СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Профориентация в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У выпускников девятых и одиннадцатых классов школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного - профессионального.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Профориентация в школе"»

Для того чтобы никто не ошибался

в выборе профессии, которая больше всего

подходит к его природному дарованию,

государю следовало бы выделить

уполномоченных людей великого

ума и знания, которые открыли бы

у каждого его дарование.

Хуан Уарте,

испанский ученый (1575)

Проблемы профессионализма находятся в центре внимания физиологов, социологов, философов, психологов, юристов, врачей… Привычными стали сообщения о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов – лечащим врачам, потребителям недоброкачественных лекарств и продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга, рушатся дома. Причина большинства техногенных катастроф – халатность и недостаток профессионализма.

Внимание к человеческим ресурсам возрастает, когда исчерпаны ресурсы технические или возникают новые факторы производства и общественного развития. В настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы. Однако квалификация большинства людей, предлагающих свои услуги не соответствует этим требованиям, в то время как их амбиции, уровень притязаний неоправданно высоки, особенно у молодых специалистов.

В ближайшие десять лет демографы предсказывают резкое уменьшение числа трудоспособного населения. Наша смена учится сейчас в начальной школе. Их меньше, потому-то они родились в условиях экономической неопределенности и нестабильности. Многие из нас отстают в физическом и умственном развитии. Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но даже смутно не представляют, кем будут работать. Число выпускников школы приближается к числу абитуриентов. Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности – одни из-за того, что не могут найти работу, другие из-за того, что разочаровались в профессии, выбранной из-за соображений престижа или «за компанию». Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров – вот только некоторые причины осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь.

Для молодых переходный период между школой и работой становиться определяющим для личного и профессионального развития. На этом возрастном этапе юный человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.

У выпускников девятых и одиннадцатых классов школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного - профессионального. Каждый из выпускников связывает со своей профессиональной деятельностью много планов и надежд. И действительно, получить работу для молодого человека означает гораздо больше, чем просто зарабатывать средства на существования, это еще и путь личной самоактуализации, получение профессионального, а в широком контексте – и жизненного опыта.

Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? Согласно статистике, 30 % студентов бросают учебу, не окончив вуза, 60% выпускников вуза и 70% окончивших профессиональные учебные заведения не работают по специальности.

Возникла необходимость перехода старшей школы на профильное обучение, которая определена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».

Предпрофильная (допрофильная) подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организованной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание следующих основных направлений работы, курсы по выбору, профильная ориентация, итоговая аттестация выпускников, «портфолио».

Профильное обучение в старших классах – это особая система, благодаря которой ученик может самостоятельно, в зависимости от своих интересов и способностей, выбрать программу обучения.

Основная цель предпрофильной подготовки состоит в создании реальных возможностей для учащихся в вопросах, связанных с выбором будущей профессиональной сферы деятельности с учетом способностей, интересов, потребностей рынка.

Современная рыночная экономика предъявляет к специалистам конкретные требования. Учащиеся должны четко представлять, что подразумевает таили иная специальность, как востребована экономикой страны и региона выбранная им специальность, есть ли необходимость поступать в высшее учебное заведение и на какой факультет или достаточно закончит ПТУ, среднетехнические и среднеспециальные заведения.

Оптимизация функционирования транспорта, связи, торговли, общественного питания, повлекшие за собой уменьшение численности работающих в этих сферах повлияет на занятость выпускников профессиональных лицеев. Вместе с тем развитие банковской системы, сферы риелторских услуг и ряда других, в том числе строительного бизнеса отображают динамику, связанную с востребованностью выпускников вузов. В условиях экономической и финансовой нестабильности шансы на трудоустройство выше у выпускников высших учебных заведений, т.к. они имеют долее широкие возможности, к овладению смежными специальностями. Этот факт особенно важен, т.к. уровень безработицы среди молодежи примерно 25-27% от общего числа, зарегистрированных на биржах труда.

Сегодня в ряде школ предпрофильную подготовку сводят лишь к профессиональной информации, что во многом снижает эффективность всей системы воспитания и обучения. Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно занятий по психологии. Это не случайно, т.к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

В книге В.Д. Симоненко «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения» приводится схема профессиональной ориентации молодежи.

