СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Развитие устной речи на уроках математики и физики"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

По существующим программам математика как предмет школьного курса призвана вырабатывать вычислительные навыки, воспитывать логическое мышление, овладевать тем объёмом научных открытий, которое накопило человечество за предыдущие две с лишним тысячи лет своего активного интеллектуального развития.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Развитие устной речи на уроках математики и физики"»

«Развитие устной речи на уроках математики и физики»

По существующим программам математика как предмет школьного курса призвана вырабатывать вычислительные навыки, воспитывать логическое мышление, овладевать тем объёмом научных открытий, которое накопило человечество за предыдущие две с лишним тысячи лет своего активного интеллектуального развития.

Объём материала, который ученик должен усвоить велик. Урочное время сжато до предела. В погоне за наработкой навыков деятельность ученика сводится к письменным работам. Расплата за такой вид обучения наступает, когда начинается курс геометрии. Полная неспособность связно изложить идею, даже если она есть, последовательно и в нужных терминах провести доказательство теоремы или задачи. В алгебре это проявляется, например, в ужасном написании пояснений к составлению уравнений, хотя само уравнение составлено и решено верно. К этому стоит прибавить, что не все дети владеют в полном объёме развитой речью. Многие, в силу социальной отсталости, не избавились к 5 классу от логопедических проблем, и палитра сравнительных речевых оборотов оставляет желать лучшего.

В наполненной информацией школьной программе прекрасно изложен материал и подобраны объяснительные примеры, продуманы тренировочные задания, но мало заданий, где ученик должен построить целую фразу для ответа, а не ограничится кратким «да» или «нет».

Желая преодолеть барьеры и «разговорить» учеников можно пользоваться различными приёмами, не уходя от классического урока. Например, в 5 и 6 классе хорошо проходят соревнования «Болтунов». На дом даётся скороговорка, а на следующем уроке двое её произносят на время. Штрафные секунды начисляются за ошибки в произнесении. Позже в 6-8 классах опросы по теории живо проходят в форме «Самое сильное звено» по открытым вопросникам к текущей теме. В период введения сведений о дробных числах и правил действий с ними, о целых числах и рациональных числах можно объявлять конкурс на занимательный рассказ-сказку. Участвуют, конечно, не все ребята, а только самые любознательные. Но остальные получают пример творчества и фантазии. Рассказ не зачитывается, а рассказывается автором – это обязательное условие конкурса. Прекрасной тренировкой речи служит игровой спектакль. Его постановка требует большого терпения, т.к. дети не готовы к импровизации, плохо запоминают тексты. Это требует многих репетиций, но результат прекрасный. На третьем проигрыше дети раскрепощаются и готовы заменять друг друга. На уроке с ними становиться легче заучивать и воспроизводить правила, они перестают относится к математике как к наказанию. Сказку «Приключения великого НУЛЯ» я ставила с 5 классом и играли спектакль перед третьеклассниками. Малыши хорошо восприняли спектакль и активно отвечали на вопросы после просмотра: - Какие правила ты заметил в спектакле?

                                                 - Почему на Нуль делить нельзя? и т.д.

При знакомстве с новым термином или понятием фронтальная работа даёт хороший результат. Проговорив термин, ученик запоминает его и принимает для использования. У многих учащихся даже в языковых классах вызывает затруднение произнесение некоторых фраз «взаимно перпендикулярные прямые», «число а повторено множителем n раз», «четырёхугольник, стороны которого попарно параллельны называется параллелограммом», «основное свойство пропорции заключается в следующем: произведение крайних членов рано произведению средних». Надо не жалея времени дать столько устных заданий, чтобы каждый ученик проговорил фразу или термин вслух. В языковых классах фронтальной работы с терминами достаточно на первом уроке, а в общеобразовательном надо повторить её дважды или трижды, день за днём. На каждом уроке надо добиваться ответов полными развёрнутыми предложениями и это должно войти в привычку.

       Подводя черту под своими рассуждениями, хочу сказать, что фронтальная работа, работа в малых группах, «разминки» в начале урока, диалог при поиске решения задач – это всё приёмы, которые укладываются в схему классно-урочной системы.

Результаты овладения устной речью на уроках математики, конечно, не 100%, но учащиеся выгодно отличаются тем, что готовы высказать свою идею по решению проблемы, не боятся выходить к доске, с 7 класса с ними легко проводить работу в группах.

