СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Принципы и стратегии подготовки 11-классников к ЕГЭ по русскому языку и литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Принципы и стратегии подготовки 11-классников к ЕГЭ по русскому языку и литературе"»

«Принципы и стратегии подготовки 11-классников к ЕГЭ по русскому языку и литературе»



Подготовка к ЕГЭ – это всегда ответственный и сложный процесс, результат которого зависит от того, насколько грамотно он будет организован.

Итоговая аттестация – это серьезная проверка того, насколько эффективно была построена учебная деятельность учащегося на протяжении всего периода обучения, но особенно в 10-11 классах. ЕГЭ стал неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя-словесника, именно результаты ЕГЭ стали одним, если не ключевым показателем, по которому судят о качестве образовательного процесса в школе и о профессионализме и мастерстве учителя, который преподает предмет.

Главная задача педагога не только передать имеющиеся знания, но и научить применять полученные знания в практической деятельности (ЕГЭ).

Этапы работы при подготовке к государственным экзаменам

Каждый выпускник сдаёт экзамен по русскому языку, кроме того, в каждом выпускном классе есть ученики, которые сдают экзамен по литературе. Чтобы подготовить учащихся в сдаче ГИА, надо целенаправленно, начиная с 5 класса, проводить обобщающее повторение. Многие теоретические знания нуждаются в дополнении и углублении материала. Ученики должны быть подготовлены психологически к сдаче экзаменов. Уметь заполнять бланки, работать с тестами, писать сочинение-рассуждение. Учитывая знания, получаемые в школе, я выделяю три этапа работы при подготовке к государственным экзаменам.

1 этап. 5-7 классы.

Период работы в 5 - 7 классах является важным. В это время изучаются такие разделы, как «Фонетика», «Лексика», «Фразеология», «Словообразование», «Орфография», «Морфология», «Культура речи». Планируя каждый урок, я обращаю особое внимание на тот материал, который выходит на государственную аттестацию. Провожу обязательную диагностику знаний, умений, навыков, корректировку.

На этом этапе я ставлю и решаю следующие задачи:

·         активизация познавательной деятельности;

·         формирование орфографической зоркости;

·         распознавание частей речи;

·         сохранение и развитие предметных знаний, умений, навыков.

Начиная с 5 класса, веду с ребятами тетрадь - справочник, в которой с помощью схем, таблиц, алгоритмов систематизирую изученный материал. Тематический контроль провожу, используя тесты. Кроме готовых сборников с тестовыми заданиями составляю тесты сама.

2 этап. 8-9 классы.

В этих классах изучаются «Синтаксис», «Пунктуация». Материал сложный, строится на базе знаний, полученных ранее. Поэтому задача - сохранить имеющиеся знания, сформировать умения и навыки работы по новой теме. Особое внимание уделяю индивидуальной  и групповой видам работы. Промежуточный и итоговый контроль провожу в форме зачётов, тестирования. Переводной экзамен в 8 классе провожу в формате ОГЭ. Использую материалы для подготовки к ОГЭ.

3 этап. 10-11 классы.

В течение 10 -11 классов систематизирую, обобщаю, углубляю теоретический материал, отрабатываю практические навыки по всем разделам русского языка.
Систематизацию и углубление материала провожу блоками, после каждой темы идёт тематический контроль, диагностика и коррекция знаний, умений, навыков. Использую различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, зачёт, тестирование, диктанты, контрольные диктанты, карточки. Использую материалы для подготовки к ЕГЭ.

При  подготовке к итоговой аттестации каждый выпускник работает по сборнику экзаменационных материалов под редакцией И.П.Цыбулько. Корректировка знаний, умений, навыков проходит через индивидуальную работу и консультации.

