СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Модель предпрофильного подготовки и профильного обучения в старших классах"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад рассматривает модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Модель предпрофильного подготовки и профильного обучения в старших классах"»



Создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах.

Основные этапы:

  • апробация профильных, элективных, предпрофильных курсов;

  • разработка форм и методов организации проектной деятельности учащихся;

  • создание оптимальной схемы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения;

  • формирование индивидуальной накопительной оценки выпускника 9-го класса –«портфолио»;

  • комплексный мониторинг учебно-воспитательного процесса в профильном классе.

Результатом данной работы стало следующее:

  • разработан перспективный план введения и развития предпрофильного и профильного обучения в МБОУ СОШ № 14 на период до 2020 года;

  • разработаны учебные планы классов гуманитарного профиля МБОУ СОШ № 14, формы отчетной документации

Организация обучения на предпрофильной ступени

Особая роль в современных условиях отводится предпрофильной подготовке. Предпрофильная подготовка должна взять на себя компенсаторную функцию коррекции содержания образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению, к переходу на профильное обучение.

В связи с этим творческая группа учителей по профильному обучению осуществляла работу по двум направлениям:

  • ранняя профилизация в параллели 8-х классов;

  • предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов;

  • Профильная подготовка в 10-11 классах.

В рамках ранней профилизации учащихся параллели 8-х классов с восьмиклассниками были проведены разъяснительные беседы о целях, задачах, содержании профильного обучения. Педагогом-психологом школы было проведено психодиагностическое исследование для уточнения и конкретизации их склонностей и интересов, что послужит основой для формирования групп предпрофильной подготовки на следующий учебный год.

В параллели 9-х классов за счет школьного компонента базисного учебного плана осуществляется предпрофильная подготовка учащихся. Ее цель – выявление интересов, проверка возможностей учения по предполагаемому направлению. Это позволит учащимся при переходе в 10-й класс сделать сознательный выбор профиля.

Для работы по предпрофильной подготовке учителями школы была разработана программы предпрофильных курсов:

  • «По законам красоты»,

  • «Мировая художественная культура»,

  • «Диалог культур»,

  • «Литературное краеведение»,

  • «Историческое краеведение»,

  • «Культура страны изучаемого языка».

Мы преследовали такие цели, как:

  • способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

  • заложить фундамент для формирования личного мировоззрения у каждого учащегося, помочь ученику осуществить осознанный выбор профиля обучения.

На тематических родительских собраниях члены творческой группы и администрация школы постоянно знакомили родителей с ходом работы в направлении предпрофильной подготовки учащихся, с механизмами реализации средств психологической, педагогической и информационной поддержки самостоятельного выбора выпускниками 9-х классов профиля обучения.







Важными задачами при работе с родителями были следующие:

  • формирование у взрослых и их детей профессиональной и психологической компетентности;

  • информирование об основном (гуманитарном ) направлении, целях, задачах, содержании профильной школы;

  • помощь в выборе профиля, организация работы по подготовке к поступлению в профильный класс.

Для организации курсов по выбору используется вариативный компонент базисного учебного плана и возможности образовательных учреждений и других организаций города для расширения образовательной среды(музеи, выставочные залы, вузы).

При организации предпрофильной подготовки курсы по выбору учащихся проводятся на основе модульного подхода.

Особенности модульного подхода:

  • Модульный подход, предусматривающий короткие (от 8 до 17 часов), относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии несколько ситуаций выбора предметов для изучения.

  • Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени рекомендуется разрабатывать и реализовать в форме проектной и исследовательской деятельности.

В процессе освоения предложенных модулей формируется накопительная качественная оценка создаваемых учащимися продуктов в виде портфолио (портфеля личных достижений), которая позволяет объективно судить об их способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.

Предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору, – более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков.

Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени являются рекомендации методического совета школы относительно итоговой аттестации, согласно которым учащимся основной школы рекомендуется сдавать выпускные экзамены по предметам, которые станут профильными в старшем звене.

