СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФГОС ООО»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФГОС ООО»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕКШУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»






Доклад

на МО учителей художественно-эстетического цикла

по теме:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В

РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФГОС ООО»




Заместитель директора по ВР: Архипова Е.В.












с.Екшур,

2023г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В

РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФГОС ООО

Введение

Преемственность – это непосредственная связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы [А.А. Семенюк, М.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка. – М., Просвещение, 2006].

Суть преемственности в обучении и воспитании состоит:

  • в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала;

  • в опоре на изученный и достигнутый обучающимися уровни развития;

  • в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Вопросы преемственности в обучении и воспитании детей в различное время рассматривали такие ученые как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Ш.И. Ганелин, М.А. Данилов, Б.Н. Есипов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, С.Т. Шацкий и др.

Так, например, Д.Б. Эльконин предложил проводить изучение личности ребенка не в одном, конкретно взятом возрасте, а рассматривать особенности развития детской психики и происходящих в ней психических процессов с учетом его развития на предыдущем и последующем этапе формирования личности, создавая тем самым условия для проведения сравнительного анализа достигаемых результатов. Он отметил, что условно обозначенные границы каждого возраста могут изменяться под целенаправленным воздействием и уровнем требований предъявляемых к личности воспитуемого и способны как к своему расширению, так и к некоторому ограничению. Характеризуя переход от дошкольного возраста к младшему школьному, Д.Б. Эльконин выделяет смену у ребенка ориентации о смыслах человеческой деятельности, отмечает его стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое, по мнению ученого, и является основным моментом готовности к школьному периоду жизни.

Соблюдение принципа преемственности в художественно-эстетическом обучении и воспитании позволяет:

  • во-первых, обеспечить гармоничное развитие личности ребенка, формирование познавательных процессов восприятия произведений искусства, а также целостное восприятие и отображение объектов окружающей действительности;

  • во-вторых, сделать для обучающихся более осмысленным процесс приобретения новых знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, являющихся основой для развития изобразительного творчества;

  • в третьих, научить детей производить самостоятельный отбор способов и приемов выполнения работы в различных художественных материалах, добиваясь при этом наибольшей выразительности рисунков и изделий, что, в конечном счете, позволит повысить их эстетический вкус, послужит толчком для развития детского изобразительного творчества;

  • в четвёртых, создать представления о значении художественно- эстетического воспитания в жизни человека.

Таким образом, проблема преемственности в художественно-эстетическом воспитании школьников на новом этапе обучения и воспитания характеризуется как продукт сложных взаимодействий школьника с новой образовательной средой.


1. Особенности художественно-эстетического обучения и восприятия


Интерес к искусству у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Одна из основных проблем повышения качества художественного образования в современной общеобразовательной школе – это развитие и сохранение познавательного интереса (мотивации) к изобразительной деятельности у детей разных возрастных групп.

Что привлекает детей от 5 до 7 лет?

  • Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что дети отдают предпочтение красному.

  • Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков.

  • Кажущаяся трехмерность изображения, которая выглядит «как настоящее».

  • Точное восприятие текстуры материала (ткани, волос, меха и т.п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.

  • Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа – дом, поле, сад, берег моря и т. п.

  • Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.).

  • Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.

  • Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.

Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально «сыграть» картину с помощью жестикуляции. Динамичные, выразительные картины и скульптуры пользуются у малышей особым успехом.

Что нравиться детям от 8 до 10 лет?

  • Яркая и контрастная живопись привлекает их так же, как и малышей.

  • Картины, о которых можно что-то рассказать – либо в связи с сюжетом, либо с жизнью художника.

  • Герои.

  • Картины, которые смешат и веселят или что-то высмеивают.

  • Картины, от которых становится страшно.

  • Фигуры странного вида, похожие на чудовища.

  • Картины, показывающие повседневную жизнь в разные исторические эпохи.