Принципы и особенности организации процесса подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Во-первых, системность. Чтобы добиться высоких результатов, работа с обучающимися должна быть основана на определенно выстроенной системе, начиная с 5-го класса. Так как именно в 5 классе обучающиеся начинают знакомство с первыми сложными орфограммами и пунктограммами, начинают работать над формированием навыков, связанных и развитием речи, получают новые знания в таких разделах как «Лексика», «Синтаксис».

Уже с 5-го класса ведется работа над умением видеть орфограммы в разных частях слова, так как этот навык им помогает в решении тестовых заданий ЕГЭ. Также ведется активная работа с предложениями (синтаксический разбор предложений), ведь именно то, насколько хорошо ученик выполняет этот вид работы, зависит его высокий результат выполнения тестовой части ЕГЭ, связанной с постановкой знаков препинания и синтаксическим анализом текста. Кроме этого, немаловажной частью подготовки к экзамену в среднем звене является работа с морфологическим разбором, данный вид работы важен тем, что дает обучающемуся общую и полную картину о части речи, ее особенностях, знание этих особенностей поможет не путать части речи и применять нужное правило для решения заданий. Уже начиная с 5-го класса можно начинать говорить ученикам о том, что тот учебный материал, который они изучают на уроках встретиться им в КИМах и 9-го, и 11 классов.

Во-вторых, использование в процессе обучения заданий, аналогичных тем, из которых состоит КИМ ЕГЭ. Это такие задания как: тестовые задания разного типа на орфографию (с пропущенными буквами), задания по орфоэпии, задания на знание морфологических особенности частей речи (множественное/единственное число, возможные формы слов разных частей речи, правильное/ошибочное использование в речи слов разных частей речи и т.д.), тестовые задания разного типа на пунктуацию. Проведение подобных работ помогает не только проверить уровень усвоенного материала, определить проблемы, которые существуют, но и помогают подготовить их к формату ожидающего их экзамена. Они уже не будут ощущать дискомфорта и боязни, так как на протяжении многих лет уже выполняли аналогичные задания.

В третьих, использование в процессе обучения разных форм работы с текстом. Начиная с умений находить ключевые слова, определять тему и основную мысль текста, писать творческие работы разного плана, работать с комплексным анализом текста, заканчивая полноценной работой по анализу текста и умением выстроить по любому проблемному тексту свой связный текст (сочинение). Особенно хорошо для выработки подобного навыка подходят задания типа «комплексный анализ текста». Именно на основе этого типа заданий можно отработать навыки, которые пригодятся при работе с КИМом ЕГЭ: умение найти авторскую позицию в тексте, определять тип и стиль речи, анализировать лексические единицы, определять разные виды изобразительно-выразительных средств языка, разграничивать разные виды синтаксических конструкций и т.д.

Таким образом, систематическая работа в процессе обучения русскому языку в курсе 5-9 класса дает обучающимся определенный базовый багаж знаний и умений, которые совершенствуются и углубляются на уроках словесности в старшем звене.

 Безусловно, целенаправленно учащиеся начинают подготовку к ЕГЭ в 10-11 классах. Они уже имеют опыт в сдаче экзаменов (ОГЭ по русскому языку, итоговое собеседование), но многие из них не осознают, что ЕГЭ во многом отличается от ОГЭ. Именно поэтому очень важно на первых уроках русского языка в 10-ом классе познакомить учащихся со формой, структурой заданий, особенностями КИМов, критериями оценивания работ. На первых же уроках нужно познакомить учеников с разными справочниками, пособиями, словарями, Интернет-ресурсами, которые помогут в подготовке к данному виду аттестации. На первой неделе обучения в 10-м классе обязательно проводится диагностическая работа за курс русского языка 5-9 класса, которая показывает уровень владения материалом за этот период обучения. Кроме этого, можно дать ученикам работу в формате ЕГЭ для того, чтобы обучающиеся прочувствовали, насколько формат работы отличен и сложен по сравнению с экзаменов в 9 классе и поняли, что подготовка к ЕГЭ – ответственный процесс, требующий огромных усилий и работы.

