СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: Музейная педагогика в образовании неслышащих детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества очень велика. Музейные собрания содержат в себе большие возможности для образования и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: Музейная педагогика в образовании неслышащих детей.»

Музейная педагогика в образовании неслышащих детей

Распутина Валентина Васильевна, учитель слухового восприятия

ГОБУ «СКШИ №9 г.Иркутска»


Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества очень велика. Музейные собрания содержат в себе большие возможности для образования и воспитания.

Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика.

Музейная педагогика – это наука о воспитании творчески развитой личности в условиях музейной среды. Её цель – передать культурный опыт через педагогический процесс.

Отношение к музейной педагогике в последнее время в нашей стране стало меняться. С началом разработки педагогических технологий изменились и требования к музейно-экскурсионному делу.

Мы хотим описать опыт применения методов музейной педагогики для категории детей с ограниченными возможностями здоровья, точнее, детей с нарушением слуха.

Особенности развития ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Связь ребёнка с социумом, культурой как источником развития грубо нарушается. Такому ребёнку сложно передать социальный и культурный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.

Целью образования таких детей, прежде всего, является введение их в социум, расширение кругозора, приобщение их к миру культурных ценностей, а также воспитание личности через восприятие произведений искусства. Ввести ребёнка в культуру можно, используя специальные методы, приёмы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Одним из таких методов является музейная педагогика, так как она включает всевозможные формы работы, но при этом способна быть максимально приближенной к индивидуальным потребностям в развитии, образовании и воспитании каждого неслышащего ученика.

В работе с этой категорией детей необходимо сочетать методы и способы работы из разных подходов музейной педагогики.

Выбор темы и маршрутов занятий определяется возрастом детей, уровнем их подготовки и уровнем развития. Начинать работу по приобщению детей к музею следует с младших классов школы, когда они уже привыкают к учебному процессу и способны в какой-то мере концентрировать своё внимание в течение определённого времени, необходимого для занятий. На первых порах в показ включается небольшой материал, но постепенно он расширяется, так как способность детей усваивать новые зрительные впечатления, знания и умение пользоваться новым запасом слов с каждым посещением увеличивается. Далее темы усложняются, дети способны воспринимать скульптуру и живопись, вводятся элементы художественного анализа.

Для того, чтобы усвоение знаний, полученных во время экскурсий в музеях, было полным, необходима постоянная и целенаправленная работа учителя и воспитателя, которые имеют возможность включить занятия в музее в систему эстетического воспитания в школе, связывая их с преподаванием гуманитарных предметов и изобразительного искусства.

Перед каждым занятием проводятся беседы с детьми о том, что им предстоит увидеть, демонстрируются иллюстрации, слайды, объясняются новые слова, читается литература (мифы, сказки, стихи), сообщаются некоторые исторические сведения. На индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и на уроках по развитию речи изучаются специальные тексты, рассказывающие о жанрах и видах в изобразительном искусстве, сведения о художниках, описание картин, отрабатывается специальный словарь, включающий в себя необходимые термины Полученные знания закрепляются на уроках чтения и литературы. На уроках истории дети получают начальные представления об историческом времени, веке как единице, которая помогает отсчету времени и событий. В музее представление о времени будет постепенно расширяться, наполняться конкретным содержанием. На воспитательных занятиях просматриваются научно-популярные фильмы, обсуждаются правила поведения во время экскурсий.

Экскурсоводы музеев очень доброжелательно относятся к нашим детям, они понимают, какие дети к ним пришли, в доступной форме, в определенном объеме подают материал. От них зависит, как пройдет встреча, захочется ли прийти сюда еще раз, что останется в памяти ребенка, в каком состоянии он уйдет из музея.

Методика работы экскурсовода с детьми с ОВЗ в музее строится на неторопливом рассматривании произведений искусства, на активном диалоге с группой в форме взаимных вопросов и ответов с самими детьми или с помощью сурдопереводчика.

После экскурсии учителями и воспитателями обязательно проводятся закрепляющие занятия, которые состоят в том, что дети вспоминают увиденное в музее, обмениваются впечатлениями, используя новые слова и понятия, пишут сочинения. Эти занятия проходят в виде бесед, игр, викторин, загадок, кроссвордов. Например:

Викторины: «Назови картины Шишкина», «История города Иркутска», «Памятники Иркутска» и т.д.

Игры, помогающие развивать образное мышление, воображение ребенка «Я – экскурсовод», «Что изменилось на картине», «Лучший рассказ по картине» и т.д.

Игра на выразительность движения. Дети воспроизводят по памяти рассмотренную на занятиях скульптуру (позы, жесты, мимику), проигрывают роли героев картин, скульптур.