Физическая компонента школьного образования наряду с гуманитарной, социально-экономической, математической и технологической должна обеспечивать всестороннее развитие личности школьника. Но если рассмотреть разнообразные учебные программы и учебники, то можно заметить неувязки между ними и образовательными стандартами. Каково же соотношение и взаимосвязь гуманитарного и естественнонаучного направлений обучения?

Традиционно развитием речи занимаются учителя русского языка и литературы. Они знакомят учащихся с речевыми стилями. В учебниках русского языка для 5-9-х классов достаточно подробно рассматриваются художественный, публицистический, официально деловой стили. Но есть ещё один стиль – научный. Заглянув в гуманитарные учебники, можно убедиться, что внимание ему уделяется крайне мало. Что поделаешь, традиционно физика и лирика мало совместимы.

Но очень важно, чтобы ещё в школе дети научились чётко и связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы и обобщения.

Речь неразрывно связана с мышлением, и чем более гибкой она становится, тем больше уверенности в развитости мышления. На уроках развития речи дети учатся использовать повествования, рассуждения, описания, свойственные научному речевому стилю. Повествование и рассуждение приобретают чёткую последовательность, и логичность, если ученик научен планированию устной и письменной речи, выделению наиболее важных моментов, обобщению сказанного.

Развитию речи учащихся способствуют упражнения; входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы:

  1. Упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется выделение
    существенного, главного в изучении вопросов темы: “Составьте план...”, “Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части”, “Составьте рассказ о … по плану”.

  2. Упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия
    понятий, например: “Составьте сравнительную характеристику...”, “Сравните графики...”, “Сравните устройство приборов”; задачи-вопросы: “Что общего, в чём отличие...?”.

  3. На установление причинно-следственных связей используются задания типа: “Выберите правильное утверждение”, “Найдите соответствие между…”, “Подчеркните лишнее…”

Учебники и другая литература по естественнонаучным предметам порой представляются подросткам совершенно недоступными для понимания и запоминания.

Если школьнику, начинающему изучать физику, предложить выписать из несложного параграфа учебника слова, смысл которых он не понимает, или предложение, которое не может воспроизвести, то иногда возникает удручающая картина.

Даже в учебнике 9-го класса встречается более 100 новых терминов, из них более половины трудны в написании, где учащиеся могут допустить грамматические ошибки.

Сознательному усвоению смысла физических и технических терминов и правильному их употреблению способствуют устные и письменные формы контроля, в частности физические диктанты, включающие следующие задания: “допишите утверждение, начало которого записано…”, “вставьте пропущенные буквы в слова (физические термины, названия приборов, имена ученых)”.

Но для словарной работы требуется специальный дидактический материал. У нас составлена картотека трудных слов по физике, взятых из учебников 7-11-х классов. Ученики сами выбирали слова, которые у них вызывают затруднения в правописании или понимании. Эти же слова, написанные крупным шрифтом на стандартных карточках, могут быть расположены на доске под рубрикой “Пиши правильно”. Это способствует запоминанию их написания, так как у большинства людей память зрительная.

Учебные программы содержат перечень понятий, соответствующих образовательному минимуму. Определение понятия – вещь далеко не простая, и школьников целесообразно приучать к различным по форме, но одинаково по смыслу речевым конструкциям. В научной речи много новых для учащихся терминов – существительных, а количество используемых глаголов и прилагательных не велико. Например, частица вещества, расположенная в определённом участке пространства, может двигаться и взаимодействовать с другими объектами. Эти проявления могут быть упорядоченными или хаотичными, быстрыми или медленными, сильными или слабыми. Определив все эти части речи, добиться понимания их смысла, умение правильно использовать – главная задача усвоения научного речевого стиля. Учащимся можно предложить дать свои варианты определения научного понятия, например: “Плотность – это …”, “Плотностью называется ...”, “Плотность показывает…”, “Чтобы найти плотность, нужно...”

Но есть довольно грустная статистика: если общее количество времени на изучение предмета разделить на количество учащихся в классе, то можно обнаружить, что на прямой словесный контакт учителя с отдельно взятым учащимся за весь учебный год приходится несколько десятков минут. Например, в 7-м классе – (68 часов: 25 чел. = 2,7 часа). Чтобы на уроке более рационально использовать учебное время, необходим подбор заданий, чтобы одними и теми же действиями достичь сразу же нескольких целей: одновременно знакомить учащихся с новыми фактами, контролируя усвоение, запоминание, воспроизведение и в то же время могут быть реализованы исследовательские и диагностические цели. Прежде всего, устанавливается уровень интеллекта, информированности и интуитивных способностей.

