СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме самообразования " Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи у обучающихся с ОВЗ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен опыт по теме самообразования. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме самообразования " Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи у обучающихся с ОВЗ"»

 Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи у обучающихся с ОВЗ



Введение


По данным «Института возрастной физиологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИВФ РАО») состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу. Показатели здоровья современных учеников значительно ниже показателей их сверстников двадцать или тридцать лет назад.

В настоящее время большой процент детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям здоровья подрастающего поколения.

Логопедическая практика также показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями, в том числе и достаточно тяжелыми: с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач современной педагогики.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом, а использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей.

Особенности физического развития:

  • нарушения общей и мелкой моторики;

  • расторможенность и затор­моженность мышечного на­пряжения;

  • повышенная утомляемость;

  • заметное отставание в пока­зателях основных физичес­ких качеств: силы, скорос­ти, ловкости;

  • нарушение темпоритмической организации движений.





Особенности психического развития:

  • нарушение оптико-пространственного праксиса;

  • неустойчивость внимания;

  • расстройство памяти (осо­бенно слуховой);

  • несформированность мыш­ления;

  • задержка развития воображения.

Особенности социально-личностного развития:

  • пассивность, зависимость от ок­ружающих, склонность к спонтанному поведению;

  • недостаточная критичность или переоценка своих возможностей;

  • низкая социальная адапта­ция;

  • нарушение коммуникатив­ной сферы.



Исходя из вышесказанного,  предметом моего изучения в рамках темы самообразования стали «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи у обучающихся с ОВЗ».


Цель я поставила себе весьма практическую: создание наглядного дидактического материала на основе существующих здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда.


Для реализации цели были сформулированы задачи:


- изучить научно - методическую литературу по теме «Основы здоровьесберегающего обучения, «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»;


- систематизировать существующие традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии, определить их коррекционную направленность;

- приступить к созданию наглядного дидактического материала, использовать его в своей педагогической практике.

Педагогическая технология -специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям: концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость, эффективность (Г.К. Селевко)


Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.


Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить  результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению  здоровья.

Суть логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия.

Любое логопедическое занятие, какова бы не была его цель, обязательно должно быть  четко структурировано, поскольку только комплексное и системное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.


Общая структура индивидуального логопедического занятия.

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

а) упражнения по тренировке губ;

б) упражнение по тренировке нижней челюсти;

в) упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении  стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения для развития  слухового внимания  и фонематического восприятия.

6. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация  правильного звукопроизношения в речи ребенка.

7. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

8. Формирование лексико-грамматических представлений.

9.Обучение элементам грамоты.

10.Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

11.Коррекция нарушений  чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.


Как реализовать все эти обязательные компоненты логопедического занятия? Используя различные технологии, методы и приемы.


За годы логопедической практики сложилась система как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (методов, приемов), рекомендованных к применению.



Традиционные

  1. Дыхательная гимнастика

  2. Артикуляционная гимнастика

  3. Логоритмика/ Физкультминутки/  Общая моторика

  4. Мелкая моторика (пальчиковая гимнастика, песок, крупы, прищепки, мозаика, липучки и т.д.)

  5. Зрительная терапия

Нетрадиционные

  1. Самомассаж

  2. Су-джок терапия

  3. Арт-терапия (аппликация, сказкотеропия, музыкотерапия, пластилинография т. д.)

  4. Ароматерапия

  5. Акватерапия

  6. Биоэнергопластика

  7. Кинезеологические упражнения

  8. Психогимнастика

Традиционные здоровьесберегающие технологии

1.Дыхательная гимнастика


Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирует интерес детей к дыхательным упражнениям сочетание наглядности и веселых стихотворных форм, игр. Таким образом, вызываются положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.


2. Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

 

Классификация упражнений

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. 

 

Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. 

Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 - 10 секунд . 

Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 - 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.


Комплексы упражнений

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков


3. Пальчиковая гимнастика


У младших школьников с задержкой психического развития не развита мелкая моторика. Они неловко держат карандаш, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют ботинки. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры»( пальчиковая гимнастика)

Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми можно по следующим направлениям: 

1. Пальчиковая гимнастика (биоэнергопластика). Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Данные игры рекомендуется проводить на каждом уроке или коррекционном занятии.

(2. Графические упражнения.

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

3. Пальчиковый игротренинг.

Пальчиковый игротренинг включает в себя:  сжатие, растяжение, расслабление кисти; использование изолированных движений каждого из пальцев. Пальчиковый игротренинг- это профилактика школьных неврозов, речевое развитие, подготовка к письму, формирование почерка, психологическая коррекция.

4.Подготовка к обучению письму.

Упражнения данного раздела дают возможность воспринимать форму букв через тактильные и кинестические ощущения, вырабатывают умения владеть карандашом и ручкой,  проводить линии по линейке, угольнику, лекалу и на глаз.)



