТБ в стихотворной форме стоя у доски ( тем самым усваивают ТБ и вот такое наказание поучительное)

Пример:

а) при работе на швейной машине

Будь всегда швеёй приятной

В чистой форме, аккуратной,

Вся прическа – под косынкой,

Осторожна будь с машинкой.

Прежде, чем её заправить,

И почистить и поправить,

Отключить машинку важно

Знать об этом должен каждый.

Голову не наклоняй

Над машинкой низко,

Пальчики не подставляй

Под иголку близко!



Процесс производственного обучения выстраиваю, от простого к сложному, от образцов до изделия (прихватки, полотенца, рукавицы, подушки, ночные сорочки, сувенирная продукция).

На учебной практике помогаем своему техникуму в выполнении плана по внебюджетной деятельности, отшиваем комплекты постельного белья. Ребята видят результаты своего труда, и они горды тем, что могут приносить пользу.

Подводя итог многолетнего моего опыта работы мастером производственного обучения с такими особенными обучающимися, следует отметить, что каждому из них нужен свой индивидуальный подход, нужно научиться понимать их и принимать такими какие они есть.

Проанализировав несколько групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей-инвалидов на протяжении всего срока обучения, я сделала вывод, что в конце обучения у наших «исключительных детей» появляется искорка в глазах, они становятся общительнее, получают много положительных эмоций, стараются строить межличностные отношения, применяют полученные знания, умения в условиях современного общества.

Ребята создают собственные семьи, воспитывают детей. Некоторые выпускники продолжают свое образование. Немногие трудоустраиваются по специальности, но большинство стремятся выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться. У всех обучающихся формируется положительный устойчивый интерес к швейному делу. Мы гордимся своими особенными учениками и рады, что оказываем им помощь в адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.

Список литературы

1. Аксенова Е.Б. Модель без отметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) обще- образовательной школе 8 вида / Е.Б. Аксенова, И.К. Йокубаускайте // Нижегородское образование. – 2010. – №3. – С. 83–93.

2. Данилова З.Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении. – М.: Русимпо, 2015. – 132 с.

3. Коррекционная педагогика. Теория и практика.

4. Коррекционная педагогика [Электронный вариант]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

5. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный вариант]. – Режим доступа: vystuplenie.doc

6. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем: Электронный научный журнал. – 2012. – №2 (10)