СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Обеспечение образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ТМНР - многочисленная категория, разнородная по своему составу.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Обеспечение образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"»

Методологический аппарат описан на слайдах, далее идут результаты наблюдения.

Слайд 2,3,4

Обучение детей с ТМНР является одним из стратегических направлений современной педагогики.

Сравнительно недавно в отечественной специальной педагогике дети с ТМНР рассматривались как «необучаемые». Однако, благодаря развитию социальной политики государства и появлению общественных инициатив, возникла потребность в разработке образовательной системы для детей данной категории.

В настоящее время в научном сообществе разрабатываются теоретические и практические вопросы обучения детей с множественными и выраженными нарушениями (работы Бгажноковой, Жигоревой, Логиновой, Царева и др.). Теория и практика развития и обучения детей данной категории подробно освещена в зарубежных источниках (Бакк, Грюневальд, Гайдукевич и др).

Цель образования детей с ТМНР – социальная адаптация, включение в жизнь общества. Для достижения этой цели осуществляется работа по пяти направлениям:

- представление о себе;

-навыки самообслуживания и жизнеобеспечения;

- представление об окружающем мире и ориентировка в нем;

- способность общаться и взаимодействовать с окружающими людьми;

- навыки предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности.



Первый год провожу индивидуальные занятия с обучающимся К. 2008 года рождения. При организации деятельности мальчика опираюсь на расписание. При составлении расписания занятий в начале учебного года учитывала его индивидуальные особенности. Распорядок коррекционных мероприятий установлен с учётом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности ребёнка.

Все занятия стараюсь проводить в игровой форме, объединённые единой темой и сюжетной линией (интегрированный метод обучения). Принцип интегрированного метода обучения находит претворение в том, что упражнения на развитие общей и мелкой моторики проводятся на уроках предметно-практической деятельности, изодеятельности. Требования к уровню моторики на всех этих уроках должны быть одинаковыми. В структуру занятия включаю дидактические игры, подвижные упражнения, практическую работу с различными материалами, строительным конструктором.

Слайд 5, 6

Продолжительность каждого занятия может быть от 10 до 30 минут в зависимости от состояния ребёнка.

Для удобства планирования своей работы стараюсь ориентироваться на три ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы:

1. Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование моторных функций, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность).

2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, стимуляция коммуникативной активности).

Различные карточки

3. Обучение игровой деятельности. Поскольку у детей с тяжелыми психо-физическими нарушениями сильно отстает или полностью отсутствует игра как вид деятельности, то на своих занятиях я включаю игровые ситуации для предпосылок к формированию данного вида деятельности.

Развитие ученика обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.

Здесь мы используем сухой пальчиковый бассейн, с различными играми; игра с водой (развивает мелкую моторику, координацию, различение предметов по форме, цвету, концентрация внимания); тактильные дощечки Монтессори (развитие тактильных ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления).

Слайд 7, 8,

Вербальное (контакт при помощи голоса) обучение или обучение, основанное только на зрительном, пассивном восприятии, для данного ребенка неэффективно.

Наглядные средства широко используются при обучении Данила математическим представлениям, в частности «один», «много». Например, чтобы составить у него представление о числе, я использую ряд одинаковых предметов (кубиков, счетных палочек, игрушек и т.д.). Практически на протяжении обучения определённые операции Данил выполняет только на конкретном материале. Это обусловлено тем, что у него отсутствует способность к отвлеченным арифметическим действиям. Различные средства на­глядности применяются и на уроках альтернативной коммуникации (опять таки различные карточки, иллюстрации). При этом предлагаемый наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей. Если картинная иллюстрация перегружена множеством персонажей и предметов, о которых я не намерена говорить, приводит к отрицательному эффекту — ученик не усваивает самого главного. Все лишнее целесообразно убрать или закрыть от взгляда ученика. Внимание должно быть сосредоточено на существенных деталях, которые иначе могут остаться незамеченными.

Использование инновационных технологий в обучении ребёнка с выраженной умственной отсталостью значительно повысила уровень запоминания учебного материала, сделала уроки более разнообразными и интересными. Специально для занятий я разработала несколько презентаций. Разрабатывая задания для данного ученика, старалась учитывать:

- иллюстрации должны быть красочными, способные заинтересовать ребенка; не иметь ничего лишнего;

- полностью опираться на учебную программу для детей с глубокой умственной отсталостью;

- содержать задания способствующие развитию речевой деятельности, речевой активности;

- содержать задания, направленные на максимально индивидуализируемый подход в обучении данной категории детей.

В своей работе очень нравится использовать изобразительную деятельность, так как она является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятие, память, внимание. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Используя в работе элементы лепки, я обучаю К. приемам обследования анализа строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной деятельности. При аппликации учимся правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе.

Слайд 9

Практически все занятия проводятся в совместной деятельности педагога и ребенка, с применением приема «рука в руке». Если ученик проявляет самостоятельную активность, то я даю ему возможность выполнить задание самостоятельно.

К. очень любит бывать на свежем воздухе. Во время прогулок мы знакомимся с окружающим миром.

Слайд 10

В работе подтверждено, что каждый ребенок с ТМНР представляет собой индивидуальный, особый вариант, требующий педагогического подхода, адекватного уровню его психофизического развития. Для того, чтобы обучение детей со сложными нарушениями стало эффективным. Необходимо образовательное пространство сделать развивающим. Важно, чтобы среда обеспечивала возможность всем детям изучать то, что им необходимо и доступно, а их образование реально способствовало качеству их жизни.

И закончить свое выступление хочу словами польского психолога, специалиста в области сенсорной интеграции Мачея Барановича: «Результат обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии совсем не маленький – это огромный результат. Потому что от него зависит качество жизни детей. Они учатся искусству общения, учатся взаимоотношениям. Их понимают, их слышат! Они чувствуют силу своих действий, силу коммуникации. Со стороны кажется, что это очень мало, но в контексте их возможностей – это огромные шаги!»