В 10-11 классах процесс обучения строится на УМК Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшиной, М.А. Мещериной, в котором очень удачно сочетается теоретический и практический материал по основным темам русского языка. Для проверки усвоения изучаемых на уроках материалов используются задания в формате заданий ЕГЭ. Изучаемые темы распределяются на соответствующие тематические блоки, каждый из которых рассматривается по следующей схеме: сначала мы вспоминаем изученный ранее материал, далее восстанавливаем утерянные/забытые со временем знания, систематизируем уже полученные и необходимые данные, интерпретируем их в соответствии с заданиями ЕГЭ. Для тренировки и закрепления используем типовые задания в формате ЕГЭ, соответствующие изучаемому материалу. После выполнения работ проводится анализ, который дает представление о том, насколько обучающийся справляется с пройденным материалом. Кроме этого, у учащихся есть специальная тетрадь, в которой они записывают схемы, таблицы, алгоритмы, опорные конспекты тех материалов, которые им помогут в подготовке к ЕГЭ. Через некоторое время проводится повторная работа, снова анализ ошибок и работа над ошибками. Проведение подобных работ помогают оценить реальный уровень знаний обучающихся и скорректировать дальнейшую работу. В конце 10-го класса ученики проходят промежуточную аттестацию в формате теста, который создан по образцу ЕГЭ.

В 11 классе работа продолжается по такой же системе, но во втором полугодии обучающиеся начинают работать с полноценными типологическими вариантами ЕГЭ (задания с 1-26), использую экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько. Также обращаю внимание на такие комплексы заданий: «Тематический тренинг», «Тематические тренировочные варианты». В них можно найти не только типологические задания, но и теорию к ним, материал по частотным ошибкам и методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ.

При подготовке к 27 заданию (сочинение) использую пособие Н.А.Сениной и А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Данное учебное пособие содержит в себе основные теоретические сведения о сочинении и особенностях его написания, критерии оценивания каждого структурного элемента, алгоритмы написания каждой части сочинения, систему заданий и упражнений, которые помогают учащимся при написании этой части ЕГЭ.

Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме. И результат не заставил себя ждать: несмотря на повышенный уровень сложности задания, все одиннадцатиклассники научились писать сочинение.

Следующий этап - репетиционный (пробный школьный экзамен) и последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.

Эффективные образовательные  технологии при подготовке к экзаменам

Из большого количества образовательных технологий при подготовке к итоговой аттестации я бы выделила следующие:

технология критического мышления помогает работе с текстом, систематизировать, обобщать материал, развивает аналитические способности, помогает осуществить деятельностный подход. Использую на уроках такие приёмы и методы как мозговой штурм, написание эссе, составление таблицы, взаимоопрос, «кластер».

тестовая технология. На всех этапах обучения в разных классах по темам использую тестовую технологию. Это тесты с выбором и без выбора ответа, на установление правильного или неправильного ответа, на заполнение пропусков букв и знаков. Многие тесты составляю сама. Составление тестов задаю в качестве домашнего задания детям.

игровая технология повышает интерес, познавательную активность на уроке, развивает творческие способности на уроке. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» я использую приём «Вырасти дерево». Ребятам даётся корень, необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов. Проводим на уроках аукционы. Как итоговую работу по теме в среднем звене провожу урок - смотр знаний, где ребята работают в группах. На уроках литературы интересно проходят уроки - брейн-ринги.

информационно-коммуникационная технология. ИКТ применяю не только при самоподготовке выпускников к экзамену, но и при изучении новой темы, закреплении материала, проверке. Это презентации (особенно на уроках литературы), тренажёры, видеоролики, аудио, видео. Используя тренажёры, реализую поэтапную подготовку учеников к  итоговой аттестации по темам, изученным в течение школьного курса. Со временем накапливается дидактический материал, который требует лишь небольших изменений с учётом  особенностей класса или отдельного ученика.  Но, используя ИКТ, не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях.

здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. На уроках присутствует благоприятный психологический климат, организую уроки с учётом работоспособности учащихся и со сменой видов учебной деятельности. Учитываю личностные особенности учеников.

 Актуализация современного урока как одного из способов подготовки к итоговой аттестации

Основной формой работы, посредством которой ведётся подготовка к экзамену, является урок. Актуализация современного урока заключается в том, что это должен быть урок деятельностной направленности.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно разделить на следующие группы:

·         урок «открытия» нового знания;

·         урок рефлексии;

·         урок общеметодологической направленности;

·         урок развивающего контроля.

Деятельностной целью урока «открытия» нового знания является формирование способностей учащихся к новому способу действия.

Единый государственный экзамен по литературе – это сложное испытание для выпускников. И чтобы его выдержать достойно, необходимо серьезно отнестись к подготовке к нему. Но это испытание и для учителя тоже. Существует множество методик подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе.

Система подготовки к ЕГЭ по литературе.

Первый шаг работы - знакомство со структурой контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Работая с демонстрационной версией, кодификатором, спецификацией КИМ, обучающие учатся отделять друг от друга структурные элементы, видеть разницу между вопросами базового, повышенного и высокого уровней сложности. Кроме того, учащихся должны понимать принципиальные методические отличия развернутого ответа ограниченного объема (5-10 предложений) от ответа на проблемный вопрос в объеме не менее 200 слов, так как в этих заданиях разная логика, доказательная база, разные критерии оценивания. Второй важный шаг — знакомство с кодификатором (содержание ЕГЭ). В кодификаторе изложены требования к уровню подготовки учащихся и представлены списки художественных произведений, на основе которых составлены задания. Третий шаг - изучение критериев оценки ЕГЭ по заданиям. Знание и понимание учениками критериев оценки всех частей КИМ— важная часть подготовки к ЕГЭ.

Среди множества современных технологий наиболее приемлемыми в подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе, на мой взгляд, являются:

  • технология проблемного обучения

  • технология развития критического мышления

  • информационно-коммуникационные технологии

  • технология модульного обучения

  • исследовательская деятельность учащихся

В основе названных технологий лежит личностно-ориентированный подхода в обучении, ставящий своей целью воспитание личности.

Технология проблемного обучения позволяет активизировать учебный процесс, учит проникать в самую суть изучаемых произведений.

Технология модульного обучения применяется при повторении и обобщении пройденного материала, помогает организовать самостоятельную работу учащихся.

При изучении новых произведений актуальна технология развития критического мышления. Она также способствует активизации учебного процесса, использование её приёмов приучает думать, рассуждать, обсуждать прочитанное. Особенно важно, что она позволяет организовать парную, коллективную работу на уроке и факультативном занятии, что немаловажно в группой работе над экзаменационными заданиями.

Ни один современный урок, в том числе и урок литературы, невозможно представить без информационных технологий. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, иллюстративного материала. Использование информационных технологий позволяют ускорить темп подачи знаний, увеличить объём информации, поднять интерес, изменить эмоциональный фон урока.

Но самым эффективным методом для подготовки к ЕГЭ по литературе я считаю исследовательскую деятельность учащихся. Исследовательские приёмы позволяют учащимся найти ответы на проблемные вопросы, помогают в поиске материала для анализа произведения, сопоставления его с другими произведениями художественной литературы.

Этапы работы

Курс подготовки к ЕГЭ рассчитан на два года — 10, 11 классы. Очевидно, что при большом разнообразии заданий в КИМ необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько этапов. Принцип распределения прост: от заданий базового уровня - к повышенному, а затем к заданию высокого уровня сложности (сочинению). В 10 классе должны быть хорошо отработаны задания тестового характера и сформированы навыки выполнения заданий №№ 8,9,15 (развёрнутый ответ ограниченного объёма). Всю работу 11 класса следует сосредоточить на сопоставительном анализе лирических произведений (задание № 16) и большом сочинении.

