СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Интерактивная инфраструктура современного урока химии в контексте стратегий ФГОС"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на МО по данной теме. Актуальность темы состоит в том, что ИКТ позволяет выстраивать работу эффективно и реализовывать активное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Интерактивная инфраструктура современного урока химии в контексте стратегий ФГОС"»





Доклад по теме:











Подготовила учитель химии и биологии высшей категории МБОУ Роговской СОШ № 4 им. С. В. Пешеходько

Панченко Н.И.











Активное и интерактивное обучение

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали новые методы, нестандартные формы занятий и т.п.

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Современные ИКТ позволяют реализовать активное обучение на основе «модели полного усвоения» знаний. Сейчас уже для работников образования, очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:

- учащиеся открыты для обучения и активно включаются в сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала; при этом успех от выполнения интерактивных обучающих тестовых заданий может стимулировать интерес учащихся к изучению химии.

- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;

- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются осуждению и не получают негативной оценки.

Практически все эти требования соблюдаются, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Поэтому из всего многообразия подходов и методов активизации обучения мы остановились на интерактивных формах и методах обучения.



Активизация обучения как педагогическая проблема

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения».

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.

По мнению О.С. Габриеляна , успешное формирование предметной химической компетентности в немалой степени зависит от компетентности информационной, под которой понимается владение информационными технологиями, умение работать со всеми источниками и видами информации.

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

В зависимости от уровня познавательной активности учащихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Школьники при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Однако подобная классификация нам представляется неприемлемой, так как она искажает принцип сознательности и активности учащихся в обучении и находится в противоречии с самой теорией процесса обучения, согласно которой обучение - процесс двусторонний, предполагающий активность ученика на всех его этапах.

Распространенной классификацией методов обучения является следующая классификация. Методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала делятся на объяснительно-иллюстративные методы, репродуктивные методы, проблемное изложение, частично-поисковые, или эвристические методы, исследовательские методы.

Причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает.

Эта классификация соответствует определению метода. В наиболее общем понимании метод - система действий, направленных на достижение определенных целей . В словаре русского языка метод определяется как способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо. В настоящее время в педагогике методы обучения определяются как способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения.

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);

б) инструктивные и дедуктивные (логические аспекты);

в) репродуктивные и проблемно- поисковые (аспект мышления);

2. Методы стимулирования и мотивации:

а) интереса к учению;

б) долга и ответственности в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

а) устный, письменный и лабораторно- практический.

Интерактивное обучение является одним из современных на правлений «активного обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе. Рассмотрим сущность интерактивного обучения более подробно.

Сущность интерактивного обучения

Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн и т.д. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение». Согласно одному из новейших педагогических словарей интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

В учебном пособии для студентов высших учебных заведений под редакцией Паниной Т.С., интерактивное обучение - обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.

Таким образом, интерактивное обучение -- это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена видов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Кроме того, интерактивное обучение основано «на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта» .

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Принципы, формы и методы интерактивного обучения

Среди основных его принципов называют диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную. Наиболее полно эти эффекты проявляются при игровых и тренинговых формах проведения занятий.

Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме . Методом обучения называется способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

К формам и методам интерактивного обучения могут быт отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих за дач, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая; работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий; педагогическая студия, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники и др.

Некоторые исследователи относят многие из выше указанных методов к «активным формам семинара», отмечая, что каждая из этих форм своеобразна, имеет специфические функции, свою методику подготовки, организации и проведения.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:

1) дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуации из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;

2) игровые: дидактические и творческие игры, в том числе дело вые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;

3) тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

В последнее время в практической дидактике по примеру психологов для описания технологических шагов стали использовать термин «методика» в значении совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо.

В образовательной практике осваиваются различные формы и методы интерактивного обучения, создаются оригинальные техники ведения дискуссий, обучающих игр, виртуальных лабораторных работ и т.д..

Педагогическая эффективность интерактивного обучения

Итак, интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

1) учебно-познавательную (предельно конкретную);

2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).

Подробнее рассмотрим результаты и эффекты интерактивного обучения.

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у учащихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

3. Как известно, опыт не передается, но интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний.

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей учащихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей (компетентность -- доказанная готовность к действию) через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной дея-тельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.

Исследования показали влияние групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок и поведения участников.

4. Поскольку интерактивное обучение предполагает возможность коммуникации с преподавателем и партнерами по учебной деятельности, сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой активности, то система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания, умении и навыки в различных ситуациях может строиться на основе оперативной обратной связи, что делает контроль более гибким и гуманным.

5. Одно из назначений интерактивного обучения -- изменять не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как часто интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности, применяемых в современном демократическом обществе.

Что же дает внедрение интерактивного режима учащемуся как субъекту образовательного процесса? Конкретному учащемуся:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

- развитие толерантности.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность учащихся в учебном процессе.

Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников в практике, как общего, так и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит более качественным.

Применение ИКТ на уроках химии

Одной из задач современного учителя является пробуждение интереса учащихся к предмету и поддержание этого интереса на протяжении всего курса изучения. Химия — очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к нему прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы.

Все это легко решают уроки с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов в школе.

На уроках химии и при подготовке к ним я применяю следующие формы:

• создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии 8–11 классов (созданы презентации по темам: «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Природные источники углеводородов», «Карбоновые кислоты», «Химия и повседневная жизнь человека», «Решение расчетных задач по теме “Смешивание и разбавление растворов”», «Спирты», и др.);

• создание проектных и исследовательских работ (созданы проектные работы по темам: «Витамины», «К 300-летию М.В.Ломоносова», «Бросай курить»);

• проведение виртуального химического эксперимента;

• моделирование химических процессов и явлений;

• решение расчетных и экспериментальных задач в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ;

• использование готовых мультимедийных пособий («Уроки химии Кирилла и Мефодия» – виртуальная школа; электронные пособия – «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Открытая химия»,); дидактического и раздаточного материалов для 10–11-х классов;

• использование интернет-ресурсов.

ИКТ–технологии применяются мною как на различных этапах, так и на разных типах урока:

Применение ИКТ на различных этапах урока.

1.Организационное начало урока (например, видеофрагмент «Кислоты»),

Целеполагания (посмотрите на слайд и сформулируйте цель урока).

2.реализация основных этапов урока (презентация, видеофрагменты, ресурсы сети интернет, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программы-тренажеры).

3.физкультурные минутки (используя ИКТ провожу электронные и музыкальные минутки).







4.организации контрольно-измерительного блока (например: химические диктанты, тесты, заданий типа «убери лишнее», «закончите предложение» и т.д.)

5.домашнего задания(предлагаю ребятам составить электронные презентации, решить кроссворды).

Применение ИКТ на различных типах урока.



1.Урок изучения нового материала (традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа).На этих уроках применяю не только презентацию, но и видеофрагменты, ресурсы сети интернет, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программы-тренажеры.

2. Урок комплексного применения знаний (практикум, лабораторная работа и т.д.). На этих уроках кроме презентации применяю системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Главное преимущество – они позволяют проводить эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности и временным характеристикам.

3. Урок обобщения и систематизации знаний(семинар, конференция, круглый стол).Задача такого типа урока – собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Поэтому презентации, использованные на таких уроках, отличатся от презентаций, используемых на уроках изучения нового материала. Они содержат схемы, таблицы, выводы, что позволяет сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того выводы и схемы, появляются постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. К обобщающему уроку предлагаю учащимся подготовить небольшой отчет о домашнем эксперименте или защиту мини-проекта по пройденной теме.

4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний (контрольная работа, зачет, смотр знаний).На этих уроках применяю презентации, ресурсы сети интернет, дидактические материалы, программы «Электронные уроки и тесты».В электронных уроках предлагается альтернативная форма подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Помимо полного охвата тем школьного курса, они содержат большое количество дополнительной информации, нередко выходящей за рамки школьной программы. Кроме того, что тоже важно, они могут быть использованы с любым из действующих учебников.

5.Нестандартные уроки. В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят:

- уроки игры (деловые, ролевые, художественные);

-уроки сценарии (по примеру ТВ-программ);

-уроки-поиски (с организацией самостоятельной работы учащихся).

На протяжении нескольких лет я практикую нестандартные уроки с использованием ИКТ, что позволяет

- стимулировать интерес учащихся к изучению химии и биологии,

- способствовать развитию познавательного и коммуникативного интереса,

- стремления к самостоятельной работе как на уроке, так и во внеурочное время,

- позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний,

- способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала.

В перечисленных типах уроков презентации создаю не только я, но и мои ученики. В старших классах ученики бывают авторами урока-презентации, который становится их итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Важным пунктом использования ИКТ становится подготовка к ЕГЭ. Существует большое количество электронных репетиторов для подготовки. С у чащимися, решившими сдавать ЕГЭ по химии, я использую презентацию – тренажер с выбором одного ответа.

В «Репетиторе Кирилла и Мефодия» есть также возможность проводить свободные тренинги и свободные экзамены, т.е. мини-экзамены по отдельным темам или даже по отдельным вопросам.

Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

«Тебе скажут — ты забудешь,
Тебе покажут — ты запомнишь,
Ты сделаешь — ты поймёшь»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!