4. Логопедическая ритмика

Комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания.

Цели: на логоритмической разминке, с одной стороны, совершенствуется общая моторика, ориентация в пространстве, а с другой — происходит развитие дыхания, координации речи с движением.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение.

5. Физкультминутка

Рабочее состояние детей имеющих речевые нарушения, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке всего 15 – 20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Их проводят при первых признаках утомления, в середине занятия.

Физминутки, проводятся в игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

5)Зрительная гимнастика.


Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на занятиях используется гимнастика для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

- Упражнения со зрительными стимулами — один из видов зрительной гимнастики, где в качестве стимула используют яркие предметы или картинки.  

- С сигнальными метками и схемами (потолочные и настенными): при таком виде зрительной гимнастики можно выполнять довольно сложные упражнения, например, «восьмёрка», «бабочка», «квадрат».

- Электронные зрительные гимнастики –э то системы упражнений, представленные в виде мультимедийных презентаций.  

Такие гимнастики сопровождаются музыкой и передвижением предметов, дети прослеживают путь передвижения предметов глазами.

- Пальминг- упражнение для глаз по методу Бейтса, которое помогает расслабить глаз от света. Для этого нужно закрыть глаза ладонями и держать их в таком положении около 5 минут глазные мышцы и снять зрительное перенапряжение.  1

Суть пальминга — полное физическое и психологическое расслабление, достигаемое с помощью изоляции

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии

1. Самомассаж

В настоящее время самомассаж является одним из широко применяемых средств профилактики и коррекции нарушений речи детей.


Самомассаж в логопедической практике разделяется на три вида:

-общий (самомассаж головы, шеи, туловища);

-артикуляционный (самомассаж губ, щек, языка);

-пальчиковый.


Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему. Это массаж, выполняемый самим ребенком, имеющим речевые нарушения. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на речевое развитие и на здоровье детей в целом, и в частности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.


Самомассаж содействует снижению его двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализации мышечного тонуса, совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает память, внимание.


Самомассаж проводятся в игровой форме и вызывает у детей положительные эмоции. В ходе самомассажа дети приучаются к дисциплине и самоконтролю.

Существует большое количество видов самомассажа. Свою работу с детьми мы начинаем с самого простого самомассажа, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делаются расслабляющие поглаживания, встряхивания рук.

Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.


2. Психогимнастика


Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда ребенок умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих.


Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции. Они психически и физически проживают тревожные состояния в игре, после чего те перестают существовать в реальности. Психогимнастика дает разрядку, и детские переживания не дорастают до патологического уровня.





3. Кинезиологическая гимнастика.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. Для преодоления имеющихся у старших дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение кинезиологической гимнастики.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, существует уже 2000 лет. Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности. Древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Кинезиологическими упражнениями пользовался также Аристотель.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий. Это позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека является возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте нужно развивать мышление, память, внимание и восприятие.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие; левое – математическое, знаковое, логическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно предположить, как говорят исследователи, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кинезиологическая гимнастика гармонизирует работу головного мозга.

Цель.

  • Развитие межполушарного взаимодействия.

  • Профилактика нарушений зрения и активизация работы мышц глаз.

Задачи.

  • Синхронизация работы полушарий.

  • Улучшение мыслительной деятельности.

  • Повышение устойчивости внимания.

  • Улучшение запоминания.

  • Развитие мелкой моторики.

  • Развитие способностей.

  • Развитие внимания, памяти, речи.

  • Развитие мышления.



4. Арт-терапия

Арт-терапия - терапия исскуством ‒ возниклаиз идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психических заболеваний с помощью живописи. Метод был основан на том, что человек через искусство выражал свои чувства и освобождался от них [1].

Суть арт-терапии заключается в терапевтическом, корректирующем воздействии художественных приемов на субъекты и проявляется в реконструкции и выходе из травмирующей ситуации. Все это происходит через создание произведений искусства, перевод внутренних переживаний во внешнюю форму и создание новых положительных эмоций и чувств. Арт-терапия, широко используется в логопедии для установления контакта с ребенком и включения его в учебный процесс. В настоящее время многие логопеды все чаще используют этот подход.

Эффективность использования различных видов арт-терапии в коррекции подробно описана в работах таких авторов как: С. Машура и З. Матейова, И. В. Вачков, А. В.Гнездилов, Л. Д. Короткова, Т. Н. Щербакова, М.И.Лисина, М.А Панфилова, Л.В Чернецкая, С.С Бычкова, Л.А Дубина и др. И. В. Сусанина дала следующее определение понятия «арт-терапия»: «Арт-терапия ‒ это сфера, которая использует невербальный язык искусства для развития личности, способ соприкоснуться с глубочайшими аспектами нашей духовной жизни».