10 класс

1. Педагогический опыт и результаты ЕГЭ показывают, что главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текстов произведений, именно оно во многом определяет успешность на экзамене. Поэтому в начале 10 класса следует систематизировать знания учащихся, полученные в 9 классе: по творчеству поэтов и писателей XVIII века и первой половины XIX века, по изученным произведениям.

2. Следующий этап работы — повторение теоретико-литературных понятий, необходимых выпускнику для написания экзаменационной работы. Знание терминологии обязательно для выполнения заданий 8,9, 15, 16 и для написания большого сочинения (17.1 — 17.4). Повторять литературоведческие термины можно по группам, зафиксированным в кодификаторе. В кодификаторе теоретико-литературные понятия даются в определённой системе. Сначала даются самые общие, которые касаются понятий о художественном образе, историко-литературном процессе, литературном направлении, роде, жанре. Затем даются понятия, которые касаются содержания произведения: тема, идея, проблема, авторская позиция, герой, персонаж, характер, тип, лирический герой. Следующая группа понятий связана с особенностями формы произведения: композиция, сюжет, фабула, портрет, пейзаж, деталь. Ещё одна группа понятий, связанных с языком художественного произведения, особенностями стихотворной речи. Также такие понятия, как историзм, народность, психологизм. И эстетические термины: сатира, юмор, ирония, сарказм1.

Обучающимся можно предложить терминологические диктанты по указанным категориям понятий. Также полезно проводить терминологическую работу с литературоведческими словарями, справочниками, энциклопедиями. Таким образом учащиеся в процессе подготовки создают для себя литературоведческий глоссарий, формируют понятийную модель литературоведения.

3. Третий этап работы —обучение выполнению заданий с кратким ответом. При этом необходимо использовать литературу, содержащую типовые задания ЕГЭ. Тренировочные тесты ЕГЭ призваны проверить знания историко-литературного процесса, содержание произведений, знания по теории литературы. Успешное выполнение тестовых заданий невозможно без определённых знаний и умений, таких, как:

  • понимание функции фрагмента текста (эпического или драматического произведения) в целом произведении;

  • определение тематики фрагмента произведения;

  • определение жанровых особенностей произведения;

  • выявление мотивов поведения героев;

  • определение художественного метода;

  • определение темы лирического стихотворения;

  • знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, стопа, строфа);

  • умение определять виды и функции тропов и стилистических фигур;

  • выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;

  • обобщение проблематики произведения, включение его в литературный контекст;

4. В десятом классе обязательно надо начать подготовку по выполнению заданий с развёрнутым ответом с объёмом 5 — 10 предложений с целью подготовить базу для сочинения (№ 17). В заданиях № 8, 9 и 15, 16 экзаменуемому необходимо дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Например, задание № 8 по фрагменту романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Владимир Ленский в ночь перед дуэлью». Задание: «Как в приведённом отрывке раскрываются особенности внутреннего мира Ленского?» Этот вопрос при всей его психологической сложности требует конкретного ответа. Самое главное здесь — проанализировать фрагмент текста. Необходимо внимательно прочитать и сам вопрос, и приведённый фрагмент. Подчеркнуть ключевые слова и эпизоды, которые помогут ответить на вопрос, выбрать цитаты для аргументации. Вспомнить характеристику образа Ленского, юного романтика, мечтающего об искренней и вечной любви. Увидеть и доказать, что и в этом эпизоде он остался верен себе: ночью перед дуэлью он читает Шиллера, пишет стихи, посвящённые Ольге Лариной.

Ответ на вопрос должен быть кратким и точным. Композиционно он выстраивается так: тезис, аргументы (привлечение примеров из текста, цитаты), вывод. Чтобы ответ был полным и глубоким по содержанию, выпускник должен хорошо знать и понимать всё произведение и при необходимости мог обратиться к другим примерам из текста.