В этом возрасте дети подолгу всматриваются в картину. Пейзаж часто воспринимается как приглашение к путешествию. Дети мысленно включаются в действия – идут по горам и долинам, попадают в бурю, сражаются с чудовищами. Пейзаж стимулирует любовь к приключениям.

Дети этой возрастной группы живо интересуются материалами и техникой искусства. Им особенно нравятся картины, скульптуры или инсталляции. Им помогает собственный опыт – уроки рисования в начальных классах и детском саду.

Что интересует школьников 11-13 лет?

  • Личность автора и главные этапы его биографии.

  • История картины: почему она была создана в определенный момент жизни художника.

  • Как строится картина – например, как с помощью перспективы достигается иллюзия глубины.

  • Каким образом художник или скульптор выражает свои чувства и мысли. Например, как достигается впечатление движения, хотя фигуры неподвижны. Как передается сила личности в портрете и отчего возникает ощущение гармонии. Как художник трактует реальность, стремится к наибольшей выразительности.

  • Сколько времени ушло на создании картины.

  • Символы, значения которых нужно понять, прежде чем удастся постичь скрытый смысл произведения (Почему на картине изображена глубина? Что символизирует зажженная свеча?).

  • Сравнение работ одного и того же автора. Прекрасный материал для этого автопортреты Рембрандта, Ван Гога, Гогена. С помощью сравнения можно научиться определять характерные черты разных периодов в творчестве авторов.

  • Сравнение картин разных художников, изображавших одинаковые или близкие сюжеты (В чем сходство? В чем различие?).

  • Связь картины и художника с историческими событиями. Тут уже можно привлечь материалы из школьной программы по литературе и истории. Это позволит обнаружить параллели.

В этот период у детей становится меньше свободного времени. Отчасти это связано с возрастающей школьной нагрузкой. Поэтому важно четко определить, с чем хотим познакомить ребенка, чтобы ему не казалось, будто он теряет время или вынужден выполнять лишние, дополнительные задания. Дети утрачивают непосредственность. Они уже многое знают и без колебаний дают оценку тому, что видят.

2. Описание педагогического опыта в организации преемственности в художественно-эстетическом воспитании

В процессе художественно-эстетического воспитания принцип преемственности реализуется, прежде всего, в следующем:

  • календарно-тематическом планирование по программе Б.М. Неменского:

  • использование современных педагогических технологий:

  1. культуро-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). На уроках ИЗО развиваются эмоциональная сфера личности, творческие способности обучающихся;

  2. гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. На уроках раскрываются лучшие качества ребенка, растет познавательный интерес к предмету;

  3. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков). На уроках широко используется индивидуальный подход к обучению;

4) Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). На уроках возможны три вида работы: парная, групповая, коллективная.

Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только, активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. Так, от самого простого – работы вдвоем на одном листе возник метод выполнения групповых работ. Сначала каждый ребенок рисовал только на своей половине листа. Сразу стало видно, что нет единства изображения. Надо было научить видеть работу другого, соподчинять свою часть работы с работой товарища.

Методы работы на уроке:

  1. Словесные: слово учителя; беседа, сравнение; деловые игры, создание различных ситуаций.

  2. Наглядные: коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра; многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов; самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства.

  3. Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино, фотоматериалов.

  4. Практические: показ приемов работы учителем; индивидуальная работа обучающихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; групповая работа 2-4 человек с выбором лидера; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника.

  5. Творческие: исследование, поиск, творческая работа.

  6. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.

Расширение видов деятельности на уроках:

  1. Активная беседа во время восприятия произведений искусства и освоения нового материала.

  2. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, фантазии.

  3. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы, иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции.

  4. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно.

  5. Освоение техники живописи – акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики – углем, карандашом, тушью, в гравюре, в монотипии; скульптуры – из пластилина, глины, пластика; конструирования из бумаги, картона, коробок.

  6. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись дереву и папье-маше, роспись по ткани (батик), витраж.

  7. Поисковые работы по искусству: коллекции открыток, марок, сбор репродукций в альбомы и для изготовления классных наглядных пособий, рассказы о художниках или видах искусства.