Игры, в которых ставится задача отгадать, найти аналогичные произведения по знакомым уже атрибутам, сюжетам, ответить на вопросы: «На что похоже? Где мы это уже видели?» Это способствует развитию аналитического мышления и обогащает ассоциативные представления.

Игра « Узнай картину по словесному описанию.»

Учителями слухового восприятия проводятся речевые конференции, посвящённые музеям города, н-р, «Мой любимый музей» (дети выбирают музей, посещают экспозиции, делают рисунки, фотографии, готовят устный рассказ, презентацию); художникам, скульпторам, архитекторам «В гостях у художника» (посещение мастерской), «Иркутск глазами художников», «Архитектура Иркутска» и т.д.

Очень важной частью занятий - экскурсий является рисование. Оно представляет для детей форму самостоятельной деятельности, которая активизирует восприятие, развивает воображение, творческие возможности. Объект рисования выбирает сам ребенок. Рисование происходит как в самом музее, так и после экскурсии в школе на занятиях по изобразительной деятельности. В музее это могут быть схематические наброски картин, которые понравились детям, а на занятиях по ИЗО дети стараются изобразить их в красках или нарисовать свои картины по впечатлениям. Эстетическое воспитание связано с развитием восприятия: чем лучше ребенок воспринимает предмет и его свойства, тем быстрее он сможет оценить его красоту. В процессе изобразительной деятельности развиваются чувство цвета и формы, умение воспринимать яркие цветосочетания, ритмичные чередования формы.

Неслышащие дети, как правило, бедны эмоционально. Л.С. Выготский отмечал, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Отношение к познаваемым объектам: предметам искусства, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности проявляется в форме эмоций. Дети с нарушением слуха часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: тревожность, беспокойство, по сравнению с детьми, развивающимися в норме. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма. Искусство несёт положительные эмоции, помогает выравнивать эмоциональную сферу. Детей учат эмоционально воспринимать доступные по тематике произведения искусства, понимать связь содержания с определенными средствами изображения, уметь словесно описать картины, скульптуры, предметы прикладного искусства, уметь дать правильную эмоциональную оценку.

Внутренний мир неслышащих во многих случаях имеет значительно меньшую размерность, чем внутренний мир слышащих. Для расширения своего внутреннего мира глухому, за счет затрудненности формирования связей между понятиями, приходится прилагать значительно больше усилий.

Необходимо учитывать и особенности зрительного восприятия детей с недостатками слуха. Специфические особенности в развитии всех видов ощущений и восприятий, отсутствие слуховых ощущений и восприятий, замедленное овладение устной речью, создают особые условия для развития зрительного восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Для того, чтобы зрительное восприятие могло выполнить свою роль в развитии и воспитании детей с нарушениями слуха, им необходимо научиться управлять. Скорость зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха ниже, чем у слышащих детей, им требуется больше времени, чем слышащим, чтобы увидеть в изображении предмета те признаки, по которым делается возможным воссоздать предмет в целом.

В младшем школьном возрасте у глухих детей процесс зрительного восприятия предметов протекает медленнее, чем у слышащих. В процессе дальнейшего обучения в школе зрительное восприятие глухих развивается, и в старших классах оно почти такое же, как у слышащих детей.

Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе понимания изображений, картин. На картине всегда изображена какая-то часть действительности. Подбирая картинки, показывая их детям разного возраста, мы получаем возможность судить о тех ступенях, через которые ребенок проходит в восприятии действительности. Восприятие изображений у слышащих детей формируется постепенно, при постоянном речевом общении со взрослыми, в то время как у глухих речевое общение нарушено и обеднено.

У детей с нарушениями слуха правильное восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображённых на картинах, складывается более медленно, чем у детей развивающихся нормально. Те трудности, которые имеются у детей с нарушением слуха при восприятии предметов в необычных положениях, в контурных изображениях, в полной мере обнаруживаются и при восприятии картин.

Дети с нарушениями слуха с трудом узнают изображенные предметы, если они частично заслонены другими, изменены по величине, форме и окраске по законам линейной и воздушной перспективы, если они имеют необходимую форму, когда изображается отдельный момент движения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у детей с нарушениями слуха в большей мере, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих.

Особый интерес представляет восприятие глухими детьми изображений картин, понимание светотени, воздушной перспективы, движения, сюжета картины, мимики людей, эмоций. Согласно данным Н. В. Яшковой, глухие дети, характеризуя картины, значительно реже слышащих писали о взаимоотношениях изображаемых лиц, их эмоциях, мимике, о назначениях изображенных предметов, еще более редко могли правильно раскрыть причины поступков изображенных на картине лиц.