Следует отметить, что к выполнению заданий подобного типа учащихся надо готовить с пятого класса. При изучении произведений, помимо больших итоговых сочинений, полезно учащимся задавать конкретные вопросы по тексту произведения, учить их кратко и лаконично, в указанном объёме, отвечать на них в письменной форме.

5. Задание № 9 ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных. Это объясняется тем, что в небольшом в объёме (всего 5-10 предложений) необходимо дать развёрнутый ответ, включающий в себя не только понимание исходного произведения, но и умение вписать его в литературный контекст, показать литературные связи и сопоставить в заданном направлении с двумя другими произведениями. Например, «В каких произведениях русской литературы есть сцены ожидания дуэли и в чём их можно сопоставить с приведённым фрагментом из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин?» Экзаменуемый должен ответить на вопрос, указать два произведения и их авторов, обосновать свой выбор и сопоставить эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении. В одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст. Для выполнения задания необходима подготовительная работа : нужно вспомнить произведения, в которых авторы для характеристики героев используют сцены ожидания дуэли, составить список таких произведений. Можно предложить для сопоставления такие произведения: А.С. Пушкин «Выстрел», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». На мой взгляд, уместным будет сопоставление данного эпизода из романа «Евгений Онегин» с фрагментом романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Печорин в ночь перед дуэлью» ( повесть «Княжна Мери»). В этом эпизоде, так же, как и в исходном тексте, глубоко раскрывается характер главного героя. Это один из кульминационных эпизодов романа. И в поведении и душевном состоянии Ленского и Печорина можно увидеть много общего. Для второго сравнения можно выбрать повесть А. С. Пушкина «Выстрел». Вся жизнь героя повести Сильвио была долгим ожиданием дуэли с графом.

6. № 15 — вопрос по лирическому произведению. Этот тип заданий имеет особую сложность. Анализ лирического стихотворения дается ученикам намного сложнее, чем анализ отрывка из эпического или драматического произведения. Связано это со спецификой стихотворного текста (сложная образность, символичность, ассоциативность). Очевидно, что в школьной практике необходимо развивать навыки анализа лирического стихотворения в средних классах. В своей школьной практике я использую такой план анализа лирического произведения :

1. Чтение и первичное восприятие текста (Прочитать стихотворение. Разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнуть заинтересовавшие слова, словосочетания)

2. Отбор материала для анализа, а именно:

1) Дата написания (Может быть «говорящая» - особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта)

2) Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий

3) Жанровое своеобразие. (Прокомментировать названный жанр: баллада — реальные и фантастические черты, философское стихотворение — какие общие проблемы бытия затрагивает, лирическое стихотворение — особая выразительность чувств лирического героя, послание — кому адресовано и т.д.)

4) Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т.д.)

5) Художественные особенности:

- как раскрываются категории времени и пространства

- как решается проблема взаимоотношения мира и человека

- тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм

6) Особенности речи:

- использование стилистически окрашенной лексики

- инверсия, повтор, антитеза

- параллелизм

- риторический вопрос, восклицание

- обращение

- особенности синтаксиса

7) Основные ритмические особенности стихотворения:

- ритм (ямб — разговорное, повествовательные интонации; хорей, дактиль — строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двухсложные с пиррихием — особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни)

- способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);

- строфика

- элементы звукописи

8) Черты лирического героя

9) Личное восприятие стихотворения

3. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала

Полагаю, что учащиеся, выбравшие литературу для экзамена, под руководством учителя должны уделить анализу лирического произведения большое внимание, особенно теории стихосложения. Анализ стихотворения требует от ученика глубоких знаний, умения чувствовать слово, понимать смысл стихотворения, умения выражать свои мысли письменно. Нельзя пренебрегать и заучиванием стихотворений.

