СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Инновации и современные педагогические технологии на уроках химии и биологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для практико-ориентированного занятия в рамках деятельности  предметной  мастерской для учителей химии

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Инновации и современные педагогические технологии на уроках химии и биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №27» а.Новая Адыгея

Тахтамукайского района Республики Адыгея

Конспект

практико-ориентированного занятия в рамках деятельности предметной мастерской для учителей химии по теме « Инновации и современные педагогические технологии на уроках химии и биологии»

Подготовила учитель биологии , химии Садырина Ольга Николаевна

Ни для кого не секрет: желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Однако, такая учебная дисциплина, как химия, в последние годы не пользуется популярностью у школьников, несмотря на прогресс в области наукоемких технологий, успехов в получении химических продуктов. Конечно, существуют объективные причины (загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы), но, в то же время, существует недостаточная химическая грамотность населения.  Специфичность и сложность изучения предмета в школе не способствует повышению  мотивации к изучению предмета.

Для начала давайте ответим на вопросы: Что такое мотивация? Как добиться ее повышения? Просматривая разные трактовки термина мотивации, я остановилась на следующей: «Мотивация – это совокупность форм методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования».

Таких  методов, средств и  форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и учитывая психологическую картину класса.

Каждый из нас, приходя в класс, на первые уроки видел, что у ребят,  впервые пришедших на урок химии или биологии,  глаза горят огнем. Они с интересом слушают, смотрят, выполняют не сложные посильные операции. Тут большую роль играет построение содержания дисциплины. От простого, легкого материала, жизненных наблюдений идет постепенное вовлечение учащихся в учебный предмет. Главное не упустить. Требовательность учителя и контроль за выполнением требований, посильных, нарастающих по мере изучения – главный успех в данном направлении. У учащихся в первой четверти оценки очень хорошие, это большой стимул для всех, даже для слабоуспевающих. На уроках сочетаются разные формы, методы и средства. Во-первых, это уроки с использованием различных технологий, методов, средств, приемов, различных форм обучения.

Немаловажным моментом является заинтересованность предметом и во внеурочное время. Я веду в школе кружок «Юный химик». Главная цель этого кружка – показать применение знаний химии и биологии на практике. В кружок ходят ребята разного возраста. Навыки, полученные на кружке, знания, полученные на уроках, используются при участии в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Наблюдая за учебной деятельностью учащихся старших классов, я сделала вывод, что в это время к моим предметам у учащихся снижается мотивация. Причин здесь много:

  • Во-первых, химия и биология - науки комплексные, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. Многие, столкнувшись с этими трудностями, просто-напросто пасуют.

  • Во-вторых, это выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии и биологии относятся предвзято – часто слышишь возгласы: «Нам химия не нужна, мы сдаем другие предметы».

Как в таких условиях повысить мотивацию? Во-первых, все зависит от личности учителя. Он должен быть не только авторитетом для детей, что само собой разумеется, но и для родителей. Выделим такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на создание благоприятных взаимоотношений в классном коллективе. Личные качества учителя-новатора (7 Т):

  • Трудолюбие

  • Творчество

  • Теплота души

  • Терпение

  • Толерантность

  • Требовательность

  • Тактичность

Ну, и во-вторых, разнообразие форм, методов, приемов имеет существенное влияние на активизацию познавательного интереса учащихся, что повышает мотивацию учащихся. На мой взгляд, применение инновационных технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Школа ныне как растревоженный улей, занята энергичными поисками новых путей обучения, привития навыков самостоятельного мышления, гуманизации человеческих отношений. Инновационные технологии в образовании основаны на использовании современных достижений науки. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у учащихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения. Предлагаю вашему вниманию результаты моей работы по применению инновационных технологий на уроках химии и биологии.

Наше время — время перемен. Нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. В результате своей деятельности я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Работая в школе много лет в разных классах, пропуская через себя годы, дни, уроки приходишь к мысли, что интерес к урокам химии и биологии уменьшается. Как настроить на работу? Своеобразие и новизна данного опыта заключается в применении современных технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности, способных дать нам ученика способного мыслить, развитым продуктивным мышлением, проявляющего умственную самостоятельность.


