СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме самообразования на заседании МО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме самообразования по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме самообразования на заседании МО»

Самооценка как стимул для самообразования и эффективного средства повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ

Система контроля и оценивания учебной работы школьника в условиях внедрения ФГОС ограничивается не только проверкой ЗУН, но и развитием у школьников самооценки.т.е. того, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Если говорить об уроках, то это прежде всего умение критически контролировать себя, оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Самооценка ученикаявляясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.

Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Для таких детей самооценка определяет успешность, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей, зависима от мнения окружающих его людей. Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ОВЗ школьного возраста. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.

На уроках русского языка мы используем несколько приемов формирования навыков самооценки:

  1. На полях.предлагается поставить себе оценку за данный вид работы. Затем эта оценка разбирается вместе с учителем.

  2. Знаки. Поставить себе оценку в виде смайлика

  3. Оценочные суждения. ( Справился хорошо,не заметил ошибку)

  4. Индивидуальная самооценка

У школьников с ОВЗ, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий. Во многом это связано с упрощенностью эмоциональных переживаний. Большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у школьников с ОВЗ неустойчивая, может меняться на полярно противоположную. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Неадекватную самооценку в школьном возрасте объясняется незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др. 

Среди факторов развития самооценки решающими являются отношение окружающих и правильное осознание ребенком особенностей своей деятельности, ее результатов. Важно научить школьников умению видеть и понимать себя, согласовывать свои желания с требованиями и нормами окружающей среды.

В связи с большим количеством уч-ся в классе самооценка детей с ОВЗ происходит всегда по разному. Ввиду замедленного письма чаще всего у детей с ОВЗ самооценка происходит устно. В конце урока ученикам предлагается ответить на вопросы: как я оцениваю свою работу на уроке? Что я понял хорошо? Над чем еще нужно поработать? Если ученик с ОВЗ на уроке работал активно, принимал участие в обсуждении, то для повышения самооценки на это обращается особое внимание остальных учеников. Например, Долганов Даниил чаще всего выбирает на уроках пассивную позицию. При этом он всегда хорошо запоминает стихотворения. Поэтому, на уроках литературы, на которых в качестве домашнего задания было задано выучить стихотворение наизусть, происходит обязательная самооценка Даниила вслух. При этом предлагается оценить ответ Даниила и другим учащимся, проверить совпадает ли его самооценка с оценкой других. Есть пример идругого ученика, Тимура Гадиева. Тимур из числа активных учеников. Он часто поднимает руку, пытается выкрикнуть ответ с места. Если говорить о самооценке, то она у него немного завышенная. Поэтому ответы Тимура приходится разбирать по-подробнее. Тимур стремиться получать 5, но часто немного не дотягивает до них. Перед тем как объявить ему оценку, предлагаю ответить на вопросы: а что ты поставишь сам себе? Были ли твои ответы полными? Чего не хватало тебе для 5? Что надо сделать для того, чтобы получить в следующий раз 5?

Большой простор для развития самооценки предоставляет внеурочная деятельность. Она позволяет смоделировать ситуации сплочения с другими участниками игры. Здесь есть возможность демонстрации таких умений и навыков, которые не применяются в обыденной жизни. Полезно предоставить возможность для проявления умений учащегося, в которых у него наметились заметные успехи. Это поможет приобрести заслуженное уважение окружающих. Например, при постановке сказки «Синяя звезда» мы привлекли Долганова Даниила. Он сыграл на фортепиано и помог организовать музыкальное сопровождение сказки. На следующий день помощь Даниила при обсуждении мероприятия была подчеркнута особенно. При это было предложено обсудить, что ему понравилось в его выступлении, а что нет.

Таким образом, для развития адекватной самооценки чрезвычайно важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к адекватному самовыражению, к деятельности, осуществляемой в рамках общепринятых правил. Перечисленные приемы формирования самооценки помогают детям с ОВЗ активно включиться в процесс обучения,повышают интерес к получению новых знаний. А это значит, что они направлены на формирование гармоничной личности, что является одним из требований ФГОС ОО.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!