Этапы формирования профилей

1 этап. Организация самоопределения подростков

Для обеспечения успешного самоопределения подростков планируется комплексная работа, которая включает:

  • курсы по выбору на предпрофильной ступени;

  • педагогическая и психологическая диагностика (система мероприятий, направленных на самопознание);

  • развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность);

  • информационная работа, направленная на ориентирование учащихся в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаимодействие учреждений при организации учебного процесса);

  • профориентационная работа, развитие способностей к социальному самоопределению учащихся;

  • вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся (родительские собрания, родительские классные часы и т.п.).

2 этап. Подготовка педагогических кадров в ходе организации профильного обучения

Предлагаемые меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности участников педагогических коллективов образовательных учреждений.

Для этого в МБОУ СОШ № 14 осуществляется следующая деятельность:

  • В план работы методического совета школы, в перспективный план проведения педсоветов, в план работы психологической службы включены вопросы, связанные с переходом на профильное обучение.

  • На 2018-2019 учебный год запланирован годичный семинар по организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

  • При планировании курсов повышения квалификации на любом уровне приоритетным является направление «Организация профильного обучения».

3 этап. Основной

Он состоит из следующих шагов:

  • Проведение опроса учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, его причинах, об определяемом им запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов.

  • Определение возможных профилей, которые будут востребованы девятиклассниками.

  • Независимая оценка учащихся 9-х классов учителями, которые их учат и знают с точки зрения рекомендаций, продолжать либо нет обучение по тому или иному профилю.

  • Оценка и определение профиля на основе учета множества факторов (семейные традиции, склонности учащегося, способности учащегося, мнение родителей, возможность продолжения образования и карьеры, рекомендации учителей, школьного психолога и др.).

  • Подача девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе по тому или иному профилю.

  • Формирование учебного плана профильных классов.

  • День открытых дверей в старшей школе: демонстрация имеющихся на старшей ступени возможностей, конкретизация предлагаемых образовательных услуг, представление будущих преподавателей профильных классов, презентация ими концепции преподавания предмета.

  • Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана с учетом выбранного профиля.

  • Предъявление учебных планов родителям на собраниях в 9-х классах, окончательная коррекция планов.

  • Организация профильного обучения на старшей ступени школы

  • Опыт и проблемы

В 1995 учебном году впервые в нашей школе был создан класс гуманитарного профиля.

Для создания модели организации работы профильных классов гуманитарного профиля на первой ступени организации профильного обучения работает творческая группа учителей по теме «Формы и методы работы в профильном классе.

Результатами работы по организации деятельности классов гуманитарного профиля стали:

Разработка учебных планов профильных классов, подбор комплекта учебных программ для ПК.

Создание схемы мониторинга УВП по направлениям:

– учебная работа (в частности, использование рейтинговых оценок успешности);

– контроль качества знаний по профильным и элективным курсам;

– психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса;

Общая схема организации мониторинга УВП в профильном классе включает:

  • вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в начале учебного года;

  • промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в середине учебного года;

  • итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в конце учебного года.

Данные формы контроля подразумеваются для профильных дисциплин, т.к. по элективным курсам зачетной работой является проектная творческая работа и ее защита на школьной конференция профильного класса «Взгляд молодых на проблемы гуманитарных наук».

Также особую работу мы проводили по отбору оптимальных методов и педагогических технологий (от самостоятельного изучения основной и дополнительной учебной литературы и иных источников информации до проведения эвристических контрольных работ, творческих конкурсов, публичных защит проектов, дискуссий, творческих встреч и др.).

Овладение современными педагогическими технологиями работы в профильных классах (например, проектная деятельность). Здесь важно отработать механизмы занятий в профильных классах как по профилирующим предметам, так и по непрофильным предметам в целях оптимизации учебного процесса и недопущения перегрузок учащихся. Особенность профильных классов в том, что они помогают в учебной действительности представить себя будущим профессионалом.