Обычные методы обучения не всегда дают ожидаемый результат.

Различают активную и пассивную арт-терапию. Первый включает импульс для самостоятельного творчества, пассивный ‒ основанный на использовании существующих произведений искусства. Он также может быть групповым и индивидуальным. В ходе занятий используются: рисунок, лепка, скульптура, мозаика т.д. В качестве материала можно использовать натуральные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветви, овощи, фрукты и т. д.) и искусственные (краски, гуашь, бумага, пластилин, целлофановая веревка и т. д.) [5].

Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражение, развитие личности и взаимоотношений в обществе, снятие стресса, помогает реализовать некоторые психологические проблемы.

Можно выделить несколько видов арт-терапии, которые может использовать логопед в своей работе:

  1. Рисование – классический метод арт-терапии, любимый детьми, самый доступный на логопедических занятиях.

  2. Музыкотерапия – прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, логоритмика под музыку и т.д.

  3. Танцевально-двигательная терапия – терапия с использованием элементов танца или танцевальных физкультминуток.

  4. Драматургия – разыгрывание жизненных сюжетов и ситуаций, близких ребенку или по известным произведениям детской литературы.

  5. Сказкотерапия – чтение, прослушивание, сочинение детьми сказок, рассказов.

  6. Цветотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета.

  7. Пескотерапия – это игра песком или рисование на нем. Развивает мелкую моторику, повышает активность ребенка. Также является одним из наиболее популярных видов арт-терапии.

  8. Пластилинография - нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином выпуклых по объёму изображений на горизонтальной поверхности.

  9. Аромотерапия-  один из приёмов, используемых в логопедической практике. В основе метода лежит использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения.

Осветить

    1. Пластилинография === Лепка (программа Стафеевой Е. А)

    2. Сказкотерапия (раньше считала, что сказкотерапия – это чтение, прослушивание, сочинение детьми сказок, рассказов, театрализация)

Сказкотерапия является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

  В логопедической работе используются обычно два вида сказок,

которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.

  1. Дидактические сказки

  2. Художественные сказки

  • народные →сказки о животных

↘бытовые сказки

  • авторские→ волшебные сказки

Художественная сказка

предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.

На основе сказки для расширения словаря детей можно использовать

следующие виды работы:

- вычленение слов из сказки с заданным звуком;

- рифмовка слов (удалец-молодец);

- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

- подбор эпитетов к сказочному герою;

- называние сказочного героя по эпитетам;

- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;

- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;

- подбор к действиям - сказочного персонажа;

- придумывание нового названия сказки;

- называние пропущенных слов в сказке и др.

В работе над предложением предусматриваются два направления:

- работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.

- работа по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:

- составление предложений по опорным картинкам из сказок;

- составление    предложений    с    определенным     словом,
несколькими словами;

- составление    предложений    по    демонстрации    действий
сказочных персонажей;

- составление предложений с опорой на игрушку;

- упражнение "Закончи предложение" и т.д.

При включении сказок в занятия, решаются задачи  развития просодической стороны речи:

  • развития речевого дыхания,

  • плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы),

  • развитие различной силы выдыхания,

  • развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,  

  • развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Дидактические сказки

Цель:  создание положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала.

Абстрактные символы ( буквы, звуки, предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.

В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.

 В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы

Циклы логопедических дидактических сказок  с элементами  сказкотерапии:

  • Фонетические сказки

  • Артикуляционные сказки для постановки звуков

  • Сказки по обучению грамоте

  • Грамматические  сказки

  • Лексические  сказки









Ожидаемые результаты использование педагогами здоровьесберегающих технологий

  • правильное речевое дыхание у детей;

  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

  • положительная динамика в развитии всех сторон речи;

  • отсутствие напряжения и скованности у детей;

  • улучшение соматического здоровья



Вывод

        Т. о., здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровленияучащихся. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающиетехнологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.

Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.

В планах -  продолжить формирование картотеки, возможно, сосредоточиться на какой- либо одной технологии..



Литература.


-Менчинская, Е.А. «Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе»;

-Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы» М.: «ВАКО», 2004;

-Симкина, П.Л. «Азбука здоровья: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности» / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006;

- Цвынтарный В.В «Играем пальчиками и развиваем речь». – Спб., «Лань» 1997;

- Визель Т.Г. «Логопедические упражнения на каждый день»;

-Нестерюк Т.В. «Дыхательная и звуковая гимнастика»;

-Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.: Сфера, 2010.;

- Новиковская О.А. «Речевая гимнастика. 100 упражнений для развития речи»;

- «Веселые истории для артикуляционной гимнастики» авторские сказки;

-Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Москва 1998;

-Мальгавко  Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед»,  2012- №1.;

-Панфёрова  И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.