Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме проекта "Исследование альтруистических позиций подростков"»
Добрый день! Уважаемые члены комиссии и участники конференции!
Меня зовут - Титаренко Виктория. Я учащаяся 8а класса.
Название темы – исследование альтруистических позиции подростков.
Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
Во-первых, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является приоритетом современной педагогики. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Во-вторых, результат работы и ее практическое применение позволит решить проблемы дегуманизации общества в будущем. Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Целью моего исследования является выявление потребностей формирования альтруистических позиций в подростковом возрасте для дальнейшего практического применения.
Основные задачи исследования и способы их решения:
Проанализировать проблемы развития альтруизма в контексте морального развития в подростковом возрасте.
Выделить и описать различные типы альтруистических позиции в подростковом возрасте.
Создать комплекс методик для исследования особенностей альтруистической позиции в подростковом возрасте.
Научиться выявлять и описывать альтруистические
позиции в подростковом возрасте
Исследовать движущие силы личности, которые формируют моральное сознание подростков.
В ходе проведенного исследования получены следующее теоретические и практические результаты:
Получены дополнительные теоретические знания по данной теме; научились анализировать и систематизировать полученный материал.
В результате проведенного исследования по методике «Закончи историю» среди 83 подростков - учащихся 6-7 –х классов МОУ СОШ №2 г Нерюнгри, были выявлены 26 подростков из разных классовых коллективов с выраженными альтруистическими установками. Полученные данные показали, что эти 32 % подростков обладают альтруистическими установками ( см. Рис.1).
На основании результатов проведения методики диагностики социально-психологических установок личности было выявлено, что «на процесс» ориентированы - 6 ребят. Эти ребята мало задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Ребята, ориентирующиеся «на результат», 9 человек, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам. (См. Рис.2)
Почти все ребята имеют ярко выраженные альтруистические установки;
Данное исследование показало, что мотивы альтруистического поведения ребят различные – (См. Рис 3). Как видно на диаграмме – у 9 ребят проявилось внутреннее желание найти единомышленников среди окружающих. Субъективную оценку степени выраженности получили не все потребности из списка потребностей Г.Мюррея, исключение составили потребности в самоуничижении, в автономии и в игре.
На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующий вывод:
Позиции альтруизма среди подростков в МОУ СОШ №2 г Нерюнгри сформированы слабо. Выявленная небольшая группа ребят с ярко выраженными альтруистическими позициями, сможет распространить свои идеи на окружающих и тем самым расширить круг сторонников и единомышленников. Полагаем, что наше предложение по практической реализации результатов исследования вызовет большой энтузиазм и стремление ребят немедленно приступить к действию.
Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в направлении гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Спасибо за внимание!