Система профессиональной ориентации школьников

  • Профессиональное просвещение

  • Профессиональное воспитание

  • Профессиограмма

  • Профессиональная диагностика

  • Профессиональная консультация

  • Профессиональный подбор

  • Профессиональная адаптация

Это взаимосвязанные, но специфические по содержанию и методам осуществления, формы практической профориентационной работы.

Особенность современной общеобразовательной школы является то, что в контексте предпрофильной подготовки и введения профильного обучения все структурные элементы имеют место в практике работы в общеобразовательном учреждении. Главным условием эффективности данной работы является формирование личностной готовности школьника к выбору (формирование профессионального интереса, профессионального намерения, профессиональной направленности, профессионального призвания).

Профессиональный интерес и профессиональные намерения наиболее благоприятно формируются в обстановке творческой деятельности учащихся, при этом в начале возникает профессиональный интерес, а затем определяются устойчивые профессиональные намерения, которые в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности способствуют формированию профессиональной направленности личности.



Ситуацию выбора профессии можно представить в виде схемы:

«Хочу»


«Могу» «Надо»

Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

Профессиональное самоопределение, как процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии должно планироваться и осуществляться в несколько этапов, в рамках которых решаются определенные задачи. В основе должен лежать принцип преемственности и системности, как определяющие эффективность любой деятельности.

Работа по развитию образа профессии у учащихся 8 – 9-х классов ведется по четырем направлениям, соответствующим основным направлениям работы педагога-психолога школы:

  • профессиональная диагностика;

  • профессиональное консультирование;

  • профессиональная коррекция;

  • профессиональное просвещение.

В работе с учащимися школы по развитию образа профессии выделяют два аспекта. Первый – помощь школьнику в обогащении его информацией, относящейся к профессии, которую ему нужно учитывать при построении своего профессионального пути. Сюда относятся социально-экономические характеристики профессий, сведения о путях приобретения квалификации, о перспективах развития профессий, о требования, которые профессия предъявляет к человеку, о путях и способах саморазвития и самосовершенствования. Другой аспект состоит в том, чтобы содействовать школьнику в возможно более полном осознании им образа будущей профессии и своих психологических особенностей.

Значительную помощь ученикам в осознании образа профессии и своих психологических возможностей могут оказать специальные диагностические методики, прежде всего тесты интеллекта, специальных способностей и опросники, благодаря которым учащиеся лучше понимают самих себя и свои возможности. В дальнейшем они начинают связывать свои психофизиологические особенности с профессиональными намерениями и образами профессии.

Центральной задачей изучения образа профессии у школьников является формирование потребности, интереса, способности к самостоятельному выбору профессии и дальнейшему самосовершенствованию. Ее решение во многом зависит от позиции самих молодых людей. Известно противоречие между их стремлением к самостоятельности и неготовностью к ней. Вот почему потребность в самосовершенствовании должна воспитываться путем целенаправленного формирования самостоятельности, тогда свобода профессионального выбора молодежи будет реализовываться в принятии решении со знанием дела. Лучшим способом решения задачи на современном этапе - это профильное обучение в старших классах. Важнейшим компонентом профильного обучения является диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников.

Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях, развивались в склонности.

Роль интереса и его значение в успешном обучении признавал К.Д.Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения…убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет». Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.

Современные педагоги также уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всесторонне развитой личности. В.А.Сухомлинский отмечал: «Самое главное – чтобы ребятам не надоело, чтобы в детские сердца не закралось тоскливое ожидание того мгновения, когда учитель скажет: «Пора домой». Я старался окончить работу нашей школы в тот момент, когда у детей обострялся интерес к предмету наблюдения, к труду, которым они заняты. Пусть малыши с нетерпением ожидают завтрашнего дня, пусть обещает он им новые радости». Он говорил: если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

Основные характеристики интереса:

  • положительная эмоция по отношению к деятельности;

  • наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

  • наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство - срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая и вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития. Своевременное выявление и развитие профессиональных интересов учащихся во многом определяет их будущую профессиональную успешность.