Полезно на этом этапе работы для дальнейшей подготовки к сопоставительному анализу (заданию № 16) выделять стихотворения одного автора в отдельные тематические блоки. Например, «Тема поэта и роли поэзии» в лирике М.Ю. Лермонтова: «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал»; «Тема Родины и природы»: «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», «Прощай, немытая Россия...»; «Тема любви»: «Расстались мы, но твой портрет...», «Я не унижусь пред тобою...»; «Судьба поколения»: «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Дума». А также составлять тематические блоки по творчеству разных поэтов («Философская лирика Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.)

7. При организации повторения изученного ранее материала необходимо помнить, что 10 класс – важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала – русская литература XIX века – играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза: повесть, роман, роман-эпопея. В этом году изучаются такие значительные произведения русской литературы, как романы И.А. Гончарова «Обломов», И.С. Тургенева «Отцы и дети», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Война и мир». Необходимо стремиться к тому, чтобы заинтересовать учеников предстоящим изучением произведения, чтобы оно было прочитано не отдельными главами, «хрестоматийными» отрывками, а полностью. Весь процесс обучения литературе на уроках и факультативных занятиях при правильной организации должен готовить учащихся к ЕГЭ. Для изучения эпических произведений наиболее приемлемыми считаю технологию проблемного обучения, технологию развития критического мышления, исследовательскую деятельность учащихся.

Основным методом проблемного обучения является эвристический подход. С помощью эвристических методов («Мозговой штурм», метод «Если бы...», метод сравнения, метод исследования, метод «Верные -неверные утверждения» и др.) можно организовать разнообразные формы работы над текстом художественного произведения. Главное, чтобы в предлагаемом задании была актуальная проблема или заложено противоречие. Особенно полезно решение творческих задач, например, задание: «Поразмышляйте: если бы литературный герой 19 века оказался в 21 веке...» Сильным ученикам интересно будет поработать с литературными реминисценциями, которые создают у читателя сложные ассоциации, обогащают восприятие произведения. Можно предложить задание: «Какие литературные реминисценции использовал А. С. Пушкин в своём романе «Евгений Онегин?» ( Например, при описании могилы Владимира Ленского А. С. Пушкин создал ассоциацию с элегией Ш. Мильвуа).

Уровень глубины постижения учеником литературного произведения проявляется при выполнении заданий, требующих связного речевого высказывания на литературную тему, в частности – в ответах на проблемные вопросы. На мой взгляд, после изучения произведений учащимся, готовящимся к ЕГЭ по литературе, нужно предлагать темы сочинений обобщающего или сопоставительного характера. Такие, как: «Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского», «Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов», «Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика», «Авторское и народное понимание счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Вечные ценности в понимании героев Л. Н. Толстого».

11 класс

В 11 классе учащиеся продолжают подготовку к ЕГЭ. Главной задачей на этом этапе является подготовка обучающихся к выполнению заданий 16 и 17 (17.1 — 17.4).

8. Значительное место в программе 11 класса занимает поэзия: изучение лирики поэтов Серебряного века, «поэтов-шестидесятников», знакомство с творческими индивидуальностями. Поэтому целесообразно задание № 16 отрабатывать именно в 11 классе. Сопоставительный анализ стихотворений -задание № 16. Это задание повышенного уровня сложности. Оно требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и является своеобразным итогом работы с текстом лирического произведения. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности. Задания этого типа по существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте. Выполняя задания 16, выпускник самостоятельно подбирает для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Ответ необходимо аргументировать, опираясь на текст произведения, учитывая авторскую позицию. Формулировки заданий можно разбить на два типа:

1.Задание состоит из двух частей. Первая относится к самому произведению, а вторая проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные параллели. Например: «Каков философский смысл стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» и кто из русских поэтов следовал лермонтовской традиции в изображении природы и человека?»