Здоровьесберегающие технологии на уроках  биологии и химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся


Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Их применение даёт возможность осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы, достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на группы:

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (правильная организация урока, использование каналов восприятия, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности);

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (обстановка и гигиенические условия в классе, поза учащегося, чередование позы);

  • психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).

При подготовке к урокам с использованием здоровьесберегающих технологийучитываю следующие критерии:

  • психологический климат на уроке;

  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.

  • обстановку и гигиенические условия в классе;

  • количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;

  • наличие методов, способствующих активизации;

  • длительность применения мультимедийной доски;

  • поза учащегося, чередование позы;

  • наличие оздоровительных моментов на уроке;

  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;

До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Поэтому в кабинете используется светло-зеленый и бежевый тона. На стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение учащихся. С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

По степени сложности среди школьных предметов химия и общая биология занимает одно из ведущих мест, так как требует напряженной умственной деятельности учащихся. Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности, использую различные виды преподавания. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме. Слежу за правильной посадкой учащихся, так как смена видов деятельности требует смены позы.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им включаться в активную деятельность: метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию).

Например, на обобщающем уроке по теме "Классы неорганических соединений" ученики сами выступают в роли учителя. Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание, как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед одноклассниками.

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки, включающие гимнастику для глаз, кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под моим руководством или подготовленного ученика. Они проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Провожу физкультминутки связанные с темой урока.

Способствую созданию благоприятного психологического климата на уроке через создание доброжелательной обстановке на уроке, проявление внимания к каждому высказыванию, позитивную реакцию на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности или небольшое историческое отступление. При этом с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Считаю, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: афоризмов, шуток, использования поговорок, юмористических или поучительных картинок, музыкальных минуток, четверостиший, анекдотов и загадок то теме. Все используемые мною здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, развитию их творческого потенциала.


Технология проблемного обучения.

«Мышление начинается с проблемной ситуации»

С. Л. Рубинштейн

Проблемное обучение пронизывает весь курс химии и биологии. Практически изучение всех тем можно построить на выдвижении гипотез, созданий проблемных ситуаций, постановке проблемных вопросов и поисков ответов на эти вопросы, путей разрешения проблемных ситуаций.

Основными понятиями в проблемном обучении  являются проблема, проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.

Проблема возникает на стыке известного и неизвестного.

Проблемный вопрос –  это «одноактное действие», стимулирующее мысль, активизирующее мышление, заставляющее человека думать.

Проблемная задача предполагает ряд действий для ее решения, обучающийся самостоятельно должен провести частичный поиск.

Проблемная ситуация – психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может при помощи имеющихся знаний выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблемы.

Приведу примеры заданий, которые я использую для создания проблемных ситуаций на уроках химии:

1. Сообщение учителем новых фактов, которые не вписываются в рамки изученных школьниками теорий, усвоенных законов и понятий.

Проблемная ситуация может возникнуть при изучении закона сохранения массы. Колба, запаянная с металлом, взвешена до реакции. После прокаливания сосуд был открыт и взвешен. Почему его масса увеличивается?

4. Напоминание учащимся о таких жизненных явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний.

Школьники знают, что при обработке раны 3%-м раствором пероксида водорода наблюдается вспенивание, причем они не могут объяснить причин этого явления. Это незнание служит источником для возникновения проблемной ситуации.

Такие задания заставляют учеников мыслить, искать пути решения проблемы, анализировать и обобщать.

Что касается биологии, то в зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся возможно несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на уроках:

1. Постановка проблемного вопроса.

Способствуют развитию творческого мышления и проблемные вопросы, ориентированные на противоречивые ситуации, которые побуждают к поиску новых знаний.

1) Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?

2) Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?

3) В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?

4) Почему в науке используется несколько критериев жизни, а не какой-то один?

5) Следует ли прекратить исследование, если очевидна возможность использования его результатов во вред обществу?

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала я установила, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

1) Тема: «Фотосинтез». Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван Гельмонт обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг, вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для ученого осталось загадкой. Ученики должны ответить на этот вопрос. Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном заряде, направленном на разгадку данного опыта, а, следовательно, на разгадку «Тайны процесса фотосинтеза».

2) Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

3. Аналитический способ. Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают соответствующие выводы.

Так, при изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их ко мхам. Лишь русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника это самостоятельные растения – водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно отнести?

4. Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений.

Тема: « Иммунитет». Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.

Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?

5. Прием научного спора.

На уроке создается ситуация спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Учитель в данном споре является судьей.

Тема: «Многообразие моллюсков» Например: 1-й ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных».

2-й ученик: «Несмотря на наличие раковин, как защитных приспособлений, численность моллюсков в водоёмах заметно снижается», 19 видов этих животных занесены в «Красную книгу».

3-й ученик: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является употребление в пищу многими животными и человеком».

4-й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоём».

Кто прав в споре?

Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения.

6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.

В 9 классе при изучении темы «Функции мембраны, транспорт веществ через мембрану» привожу высказывание ученого-биолога: «После того как появились мембраны… из супа, варившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы». На основании чего ученый пришел к такому утверждению?

Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Кроме того в результате использования элементов проблемного обучения школьники учатся давать полные развернутые ответы, используя речевые обороты: «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «я думаю…». Это способствует формированию у учащихся системы научных знаний на основе их субъективного опыта, учит высказывать свое «личное» мнение по данному вопросу.

Также проблемное обучение на уроках биологии я провожу через решение задач. Что такое задача? Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат. Чем отличается контрольный вопрос от задачи? Часто вопрос требует простого воспроизведения какой-то порции известной информации: откройте учебник, прочитайте соответствующий раздел, запомните – ответ готов. При решении задачи необходимо:

  • умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 

  • четкое знание терминов;

  • правильное решение задачи (полезный результат).

Прежде чем предложить решить учащимся задачу, следует повторить пройденный материал главы, темы или курса. На каждом уроке ученик имеет возможность получить оценку, а класс – полезную информацию. Все это повышает интерес учащихся к предмету, помогает им получать информацию из дополнительных источников, составлять задачи, интересные вопросы для уроков и внеклассных мероприятий. И, конечно, постоянно звучит вопрос “Почему?” Ученики не только излагают материал, но и отвечают на этот вопрос, начинают верить в себя. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа.

Приведу здесь несколько примеров использования познавательных задач:

  1. Королевские пингвины оставляют до пяти месяцев детенышей без еды в суровых климатических условиях. Как выживают пингвинята? (Птенцы собираются в большую стаю, в которой постоянно перемещаются птенцы снаружи к центру стаи, согреваясь и охлаждаясь. Все зависит от количества птенцов). 

  2. Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу, прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает тарантул о приближении жертвы? Как питается паук? (Тарантул чувствует движение земли, когда ползет змея, внезапно набрасывается, яд обездвиживает змею. Переваривание пищи происходит вне организма, т.е. в жертве, пауки всасывают переваренную пищу).

  3. Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8 см2, собаки – 64,5 см2, у акулы – 130 см2Почему такая большая разница реагирующей поверхности? (Акуле мешает воспринимать запахи большая плотность воды, у собаки обоняние служит поиску пищи, человеку помогает сохранять здоровье, иногда и жизнь).

Основная задача как учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении проблемных ситуаций. Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.



Технология метода проектов

Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект предполагает разработку замысла, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником. В практике обучения химии и биологии проектная деятельность реализуется через: внеурочную и предметную деятельность. Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества. При этом я ставлю следующие задачи:

  • образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность, в процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по предмету;

  • развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;

  • воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:

  • «Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.

  • «Специалист»: компетентен во всём.

  • «Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.

  • «Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.

  • «Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.

  • «Координатор»: организовывает сотрудничество.

  • «Эксперт»: анализирует результаты, оценивает.

Классификация проектов:

Персональные: Презентация Мой кот.

Групповые: Проектные задания для самостоятельной работы.

Мини-проекты: Разработка листовки о вреде курения.

Краткосрочные проекты: Определение загрязненности поваренной соли .

Недельные проекты: наблюдение за изменением окраски вишнёвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды.

Долгосрочные: Влияние различных способов предпосевной обработки на прорастание семян.

Исследовательский проект: Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы. Исследование содержание витамина «С» в различных фруктах.

Информационный проект: Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха. «Влияние вредных факторов среды на развитие эмбриона человека».

Творческий проект: Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Покормите птиц зимой.

Ролевой проект. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. «Вода, её состав, значение» (ролевая игра с участием журналистов, представителей исследовательских групп- историков, экологов, физиков, химиков).

Эффективны также исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку.

Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических и экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот сущность и основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.



Информационно- коммуникационные технологии.

«Научить человека жить в информационном мире - 

важнейшая задача современной школы»

Семенов А. П.

Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии и биологии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают урок ярким и содержательным, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становиться запоминающимся, легко позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию.

Во время дистанционного обучения, дистанционных мероприятий, олимпиадах, конкурсах и проектах выстраивается индивидуальная персональная траектория обучения.

В своей работе я тоже использую информационные технологии. Считаю, что информационные технологии – удобный инструмент, который при разумном его использовании вносит в школьный урок элемент новизны, повышает интерес учащихся к приобретению знаний, облегчает учителю задачу подготовки к уроку. В моей работе компьютер сегодня стал такой же неотъемлемой частью учебного кабинета, как доска и мел.

На своих уроках использую интерактивное тестирование учащихся в режиме On-line, развивающее интеллектуальные способности учащихся. Использование учебного электронного пособия “Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория”, электронных учебников, с помощью компьютерного сопровождения также помогают демонстрировать химические эксперименты, которые в силу опасности для здоровья детей или в виду отсутсвия химических реактивов, не могут быть проделаны на уроке.

Таким образом, использование компьютерных технологий дает увеличение плотности урока без ущерба качеству усвоения, позволяет учителю повысить темп урока, помогает лучше усвоить логику рассуждений. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету, а это в конечном итоге приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной деятельности и служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.

Сейчас перед учителем открываются широкие возможности применения компьютерных презентаций в программе Power Point, применение иных электронных ресурсов, возможностей Интернета, всё это является гарантом эффективности учебного процесса.  Из всего сказанного следует, что химия как наука ХХI века тесно связана с новыми информационными компьютерными технологиями, использование которых расширяет возможности учащихся, даёт более углубленно изучать интересующую его тему.

Технология разноуровневого обучения.

Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, в соответствии с их наклонностями, интересами и возможностями. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: У одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по химии можно решить через технологию уровневой дифференциации. Реализуя ее, определяем следующую последовательность действий:

  • Определение содержания учебного материала;

  • Разработка технологической карты для учащихся;

  • Создания методического инструментария /задания разноуровневого характера

  • Устный зачет и письменные контрольные работы по теме.

  • Диагностика результатов обучения.

Для оценки успехов учащихся необходимо определить, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций).

Пример проверочной самостоятельной работы по теме: “Соединения химических элементов”

Вариант 1. Включает нестандартные задания творческого характера.

Используя Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева, определите формулы пяти бинарных соединений. Укажите степень окисления элементов. Приведите по две формулы веществ каждого класса. Назовите эти вещества.

Вариант 2. Включает стандартные задания, но содержит элементы усложнения.

Составьте формулы оксидов азота, в которых азот проявляет степень окисления 1,+2,+3,+4,+5. Распределите вещества по классам, напишите их формулы: гидроксид железа(II), серная кислота, оксид магния, хлорид алюминия, нитрат цинка, гидроксид натрия, оксид кальция, азотная кислота.

Вариант 3. Включает репродуктивные задания.

Определите степень окисления элементов в соединениях по формулам: Na2S, CuO,SiH4, CO2,Ba3N2.

По формулам распределите вещества по классам: К2О, KCl, NO2,HNO3, KOH, MgSO4, HCl,

Технология игрового обучения.

Данная технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения.

В игровой технологии можно выделить следующие компоненты:

  • Мотивационный компонент связан с отношением учащегося к содержанию и процессу деятельности.

  • Ориентационно - целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.

  • Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владея познавательными учебными действиями смогут ими воспользоваться.

Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой атмосферы, определенного настроя и тона учителя. Но самое главное – уметь найти органическую связь игры с задачей данного урока, так как ее главная цель – помочь сделать серьезный труд детей занимательным, интересным и продуктивным.

