Школа-интернат №9 р.п. Переяславка
«Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ через использование разнообразных дидактических средств и приёмов»
Докладчик: Г.Н.Пойманова
2016-2017 учебный год
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»
Дмитрий Лихачев (академик)
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих способностей обучающихся. Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.
Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь.
Развитие у обучающихся творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса к делу.
«Основой формирования творческих способностей обучающихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».
Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений учитель - ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
То, что ребенок умеет делать сегодня
в сотрудничестве, он сумеет сделать
завтра самостоятельно.
Л.С. Выготский
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.
Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому четвертое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе.
«Швейное дело»- это творческий предмет, который предоставляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Учителя трудового обучения успешно реализуют эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче.
Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если обучающиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это только поддерживается.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе детей, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математики, черчения и другие).
К каждой теме составляется учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы.
Пример: В 7-8 классах предложить представить коллекцию шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции.
Перед изготовлением изделий из ткани применяю различные игровые ситуации. Например: тема «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье»; тема «Свойства тканей» можно использовать игровую ситуацию - действие происходит в магазине «Ткани» , где необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос - ответ), тем самым обучающиеся учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива.
После построения чертежа по программе идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняется, как взаимосвязаны форма каждой детали, затем, обучающиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе.
Развитие творческих способностей обучающихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проблемные, игровые ситуации и т.п.
Учитель трудового обучения должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на обучающихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности восприятия обучающихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовить необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Педагог должен хорошо организовать учебный процесс: применять разнообразные методы обучения в комплексе, сочетать различные формы обучения, учитывать индивидуальные возможности и способности своих обучающихся.
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов обучающихся. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к игровым и информационным технологиям для развития творческих способностей, повышения и поддержания уровня мотивации к предмету.
Развитие творческих способностей школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Еще одним из средств развития творческих способностей является внеурочная кружковая деятельность обучающихся.
Тематика кружковых занятий выстраивается с учетом интересов обучающихся, возможностей их самовыражения. В ходе занятий учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Занятия позволяют индивидуализировать сложные работы: более успешно усваивающим предмет детям предлагаются более сложные конструкции, менее подготовленным предлагается работа проще. При этом развивающий и обучающий смысл работ сохраняется.
Николай Заболоцкий
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.