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходима положительная профессиональная мотивация, то есть, желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируется навыки.

Выдающийся русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что «никто не может предсказать до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения». Поэтому при составлении блока методик для отбора в профильные классы акцент делался не на оценки актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на индивидуальных психологических особенностях и мотивации учащихся.

Изучение этих особенностей в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения.

Цель диагностики - не только сбор информации об учащихся для принятия основанного решения о выборе профиля обучения, но и активизации профессионального самоопределения. В ходе комплексной диагностики изучаются компоненты: мотивационные (интересы, склонности, потребности); способности (интеллектуальные, психомоторные, творческие и т. д.); личностные особенности. Чаще всего психологами-профконсультантами применяются следующие методики:

  • «Карта интересов» А. Е. Голомштока;

  • Опросник профессиональных склонностей Л. А. Йовайши;

  • Школьный тест умственного развития (под ред. К. М. Гуревича);

  • Методика определения типа мышления;

  • Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова;

  • Тест по определению типа личности Д. Голланда;

  • Анкета по изучению профессиональных намерений (Л. М. Фридман, И. Я. Каплунович);

  • Тест механической понятливости Беннета;

  • Диагностика способности Айзенка;

  • Тест на выявление мотивов выбора профессии;

  • Анкета по выявлению уровня профессионального самоопределения;

  • «Ценностные ориентации» М. Рокича;

  • Тест-опросник по определению самооценки Г. Н. Казанцевой;

  • Исследование уровня притязаний.

В зависимости от степени сформированности профессиональных планов, уровня развития способностей и склонностей, успешности обучения старшеклассники нуждаются в консультациях. При проведении профессиональной консультации в работе психолога школы может присутствовать несколько этапов: 1) констатирующий (констатация того, на какой стадии формирования профессионального плана находится учащийся); 2) диагностический (диагностика интересов, склонностей способностей, индивидуально-психологических особенностей); 3) поисковый (разработка плана подготовки учащегося к профессии); 4) коррекционный (разработка рекомендаций по самовоспитанию, коррекции и развитию необходимых качеств); 5) собственно консультационный (разработка стратегии и тактики проведения бесед с учащимся, распределение их во времени и др.).

Профконсультация – это своеобразный катализатор той большой и часто длительной самостоятельной работы учащегося, которую он должен осуществить, - от изучения профессии и трудовых проб в ней.

В целом вся профориентационная работа должна строиться таким образом, чтобы из диагностической она превратилась в развивающую, формирующую, диагностико-коррекционную. Поэтому все этапы профконсультации должны служить одной цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.

Психологическое просвещение тесно связано с консультацией. Педагоги школы проводят классные часы, экскурсии на предприятия, приглашают опытных и известных тружеников села или города. Представители учебных заведений выезжают в школы, знакомят выпускников с условиями поступления, рассказывают о факультетах и выборе специальностей.

Низкая психологическая культура психологических знаний современных школьников, отсутствие адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить себя, свои способности, возможности и слабое знакомство с миром современных профессий затрудняет выбор школьниками своего жизненного пути. По данным исследователей, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий. Требуется усилить, систематизировать профориентационную работу в школе, подготовить педагогов, повысить значимость деятельности психологов.

Составляющими психологической готовности учащихся к выбранному виду деятельности является личный профессиональный план и профессиограмма.

В основу плана должна быть положена главная цель: чем заниматься, кем быть, как выбор может обеспечить и является ли престижным и востребованным. Далее надо попытаться реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества. При составлении профессионального плана необходимо наметить пути и средства достижения цели: где и как можно попробовать свои силы, в каких учебных заведениях получить нужное образование, как повышать профессиональное мастерство и т.д.

Надо предвидеть и те трудности, с которыми вы можете встретиться на пути достижения цели, это поможет вам избежать ненужных разочарований и вовремя при необходимости изменить свой выбор. Поэтому целесообразно предусмотреть также и запасные варианты.