Я использую игры и игровые моменты, которые помогают при обучении химии и биологии проводить сравнение наблюдаемых объектов, выделять группы веществ по определенным признакам (цвет, форма, размер), устанавливать закономерности, помогают постепенно переходить от конкретного и абстрактному, рассматривания реальных изображении к более схематичному, отрабатывать вычислительные навыки.

Игра активирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости. В игровых моментах учащиеся лучше запоминают новый материал, закрепляют имеющиеся знания и умения, меньше устают и с интересом работают, активно включаются в познавательную деятельность, восприятие нового материала и рефлексия подкрепляется эмоциями.

Еще К.Д.Ушинский указывал на то, что «В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращенья от учения…» Занимательность является эффективным педагогическим средством, используемым на уроках химии и биологии. В своей практике я использую большое количество игровых элементов на этапах освоения и рефлексии, например, кроссворд, который можно дать на этапе рефлексии для закрепления знаний о пройденной теме. Также можно проводить уроки повторения, используя игровые элементы в виде КВН, Брейн-ринга, «Поле чудес», «Своя игра», и т.д. такие познавательные игровые моменты способствуют повышения интереса учащихся к предмету.

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.


Технология развития критического мышления на уроках биологии и химии

«Немногие люди размышляют больше двух или
трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, 
размышляя один или два раза в неделю». 
Джордж Бернард Шоу

 В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Особенностями этой технологии являются:

  • учебный процесс  строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

  • на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

  • стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.

Основа технологии РКМ – структура урока состоит из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия. 

  • На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме.

  • На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией.

  • В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Задачи 1 стадии - Вызов

- актуализировать имеющиеся у учащихся знания и пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, работе с новой информацией;

- помочь учащимся самим, используя бесконфликтный обмен мнениями, определить направления в изучении темы.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Задачи 2 стадии - Осмысление

- поддерживать активность, интерес учащихся при постепенном продвижении от знания «старого» к «новому»;

- получение новой информации, классификация ее по категориям знания

Задачи 3 стадии - Рефлексии        

- помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал через обмен мнениями о новой информации, приобрести новые знания, соотнести новую информацию и имеющиеся знания, выработать собственную позицию и оценить процесс;

- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

На этой стадии можно использовать приемы: кластер, эссе, самоанализ, шесть шляп критического мышления, ключевые слова, взаимообучение, синквэйн (синквэйн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях).

Технология развития критического мышления отражает гуманистический подход к образованию, так как предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс учения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.

Технология  критического мышления  дает:

Ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;

  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

  • умение критически мыслить;

  • умение ответственно относиться к собственному образованию;

  • умение работать в сотрудничестве с другими;

  • повышение качества образования учеников;

  • желание и умение стать человеком, который  учится  в течение всей жизни.

Учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий в образовательном процессе приводит к тому, что повышает мотивацию учения и качество знаний учащихся по предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Об этом говорят результаты участия обучающихся в предметных дистанционных олимпиадах и конкурсах, результаты личного участия в педагогических конкурсах, стабильность качества знаний по преподаваемым мной предметам.

Выводы:

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к химии и биологии;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся;

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

В заключение хочу сказать, что у каждого учащегося свои потенциальные возможности, восприятие, развитие, и задача преподавателя - создать такие условия, чтобы раскрыть каждого ученика для успешного усвоения учебного материала, для его веры в себя, уверенности, его комфортности на уроке. Чтобы видеть блеск и тысячу вопросов в глазах своих учеников, нам надо постоянно двигаться вперед, вести активный образ жизни. Закончить свое выступление хочу словами мыслителя Али Апшерони о том, что педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся.

Используемые технологии способствуют повышению эффективности обучения биологии и химии. Об этом говорят следующие показатели. Оценка знаний учащихся по итогам годовой аттестации имеют позитивную динамику за последние три года по всем классам. Качество знаний по предмету составляет от 50% до 60% и имеет так же позитивную динамику по классам за последние три года. Выпускники основной и средней школы выбирают экзамен по химии для итоговой аттестации. Учащиеся принимают участие в исследовательской работе, выполняют проекты.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!