Выдающийся итальянский педагог-психолог
Мария Монтессори (1870 – 1952) (Слайд 2)
Одним из эффективных и результативных вариантов, который позволяет учесть, как общие, так и специфические закономерности развития детей с ОВЗ, является использование Монтессори-материалов. (Слайд 3)
Монтессори-материал – это развивающие и автодидактические пособия для детей. Их отличие от разных «полезных игрушек» состоит в том, что в комплексе они образуют целостную среду, которая охватывает все сферы развития и начального образования. Функции Монтессори-материала в среде не повторяются и не дублируются, здесь нет ничего случайного и лишнего. Каждый Монтессори-материал имеет свою точную задачу, основной алгоритм использования, возможность упражнений и способ самоконтроля. Материалы позволяют ребенку получать знания и навыки через собственный опыт на основе свободного выбора.
Методика Марии Монтессори – это универсальная разработка, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач развития ребенка: обеспечение оптимальных условий для формирования когнитивной и аффективной сферы, регуляторного обеспечения психической активности с учетом специфики их совершенствования в онтогенезе. «Соревнуясь» лишь с самим собой, ребенок получает убежденность в личных силах и полностью осваивает предложенный материал.
Основной принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!». То есть взрослый (дефектолог, педагог, психолог, родитель), исходя из интересов и возможностей ребенка, создает ему оптимальную среду для развития творческого потенциала. Организация и реализация занятий с детьми с ОВЗ на основе рассматриваемой методики в полной мере согласуется с основополагающими принципами современной коррекционной деятельности:
- принцип личностного подхода, подчеркивающий необходимость учета личности как целостности со всеми присущими для нее индивидуальными особенностями;
- принцип единства диагностики и коррекции, интегрирующий психодиагностическую и коррекционную работу в целостный процесс оказания психологической помощи ребенку с ОВЗ;
- принцип нормативности развития, постулирующий учитывать основные закономерности психического развития и последовательное прохождение онтогенетических стадий развития ребенка;
- принцип коррекции «сверху-вниз», подчеркивающий необходимость рассмотрения зоны ближайшего развития ребенка как содержательной основы коррекционной работы;
- принцип коррекции «снизу-вверх», учитывающий зону актуального развития ребенка и необходимость тренировки имеющихся способностей;
- принцип системности развития психической деятельности, обусловливающий значимость учета системного характера психического развития, синтез коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- деятельностный принцип, определяющий направление вектора коррекционной работы на организацию ведущего вида деятельности и целенаправленное изменение социальной ситуации развития.
Цитата (Слайд 3)
Развивающие игры и приспособления (Слайд 4, 5, 6)
Игра «Шнуровка»
В первую очередь, шнуровка – прекрасный помощник в развитии мелкой моторики. Это очень важно для развития речи и будущих навыков письма. Нередко занятия со шнуровками способствуют появлению у ребенка интереса к рисованию.
Приспособление «Бизиборд» (Слайд 7,8)
Бизиборд (от англ. бusyboard, элементами для развития мелкой моторики и мышления ребенка. Как правило, на развивающей доске размещают тактильные элементы, дверки на замочках, колесики, вентили, кнопочки и переключатели, элементы одежды (молнии, липучки, пуговицы), шнуровки, трещотки, лампочки, шестеренки и прочее.
При работе на данной доске ребенок получает возможность выбрать для игры тот предмет, который ему больше импонирует в данный момент. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая пальчиковая моторика.
Игра «Танграм» (Слайд 9, 10)
Танграм — это древняя китайская головоломка. Задача игры складывать фигуры из представленных элементов.
Игра состоит из 7 частей: двух больших треугольников, одного среднего треугольника, двух маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма.
Самих разновидностей таких фигур очень много. Например, в задачнике от компании «Точка сборки» предоставляется 525 фигур. И каждая из них это занимательная головоломка.
Танграм – популярная игра среди детей и взрослых. А также танграм часто используется в качестве наглядного пособия по геометрии.
Игровые упражнения с прищепками (Слайд 11)
Оказывается, игры с прищепками, помимо мелкой моторики, развивают ещё речь, память, логику. В нашем головном мозге есть отделы, которые отвечают за движение пальцев рук и за речь. Эти отделы располагаются близко друг к другу. Когда пальчики малыша заняты работой, то активизируются эти отделы головного мозга.
Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо и развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивает движение пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Игры своими руками (12, 13)
В связи с тем, что оригинальные Монтессори-материалы финансово затратные, в настоящее время активно используются их аналоги – индивидуальные развивающие среды для ребенка, изготовленные самостоятельно и максимально учитывающие предпочтения, интересы, возможности и особенности ребенка.
Математический планшет «Геометрик»
Математический планшет «Геометрик» (доска с канцелярскими гвоздиками и резинками). В ходе данного упражнения ребенок с помощью резинок, которые натягиваются на разноцветные шляпки гвоздиков, может составлять на доске разнообразные фигурки, буквы, цифры.
При занятии ребенку дается следующая инструкция: «В соответствии с картинкой сделай на планшете такую же фигурку из резиночек». Ребенок, надевая резиночки на кнопки, составляет узор, буквы, цифры и т.д.
«Геометрик» развивает мелкую моторику, пространственное и ассоциативное мышление, логику, воображение, тренирует память. С помощью нее ребенок учится конструировать, знакомится с понятием «часть» и «целое».
Развивающая игра «Орнамент»
Развивающая игра «Орнамент» познакомит ребенка с геометрическими фигурами, улучшит логическое мышление и творческие способности.
Игра «Помоги животным»
Здесь можно использовать различные крупы, семена, пуговицы, стеклянные камушки.
Фантазии из пуговиц
Использование пуговиц различного размера, цвета и формы.
Развивающая игра «Конфетки»
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер-сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Игра «Найди такую же». Играют двое. «Конфетки» раскладывают на столе, игрок берет одну любую «конфетку» и гремит ею, а затем берет еще одну и тоже трясет. Больше двух «конфеток» брать нельзя. Если звук разный, то игрок кладет каждую на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку. Если звук одинаковый, то игрок забирает обе конфетки себе, и получает право сразу сделать еще один ход. Игра продолжается, пока на столе не закончатся «конфетки».
Напутствие: «Учите детей играть, играйте вместе с детьми. Учите и развивайте детей, через игру».