Доклад по теме "Проектная и исследовательская деятельность при внедрении ФГОС основного общего образования" содержание

Категория: Всем учителям

Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность ведется, практически во всех общеобразовательных учреждениях, но делается это в основном через творческие объединения дополнительного образования – школьные научные общества, ведутся и элективные курсы по данному направлению, занятия внеурочной деятельности. Но на сегодняшний день этого недостаточно. Анализ требований, которые  предъявляются ФГОС  к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся и, если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении требуют и новых методов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Проектная и исследовательская деятельность при внедрении ФГОС основного общего образования" содержание»

МБОУ Выездновская СШ













Проектная и исследовательская деятельность при внедрении ФГОС основного общего образования



















Выполнил

Учитель физики

Леонов А. В.













2015 год

ФГОС основного общего образования предполагает развитие у ребенка универсальных учебных действий:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Позволю привести две цитаты, которые иллюстрируют содержание моего доклада:

«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности» (Фундаментальное ядро содержания общего образования)

«В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)

Что же такое проект и исследовательская деятельность? Очень часто, даже мы педагоги путаем эти понятия.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

исходная проблема;


заранее определенная цель;

постановка проблемы,

план предстоящей работы.

изучение теории, посвященной данной проблематике,

По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее:

-решена исходная проблема (предложен способ ее решения);

подбор методик исследования и практическое овладение ими,

-создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта);

сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

-представлен письменный отчет о ходе работы;

научный комментарий,

-проведена публичная защита проекта.

собственные выводы.







В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются:

— на комплексности или предметно-содержательной области (моно- и межпредметные);

— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные);

— количестве участников (индивидуальные и групповые);

— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

— доминирующей деятельности учащихся, в которой выделяют:

Практико-ориентированный проект.

Информационный проект

Творческий проект

Игровой или ролевой проект

Безусловно, и проектная, и исследовательская деятельность являются   направлениями работы с одаренными детьми.

Но сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.  Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность ведется, практически во всех общеобразовательных учреждениях, но делается это в основном через творческие объединения дополнительного образования – школьные научные общества, ведутся и элективные курсы по данному направлению, занятия внеурочной деятельности. Но на сегодняшний день этого недостаточно. Анализ требований, которые  предъявляются ФГОС  к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся и, если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении требуют и новых методов обучения.

Однако, на сегодняшний день, в  школе еще  большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний.

Не каждый учитель сегодня сможет организовать такую деятельность, поэтому задача администрации состоит в том, чтобы создать условия для овладения педагогами технологиями проектной и исследовательской деятельности  как на методическом, так и на практическом уровнях.

Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей и о реализации стандарта, значение терминов  «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. На данный момент мы говорим о проектной и исследовательской деятельности как об образовательной деятельности!  Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.

Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или проекта. Это может быть урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательского проекта и т.д.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это — учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников.

В условиях дополнительного образования  выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков,  которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Многие учащиеся и их родители ориентированы только на те виды деятельности, которые будут востребованы при итоговой аттестации. Выполняя заказ государства по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации, необходимо помнить, что одним из видов проверки освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) учащимися 9-х классов , является пока еще модель, направленная на оценку тех метапредметных результатов, которые оценить с помощью тестовых технологий невозможно. Для оценки этих результатов предлагается использовать технологию независимых экспертных оценок в ходе итогового события, которое организуется в рамках государственной итоговой аттестации. Это событие носит индивидуально-групповой характер, и предполагает защиту проекта. Предварительно каждый учащийся обосновывает своё участие в данном испытании с помощью портфолио, поэтому  портфолио в  9 классе  вводится как обязательный  компонент итоговой аттестации. Портфолио становится инструментом обоснования выбора профиля дальнейшего обучения. Для того, чтобы обучающиеся были готовы, работу надо начинать уже с начальной школы.


Список литературы:

  1. http://aplik.ru/studentu/2-kurs/master-klass-fgos-proektnaia-i-issledovatelskaia-deiatelnost/

  2. http://www.nguo.ru/index.php/2013-01-21-10-38-21/fgos-12/209-aktualnaya-informatsiya/1374-organizatsiya-proektnoj-i-issledovatelskoj-deyatelnosti-shkolnikov-v-ramkakh-realizatsii-fgos

  3. Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. – М., 2001.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL: http: // standart.edu.ru / catalog/aspx?

  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – М., 2010.



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас