Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО»»
«Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО.»
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» - говорил Л. С. Выготский.
По определению выдающегося детского психолога Д. Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Новые стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению
этого идеала.
ФГОС ДО | ФГОС НОО |
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 | Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373 |
Введен в РФ с 1 января 2014 года. | Введен в РФ с 1 сентября 2010 года |
Цель образования:
ФГОС ДО направлен на достижение следующих целей: | ФГОС НОО направлен на достижение следующей цели: |
1) повышение социального статуса дошкольного образования; | воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. |
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; | |
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; | |
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. | |
Стандарт включает в себя требования:
ФГОС ДО | ФГОС НОО |
к структуре ООП ДО и ее объему; | к структуре ООП НОО, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а так же соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; |
к условиям реализации ООП ДО, включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям, материально техническим условиям и к развивающей среде; | к условиям реализации ООП НОО включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым, материально- техническим условиям, информационно-образовательной среде ОУ, учебно-методическому информационному обеспечению образовательного процесса; |
к результатам освоения ООП ДО, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования | к результатам ООП НОО. |
Структура ООП:
ФГОС ДО включает три основных раздела: | ФГОС НОО включает три основных раздела: |
Целевой, который включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы. | Целевой, который включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения ООП НОО, систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. |
Содержательный, который представляет общее содержание Программы. | Содержательный, определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: |
Организационный, который содержит описание материально- технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников и мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС). | Организационный, который включает в себя: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта. ООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. |
Объем обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема, а части, формируемой участниками образовательных отношений, - не более 40% | Объем обязательной части Программы должен составлять не менее 80% от ее общего объема, а части формируемой участниками образовательных отношений, - не более 20% |
Отличия ФГОС ДО и ФГОС НОО
Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данного уровня образования | Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода наследующий уровень образования |
Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей | Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке |
Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена | Утвержден ФГОС НОО для детей с ОВЗ (Приказ Министерства Образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598. Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2015 г. N 35847) |
Портрет выпускника
Требования к выпускнику ДО | Требования к выпускнику НОО |
Личностные результаты |
Развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью к движению | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию |
Проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Способен сам выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности | Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества |
Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства | Сформированность основ гражданской идентичности |
Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объясняться, склонен наблюдать, экспериментировать | |
Метапредметные результаты |
Ребенок обладает развитым воображением, способность ребенка к фантазии развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры | Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями |
Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело | |
Складываются предпосылки грамотности, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности | |
Предметные результаты |
Творческие способности также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и в игре может выражать свои мысли и желания | Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира |
Подводя итог сравнительному анализу ФГОС ДО и ФГОС НОО, можно сказать, что эти документы тесно связаны между собой. Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Библиографический список:
1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
3. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и
начального общего образования. /Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.- с. 71-74.
4. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.- с.65-67.
5. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.
6. ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты. – Режим доступа: https://fgos.ru/