Примером может служить описание детьми 7 класса картины П.Федотова «Завтрак аристократа»: «Мужчина завтракает, собака нюхает «Как вкусно!» На столе беспорядок.» Детям непонятна поза героя, прикрывающего хлеб книгой, не видят входящего в комнату, не понимают того, что собака лает на чужого. В процессе разглядывания картины дети замечают посетителя, понимают, на кого лает собака, но ситуация в целом остаётся непонятой. Напряжение, страх разоблачения, растерянность - вот главные чувства которые возникают при подробнейшем рассмотрении картины. Они становятся понятными после знакомства с историей написания картины, узнавания об историческом периоде жизни художника. Какова .же была радость детей, когда они увидели эту картину в Эрмитаже.

К сожалению, взрослые неслышащие редко посещают музеи и не увлекаются искусством в первую очередь потому, что информация об искусстве им недоступна. Жестовый язык в этой сфере не пополняется. Русский жестовый язык имеет острую нужду в развитии в сторону искусства, ведь даже базовых понятий в нём недостаточно.

Санкт-Петербургский музей современного искусства "Гараж" представил первый видеословарь современного искусства для русского жестового языка, состоящий из 36 основных терминов. Многие глухие люди вообще не знали о существовании этих понятий, поскольку специалистов по искусству, которые владеют жестовым языком, в нашей стране единицы, а всем этим терминам ведь должно даваться квалифицированное объяснение.

В декабре 2016 года состоялась презентация первого и, на сегодняшний день, единственного в Санкт-Петербурге мобильного музейного видео-гида для посетителей с нарушениями слуха на русском жестовом языке.

Видео-гид размещен на бесплатной платформе и доступен для скачивания по QR-коду или ссылке. В презентации приняла участие фокус-группа слабослышащих и глухих людей, которые протестировали новый гид во время экскурсии по экспозиции музея.

Проект подготовлен в рамках Долгосрочной адаптивной музейно-педагогической программы для детей с нарушением слуха «Голос Муз и Я», реализуемой Музеем истории религии с 2015 г.

Программа «Голос Муз и Я» направлена на создание рабочей модели нового направления деятельности современного музея - преодоление социальной изоляции особых людей. А также на социокультурную адаптацию и стабилизацию музейными средствами эмоциональных состояний лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данного проекта - это люди с нарушением слуха.

У программы «Голос Муз и Я» две составляющие:

1. Трехступенчатая музейно-педагогическая программа.

Циклы занятий для глухих и слабослышащих детей на постоянной экспозиции музея и на базе школы-интерната. Работа в рамках проекта проводится в соответствии с билингвистической системой обучения детей с нарушениями слуха: наравне с устной речью используется жестовый язык и дактильная азбука.

Задачи программы:

- обеспечение доступности музейного пространства для детей с нарушениями слуха,

- снижение степени изоляции учеников школы-интерната,

- формирование музейной культуры у участников программы, содействие в реализации творческого потенциала детей с нарушениями слуха.

Творческая группа проекта включает сотрудника Отдела образовательных программ и музейной педагогики Музея истории религии, обладающего навыками и необходимой квалификаций сурдоперевода.

2. Мобильный видео-гид для посетителей разного возраста с нарушениями слуха по экспозиции Государственного музея истории религии.

Музейный видеогид на русском жестовом языке – ключ к преодолению социальной изоляции. Субтитры, звуковая дорожка, видеоряд на русском жестовом языке позволяют глухим и слышащим взаимодействовать в музейном пространстве на равных.

Видео-гид длительностью 10 минут по разделу постоянной экспозиции «Традиционные верования народов Сибири и Дальнего Востока» - первый этап большого проекта. Цель которого – создание мобильного видео-гида, позволяющего посетителям с нарушениями слуха беспрепятственно самостоятельно знакомиться со всей экспозицией музея, не нуждаясь в сопровождении сурдопереводчика.

Завершить проект Музей истории религии планирует в ноябре 2017 г. – в дни празднования своего 85-летия.

Мобильный видео-гид стал финалистом конкурса «Музейный Олимп-2016» в номинации «Музей – детям».


Литература:

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)

2. http://special.psypublica.ru/3/168.htm

3. Любимов М.Л. Особенности восприятия и воспроизведения текста слабослышащими школьниками.М., 2003

4. http://meduniver.com/Medical/otorinolaringologia_bolezni_lor_organov/608.html

5. http://festival.1september.ru/articles/640411/

6. www.museum.ru/N64459

7. Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.

8. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.

9. http://aneks.spb.ru/obrazovatelnye-tekhnologii/sotcialnaia-reabilitatciia-detei-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia-sredstvami-muzeinoi-pedagogiki.html