СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Направления методической работы по подготовке к реализации ФГОС СОО в школе"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Направления методической работы по подготовке к реализации ФГОС СОО в школе"»

«Не дай Вам Бог жить во время перемен», - гласит китайская мудрость. Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Начало чего-то нового может пугать: всегда есть страх первого шага. Точнее, страх того, что за ним последует. Сотни вопросов, сомнений. Но как гласит другая народная мудрость «Сделай шаг – дорога появится сама собой…».

Какие же шаги сделаны в нашей школе по подготовке к реализации ФГОС среднего общего образования.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения. В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения.

Остановимся на некоторых аспектах деятельности педагогического коллектива по подготовке перехода на ФГОС СОО.

С целью обеспечения необходимых условий введения ФГОС СОО мы используем следующую модель методического сопровождения введения ФГОС СОО, которая создана с учетом запросов педагогов и определяет взаимодействие и взаимосвязь ее структурных компонентов: целевого, функционального, содержательного и результативного. В данной модели нашли отражение вопросы планирования методической работы МКОУ «СОШ №7» по обеспечению условий введения ФГОС СОО.

В основе модели методического сопровождения введения ФГОС СОО лежат следующие принципы:

  • личностно-ориентированный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса;

  • активность и самостоятельность основных субъектов процесса внедрения ФГОС СОО;

  • проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия;

  • систематичность и целенаправленность деятельности;

  • осознанность педагогами содержания, способов деятельности и собственных изменений и др.

С целью реализации и систематизации данной модели составлена «Дорожная карта методического сопровождения введения и реализации ФГОС СОО в образовательном учреждении».

Модель методического сопровождения введения ФГОС СОО в образовательном учреждении состоит из четырёх основных блоков.

Реализация мероприятий, содержащихся в блоке «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ФГОС СОО» позволит обеспечить введение стандарта в образовательном учреждении необходимой нормативно-правовой базой на первом этапе.

Следующий блок – «Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС СОО», направлен на решение задач повышения профессиональной компетентности педагогов школы.

Мы исходим из следующих позиций:

1. Приоритет субъектной позиции учителя по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост учителя, на процесс и результат этого роста, а методическая работа становится одним из средств обеспечения этого роста.

2. За основу взята оптимизационная модель – оптимизация всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Использование опыта результативно работающих коллег для обучения всего коллектива (внутришкольная модель повышения квалификации).

Одной из форм данной модели является «Методическая декада». Педагоги, работающие в условиях реализации ФГОС ООО и в профильных классах разрабатывают и проводят открытые уроки для всего педагогического коллектива. В процессе работы «Методической декады» учителя подробно знакомятся с педагогическими инновациями и на практике тренируются применять их на учебных занятиях. В конце декады происходит обмен мнениями, ответы на вопросы всех участников позволяют еще раз в практическом плане разобраться в требованиях ФГОС.

Еще одна форма методического сопровождения – методическое совещание. В основе проведения лежит технология развития критического мышления, групповые формы работы. Одно из последних совещаний – «ФГОС: вызовы времени». Техника перекрестной дискуссии позволила выявить позиции противников и сторонников реализации ФГОС. Аргументы «против» – стереотипы мышления, страх не справиться с требованиями стандарта, отсутствие полного понимания отличий новых стандартов от Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Для понимания и осознания требований к уроку в условиях ФГОС, результатам обучения было предложено в группах составить технологическую карту урока в заданном формате, защитить урок. В чем положительные аспекты такой формы работы? Во-первых, отработка технологий, отдельных техник, которые педагоги могут использовать на уроках. Во-вторых, через опыт педагогов, реализующих ФГОС формируется понимание требований стандарта и мотивация у всего коллектива на изучение необходимых материалов. В-третьих, практическая часть совещания позволяет в условиях сотрудничества искать результативные формы, приемы, техники и технологии, которые можно использовать при проектировании уроков; переводит теоретические знания в практику.

Блок «Методическое сопровождение разработки Основной образовательной программы СОО» направлен на решение задач, связанных с созданием основных компонентов программы и соблюдения преемственности с программой основной ступени образования.

Создана проблемно-творческая группа по актуальным направлениям реализации ФГОС. Ею была проделана следующая работа:

1. Изучили ФГОС СОО по предметным областям. Результатом стали аналитические листы по предметам, включающие в себя информацию о содержательном и деятельностном аспектах базового и углубленного уровней. Основная задача – разобраться в требованиях стандарта к подготовке базового и углубленного уровней.

2. Экспертиза УМК по предметам. Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС среднего общего образования.

3. Была составлена программа внеурочной деятельности «Дом науки» для 10–11 классов, которая стала продолжением аналогичной программы для 1–4, 5–9 классов. Программа предусматривает вариативные формы организации внеурочной деятельности, выполнение и защита исследовательских и проектных работ, что является системной подготовкой к работе над итоговым индивидуальным проектом.

4. Разработан диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС СОО.

5. Разработано Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся.

6. Собирается методическая копилка «Опыт педагогического коллектива по реализации требований ФГОС на разных уровнях образования».

Реализация мероприятий блока «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС СОО» осуществляется через системное взаимодействие родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов дополнительного образования, органов управления и общественности. Реализация мероприятий данного блока обеспечивает соблюдение законодательства в области доступности и открытости информации по вопросам введения и реализации ФГОС СОО.

Таким образом, целенаправленная и систематичная работа по методическому сопровождению перехода на ФГОС СОО позволяет педагогическому коллективу не только изучить нормативные документы, но и продвинуться в плане практического применения требований стандартов.

Представленная модель методического сопровождения внедрения ФГОС СОО в образовательном учреждении не требует особых ресурсных затрат. Методические службы любого образовательного учреждения, внеся коррективы с учетом особенностей своего ОУ, смогут использовать данную модель для работы в указанном направлении.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!