  8. Ролевые игры: путешествия, художники и зрители, экскурсоводы и зрители, уподобление образам и др.

3. Формы проведения занятий

Каждый раздел темы изучается параллельно во всех классах школы в определенный период времени (рабочая неделя), но темы уроков в каждом последующем классе не просто повторяются, а углубляются и расширяются. А вот практические задания и упражнения повторяться ни в коем случае не должны, иначе интерес к урокам будет ослабевать.

В I-IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно во взаимосвязи с окружающей жизнью.

Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и Украшение (как характерные черты произведений искусства). Обучающиеся учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения.

Приобщение к искусству в средних классах – это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. В среднем звене программой «Изобразительное искусство и художественный труд» предусмотрены целостные блоки искусств (декоративные, изобразительные, конструктивные). Первым видом искусства для средней школы выбраны виды декоративно-прикладного искусства, так как они по своему языку ближе всего детскому мышлению.

Процесс приобщения обучающихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

Был учтен принцип преемственности в целях обучения, формах и в использовании современных педагогических технологий.

В IV классе у обучающихся формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства в контексте изучения разных художественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего народа и других народов детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно – все это становится объектом восприятия школьников.

V класс (начальный период подросткового возраста) – это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне.

На каждой новой ступени познания обучающимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Рассматривается цепочка сквозных понятий и образов.

В начальной школе образ крестьянского дома обучающиеся рассматривают как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений. Подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянского жилища,

нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символических элементов в декоре избы. В практической деятельности закрепляются навыки восприятия (украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бумаги силуэты изб, которые ритмично располагают на декоративном панно).

В V классе обучающиеся снова встречаются с обликом крестьянского дома, но теперь он рассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная по законам природы. В образном строе избы отражена вся Вселенная (картина мира представлена в единстве трех сфер – небесной, земной и подземно-подводной). Ребятам предстоит более подробно познакомиться с символическими образами в декоре избы, с их смысловым значением. В V классе произведения декоративно-прикладного искусства рассматриваются с точки зрения единства формы и содержания.

Таким образом, только на этом примере видна преемственность таких понятий как: дом, конструкция формы, декоративно-прикладное искусство разных народов.

Принцип преемственности в художественно-эстетическом воспитании обучающихся способствует повышению общей эстетической культуры, развивает интерес к занятиям изобразительным искусством, формирует целостные представления о красоте и гармонии в окружающей жизни и искусстве.

Благодаря преемственности в формах и методах обучения изобразительной деятельности (ролевая и художественно-дидактическая игра, учеба, творческо-поисковые задания, организация выставок и т.п.) у обучающихся происходит более полное и осмысленное использование в рисунках уже имеющихся художественных способностей. Получают интенсивное развитие познавательные интересы, а также расширяются и совершенствуются новые виды и приемы выполнения работы.

Последовательная смена заданий и упражнений, основывающаяся на применении уже имеющегося у ребенка опыта деятельности, обеспечивает активное включение обучающихся в творческий процесс. Устраняет неуверенность в своих способностях и служит первоосновой для осознанного усвоения изучаемого материала.

Благодаря системности и последовательности проведения занятий ИЗО у обучающихся воспитывается уважительное отношение к окружающим, улучшается поведение, проявляется стремление к творческому труду. А это в свою очередь отражается на развитии их общей эстетической культуры.

В решении изобразительных задач на различных видах занятий ИЗО принцип преемственности, основанный на последовательном и постепенном усложнении заданий и упражнений, способствует развитию и формированию навыков детского самоконтроля, позволяет ребенку выбрать для изображения наиболее выразительные средства, поддерживает у него устойчивый интерес к выполнению рисунка на протяжении всего занятия.

Осуществление принципа преемственности в художественно- эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста и средней школой является успешным лишь в том случае, когда учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и, исходя из них, определяется тематика заданий, применяются те или иные формы работы.