Осознанию условий задач используются некоторые приёмы:

  1. Замена слова (или словосочетания) другим, смысл которого соответствует заменяемому (например: выражение “Воздушная оболочка Земли” можно заменить научным термином “Атмосфера”).

  2. Замена слова его аналогом, т.е. близким по смыслу (например: “Нажать – оказать давление”). Используя планы обобщенного характера, необходимо подготовить ответ об одном из явлений, о физической величине, о законе, о приборе и т.д. Ответы могут быть индивидуальными или коллективными – “по цепочке”. Выполняя такие задания, учащиеся учатся рассуждать, пользоваться физическими терминами.

Для выработки умения лаконично формулировать свою мысль в 7-9-х классах полезны кратковременные игры “Скажи это одним словом”, в которых учащиеся предлагаемую им часть фразы заменяют, одним словом. Например: движение с постоянной скоростью – равномерное; величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени, – ускорение; движение с постоянным ускорением – равноускоренное; работа, совершаемая в единицу времени – мощность и т.д. В другом варианте этой игры ставится обратная задача – дать развёрнутое определение физических понятий называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие.

Важно приучать подростков внимательно относиться к каждой произнесённой ими фразе, особенно несущей физический смысл. Этому может помочь “Юмористический калейдоскоп”, составленный из неправильных высказываний учащихся: “Свет бывает естественным и парализованным”, “Гамма лучи имеют большую проницательность; луч красного цвета самый длинный, а луч фиолетового – самый короткий”.

Проводя анализ этих выражений, дети учатся ответственно относиться к устной речи, критически оценивать свои высказывания, не только с точки зрения физики, но и логики изложения, законов русского языка Овладение искусством риторики немыслимо без привития любви к чтению. Поэтому при изучении физики учащиеся пользуются научно-популярной литературой, произведениями из серии “Жизнь замечательных людей”, книгами Перельмана, Блудова, Китайгородского и других известных авторов. Составляют аннотации, пишут краткие лицензии о прочитанном, выписывают интересные высказывания учёных, важнейшие выводы, т.е. составляют своеобразный дневник развития физико-технических знаний. В научно-популярных журналах “Наука и жизнь”, “Квант”, “Знание – сила” материал изложен доступно и интересно, а поэтому систематическое обращение к ним способствует воспитанию культуры речи учащихся. Огромный воспитательный потенциал имеет написание рефератов и сочинений физике, технике, проблемам в науке, работа над которыми развивает самостоятельность учащихся, приобщает их к использованию научно-популярной и учебной литературы, учит точному и образному изложению мысли.

Изучение физики, как и математики, химии способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, существо дело, точно, чётко и немногословно излагать свои мысли. Но учить надо школьника говорить не только строго логично и убедительно, но и красиво и эмоционально. Ведь не зря естественно – математические знания имели большое значение для выработки умения строить речь. Многие литераторы учились специфическим качествам речи математика и физика (таким, как краткость, последовательность, полнота аргументации). Красоту, предельную ясность языка точных наук хорошо понимали величайшие мастера пера: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и д.р. Решение физических и математических задач помогало им постигать логику языка, его точность и выразительность. Л.Н. Толстой преподавал в Яснополянской школе математику, а в своей литературной работе широко использовал физические и математические понятия, с любовью описывал явления природы. Анализ словарного запаса Пушкина показывает, что поэт пользовался научной терминологией и отразил в своих произведениях ряд естественнонаучных проблем. Крылатыми стали Пушкинские фразы: “Опыт – сын ошибок трудных”, “Гений – парадоксов друг”, “Поверил алгеброй гармонию” и д.р. Гениальный наш соотечественник М.В. Ломоносов был и талантливым писателем. Предъявляя строгие требования к языку своих научных работ, он очистил его от обилия иностранных терминов, говорил свободно, легко, доказательно. Труды Галилея по естествознанию совершенны в художественном отношении, а язык Паскаля считался в своё время образцом для французской литературы. Среди учёных физиков немало авторов научно-популярных книг. Трудным искусством популяризатора в совершенстве владели Циолковский, Столетов, Перельман.

Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Л.Д. Ландау говорил: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю... Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик”. При изучении физики есть возможность опираться на поэтические образы.

Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить учитель любого предмета, а педагогу – физику нужно заботиться и о физической грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике.