Детская агрессивность, её причины и профилактика
Родительское собрание.
Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: всеобуч для родителей
Оборудование:
Презентация.
Ход собрания.
Классный руководитель:
Сегодня мы поговорим с вами о детской агрессивности.
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в прессе, на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность молодеет. Особое внимание привлекает проблема агрессивности детей младшего школьного возраста, которые оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям: средства массовой информации, кино компьютерные игры. (Слайд№2)
Знания о моделях агрессивного поведения ребёнок получает из 3 источников: Семьи, от сверстников и СМИ.
Как же помочь адаптироваться ребенку в мире, полном агрессии.
-Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.
В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия, как правило, рассматривается как отдельные действия, поступки. Агрессивность - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого, как враждебное.
Агрессия (лат. aggressio — нападение):
Агрессивное поведение — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
( Слайд №3 )
Агрессивные действия выступают в качестве
1.Средства достижения какой-либо значимой цели
2. Способа психологической разрядки
3. Способа удовлетворения
потребностей в самоутверждении
4. Как средство защиты
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.
Этому способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
2.Агрессия может возникнуть как реакция человека на стресс, психологический или физический дискомфорт. Состояние агрессии сопровождается гневом, враждебностью, ненавистью и т.д
3. Агрессивное поведение может служить средством достижения какой-либо цели
4.На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.
В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.
Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери
чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Если родители совсем не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые могут находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией.
( слайд №4) Различают несколько типов агрессии: физическую, вербальную, прямую (непосредственно направленную против кого или чего-либо), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели). Альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также, аутоагрессию, которая проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения,
Возрастной особенностью является и общая 1.недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности.
2.Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние проявления, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в частой смене настроений.(Сл. №5)
Рассмотрим портрет агрессивного ребёнка.
1.Часто теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы
( слайд №6)
Часто винят других в своем поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Сердятся и прибегают к дракам
Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять. Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.
Есть некоторые особенности семей, где проживает агрессивный ребёнок.( слайд №7)
Разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми.
Родители демонстрируют модели агрессивного поведения.
Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям.
( Сл. №8) У родителей противоречат модели воспитания и собственного поведения
( Сл. №9)Деструктивные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей.
Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения детей
Что же влияет в семье на формирование агрессивности у ребёнка? ( сл.№ 10)
Ошибки родителей, влияющие на формирование агрессивности у ребёнка
*Чрезмерно предупредительные родители формируют стереотип агрессивного поведения у ребенка. Ребенок за счет агрессии получает нужный результат. сл.№ 11)
Родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно, негативно или никак. (сл.№ 12
сл.№ 13)
(сл.№ 14)
Задайте себе вопросы:
Почему он так себя ведет?
Что стоит за агрессивностью?
Думает ли он, что именно так должен вести себя человек?
Знает ли он другие формы проявления гнева?
Могу ли я научить его другому поведению (формирование новых стереотипов)?
Как помочь агрессивному ребёнку?
Причин агрессивного поведения много.
Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.
Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях: 1. Работа с гневом.
Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в снтуаииях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
В основном это работа психолога в ходе индивидуальной психологической консультации. Но кое-какие рекомендации можно принять к сведению.
Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению американского психолога Холста, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.
Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили, какие способы есть у Вас.
(15 слайд) Способы выражения гнева
Громко спеть любимую песню
Выполнить физические упражнения
Погулять
В «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции
Боксерская груша
Послушать музыку
Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов
2. Обучение навыком распознавания
и контроля негативных эмоций.
Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.
Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен.
Более того, в глубине души он уверен в обратном: все вокруг агрессивны.
К сожалению, такие дети не всегда могут, адекватно, оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих,
Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.
Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.
Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекота, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо ладошки чешутся и
т.д.”. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.
Таким образом, ребенок, если он верно “расшифрует послание своего тела, сам сможет понятъ: “Мое состояние близко к критическому. Жди бури”.
А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплёскивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым, предотвратив конфликт.
В книге К. Фогеля “Как научить детей сотрудничать” приводиться игра
“Камушек в ботинке”.
В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.
Игра проходит в два этапа.
1 этап (подготовительный).
“Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать
камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями”. Далёе вы говорите ребёнку: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?”
Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
2 этап.
“Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые.
Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Далее вы говорите: “Давайте договоримся: если кто-то из “вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, мы все сразу поймем, что им что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое-то неудовольствия, чего-то такое что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: “У меня нет камушка в ботинке”. Вместе оговариваете способ, как можно избавиться от “камешка” Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем имеют потребность рассказывать о своих проблемах.
Игра “Камушек в ботинке” особенно полезна для тревожных детей,
Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.
Формирование способности к эмпатии,
доверию сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, агрессия в следующий раз будет слабее.
Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.
Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: “ От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!”
Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.
В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо: “Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.
Таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.
Иногда полное игнорирование реакций ребенка – мощный способ прекращения нежелательного поведения.
(№17 )
Важно проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации.
Если ребенок злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его. Постепенно он успокоится, придет в себя. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны вынести его агрессию, следовательно, агрессия может быть сдержана, и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не читайте нравоучения, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо
Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей
№18 Во время агрессии ребенка ощущать собственную уверенность, помня, что в основе агрессивного поведения лежит неуверенность. ( Я вижу, что ты сейчас сердишься. В таком состоянии мы не найдем решение. Я предлагаю тебе успокоиться. )
слайд 19
Покажите ребенку неэффективность агрессивного поведения. . Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у товарища понравившуюся ему вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет общаться и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли ребенка прельстит такая перспектива.
Выразите понимание чувств ребенка (конечно, тебе обидно)
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка
(Слайд№20)
Необходимо устанавливать правила поведения в доступной для ребенка форме. Например: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет».
Если вы пообещали, что накажите - выполните. Наказание должно быть моментальным, но недолгим. Вы можете посадить ребенка в другую комнату, либо в специально отведенное «Место для непослушных детей», пока гнев не успокоится. «Хочешь покричать — посиди здесь один и покричи. А когда ты успокоишься, мы поговорим». Вести, какие бы то ни было переговоры, когда истерика в разгаре, совершенно бессмысленно: ребенок попросту не слышит вас. Когда ребенок успокоится, обязательно приласкайте его, поцелуйте, похвалите за то, что ему удалось с собой справиться, расскажите, как сильно его любите. Поговорите с ребенком, выясните, понял ли он, за что его наказали, и предложите попросить прощения.
Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Скажите: «Мне нравится, как ты поступил» «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу спокойно оставлять вас вместе».
(№21.)
Видеть внешние признаки агрессии: сдерживает дыхание, скованность в груди, напряженность в руках, сжаты кулаки, закрывает глаза и пр. – увидев проявления, спросить: «Ты сейчас сердишься, может, хочешь побыть один или расскажешь, что происходит»
(22 слайд) В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним историю, в которой он будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалы. Поговорите с ним в тот момент, когда он спокоен, не нервничает.
23 Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, должны контролировать собственные агрессивные импульсы.
Демонстрация модели неагрессивного поведения
24. Профилактика агрессии – это постепенное и планомерное формирование тёплых, доверительных отношений
В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер.
Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, систематическая отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.
Литература:
1. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 216 с.
2. Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 160 с.
3. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет / О.П.Рожков. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 56 с.
При подготовке были использованы интернет-ресурсы.