2. Другой тип задания требует назвать авторов и произведения, соотносящиеся с проанализированным текстом тематически, образно, эмоционально, а далее самостоятельно обосновать выявленные параллели. Например: «Каким русским поэтам близок С.А. Есенин своим отношением к Родине? С.А. Есенин. «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (Приведите 2 примера стихотворений и обоснуйте свой выбор). Примерный план для развернутого сочинения на сопоставление строится так же, как и в задании № 9:

1.Прямой, точный ответ на вопрос

2. Первый пример. Название произведение, автора, обоснование выбора (общее, различия в теме, идее,приёмах)

3. Второй пример. Название произведение, автора, обоснование выбора (общее, различия в теме, идее,приёмах)

4. Вывод

В экзаменационной работе привлечение контекстного материала основано прежде всего на правильном понимании смысла вопроса. Экзаменуемый объясняет, что дало ему повод для сопоставления, аргументирует свои рассуждения цитатами и кратким комментарием, показывающим, на каком основании сближаются в его сознании названные стихотворения. Например, «В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива...». Первая часть ответа: Стихотворение М.Ю. Лермонтова — шедевр русской лирики, пример того, как картины родной природы пробуждают в душе лирического героя состояние покоя и гармонии. Вторя часть ответа (сопоставление): Эти мотивы получат дальнейшее развитие в творчестве самого поэта («Родина») и в творчестве многих других поэтов: А.А. Фета («Шёпот, робкое дыханье...», Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...», С.А. Есенина «Отговорила роща золотая..» и др. В стихотворениях этих поэтов выражаются философские идеи о единстве человека и природы, смысле жизни, скоротечности жизни. Но выражаются по-разному. Далее необходимо привести доказательства в виде цитат и комментарии к ним.

9. Конечно, в центре вминания учителя в 11 классе — большое сочинение (Часть 2). Задания 2 части ЕГЭ по литературе (17.1, 17.2, 17.3, 17.4) представляют собой полноформатное развернутое высказывание на тему, связанную с литературным произведением (сочинение). Они относятся к заданиям высокого уровня сложности. В основе работы над сочинением во 2 части ЕГЭ лежит анализ художественного произведения, поэтому подготовка к выполнению заданий 8; 9 и 15; 16 является также необходимым элементом в работе над сочинением — заданием 17. Большую помощь в формировании навыка создания собственного высказывания на литературную тему оказывает подготовка к итоговому сочинению (ИСИ) как допуску к государственной итоговой аттестации: в умении поставить проблемный вопрос, сформулировать тезис, привести литературные аргументы.

В то же время здесь нужна и специальная работа. Следует учитывать, что во второй части нет текста произведения, а само задание является более сложным, представляя собой проблемный вопрос, требующий достаточно подробного и аргументированного ответа. Для того чтобы успешно выполнить задание 17, необходимо учитывать специфику экзаменационного сочинения в формате ЕГЭ, что отражается в критериях его оценки. Среди пяти критериев главным является Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие». В соответствии с этим критерием оцениваются глубина и самостоятельность понимания проблемы, сформулированной в теме сочинения. То есть необходимо не только выдвинуть основной тезис, но и привести аргументы, которые подтверждаются примерами, ссылками на текст. Такая работа требует тщательного обдумывания не только того, что доказывать в сочинении, но и как выстраивать систему доказательств.

Сочинение как вид учебной письменной работы сегодня приобретает новое значение и начинает осмысливаться как метапредметный результат образования. Сочинение позволяет проанализировать и оценить уровень развития личностных, метапредметных и предметных компетенций, функциональную грамотность обучающихся.

10. Завершение курса предполагает повторение учащимися как недавно изученного, так и ранее пройденного материала, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету. В соответствии с этим необходимо проводить различные тренировочные работы, проверяющие содержание текстов, выявляющие качество речевых умений и навыков, комплексные задания, проверяющие глубину освоения литературных произведений.



Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, литературе по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку и литературе помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.



1 Петухов С.В. Понятийный аппарат на ЕГЭ по литературе — 2018. - СПб, 2018.