В профессиональном плане должна найти отражение программа самовоспитания: какие профессионально важные качества надо сформировать и развивать, как укреплять свое здоровье и т. д. Особое внимание надо уделить вопросам самообразования: какую литературу читать, в каких кружках или группах по интересам заниматься.

К составленному профессиональному плану периодически надо возвращаться. По мере углубления интересов, накопление знаний о профессии, опыта практической деятельности план может меняться, становится более реалистичным.

Одним из важнейших источников информации о профессии являются профессиограмма. Профессиограмма – характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и т.д.

Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

- название профессии;

- значение и место профессии;

- вид труда: ручной, механизированный, автоматизированный;

- предмет и продукт труда;

- знания, умения, необходимые для выполнения работы;

- условия работы, рабочее место;

- режим труда (сменность, монотонность т.п.) и отдыха;

- медицинские противопоказания;

- требования к волевым, деловым и другим качествам личности;

- влияние профессии на личность: на формирование общего культурного уровня, развитие умственных способностей, характера и т.д.;

- пути получения профессии, характеристика учебных заведений и условия поступления в них;

- перспективы профессионального роста;

- родственные профессии.

Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии, оценить свою профпригодность к ней. Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые нужно формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана).

Практически всем выпускникам нужна помощь взрослых при выборе профессии, но встречаются и такие которые в ней не нуждаются. Помощь в выборе профессии не нужна тому, кто не может выбрать из нескольких вариантов. Потому что для человека, обладающего набором жизненно важных качеств, среди которых любовь к людям и труду, способность к самообучению и саморазвитию, самостоятельность в мышлении и поступках, совершенно не важно, каким образом, в каком объеме и в какой последовательности будут реализованы его профессиональные и жизненные планы: от перемены мест слагаемых результат не меняется. Поэтому на вопрос: «Какую профессию мне выбирать?» - есть только один ответ: «Выбирай любую. Если будешь любить то, что делаешь, тогда у тебя все получится!»

Когда варианты равноценны, решающими могут оказаться второстепенные факторы – близость учебного заведения к дому (или, наоборот, желание уехать подальше от дома), семейные традиции, совет или пример авторитетного взрослого, хорошая компания, льготы при поступлении в вуз и т.п. Кстати, в древности и в Средние века профессию за ребенка выбирали взрослые, которые с рождения наблюдали за ним, давали ему возможность пробовать себя в различных видах деятельности, с первых лет жизни исподволь приучая к труду. Нередко будущую профессию определял жребий. И таких проблем, как сегодня, почему-то не было.

Тому, у кого нет никаких вариантов, помогать надо было десять – пятнадцать лет назад. Теперь уже поздно. Время, когда закладываются основы личности, упущено безвозвратно. Поэтому на вопрос: «Какая профессия мне подходит?» - можно ответить так: «Выбирай любую, но не рассчитывай на профессиональный успех!». И в этом случае тоже многое зависит от перечисленных факторов (тех, которые принято называть «ошибками в выборе профессии»). Несамостоятельный и зависимый от чужого мнения человек часто выбирает профессию из соображений престижа. Но «престиж» - понятие относительное.

И уж совершенно не нужна помощь в выборе профессии тому, кто точно знает, кем он хочет стать. И тут главное – не мешать. В этом случае лучшее, что может сделать взрослый, - дать полную и достоверную информацию об интересующей ребенка профессии, поддержать и ободрить, а не говорить об отсутствующих способностях или слабо развитых профессиональных качествах.



Литература:

  1. Резапкина Г. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условия профильного обучения // Школьный психолог. 2008. № 11,12,13.

  2. Голерова О., Гурова Е. На кризисном перекрестке // Школьный психолог. 2007. № 2.

  3. Резапкина Г. Парсонс и теперь живее всех живых // Школьный психолог. 2007. № 2.

  4. Резапкина Г. Уроки выбора профессии // Школьный психолог. 2006. № 14.

  5. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

  6. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; Из опыта работы школ г. Воронежа / Авт.-сост. Т.М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. –М., 2007.

  7. Тяглова Е.В. Стадии сформированности профессионального мировоззрения

  8. Курбет Н.В. Акмеологическое сопровождение процесса развития образа профессии у студентов

  9. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. М., 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!