СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД «Порядок установления и применения розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в аптечных организациях» Специальность 33.02.01 ПМ 03

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД «Порядок установления и применения розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в аптечных организациях» Специальность 33.02.01 ПМ 03»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего Образования

(структурное подразделение)

Медицинский колледж

«Крымский федеральный Университет им. В.И.Вернадского»





ДОКЛАД


«Порядок установления и применения розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в аптечных организациях»




Специальность: Организация и управление фармации




Выполнила: Голубок Л.Д.



г. Симферополь 2019 год


Содержание

1. Виды цен и их классификация

2. Функции цен состав и структура цен

3. Методы ценообразования, ценовые стратегии

4.Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения и товары аптечного ассортимента

5. Основные принципы ценообразования на лекарственные препараты и товары аптечного ассортимента в аптечных организациях и организации оптовой торговли в Республики Крым

6. Порядок формирования цен на лекарственные препараты и товары аптечного ассортимента в аптечных организациях




















  1. Виды цен и их классификация


Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. Цена - денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время. При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а, следовательно, между ценой и стоимостью. С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.

Выделяют следующие виды цен:

- фиксированные – цены, установленные государством;

- свободные цены – складывающиеся на свободном рынке под влиянием спроса и предложения;

- стандартные цены – ориентированы на достаточно устойчивые вкусы потребителей;

- единые цены – охватывают потребителей какой-либо определенной производственно-сбытовой системы;

- цены купли-продажи (или фактурные) – определяются условиями поставки, оговоренной в контракте;

- рыночные цены – продажные цены, определяемые условиями рынка;

- цены спроса – складываются на рынке покупателя;

- твердые цены – устанавливаемые в договоре купли-продажи и не подлежащие изменению;

- лимитные цены – предельно допустимые цены;

- оптовые цены – цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям;

- отпускные цены – включают в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую надбавку;

- розничные цены – цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям.


2 Функции цен состав и структура цен


Функции цен – внешнее проявление свойств, которые характерны для любой цены, вне зависимости от вида. Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена». Функции цен характерны для любого вида цен. Цены имеют основные 4 функции:

- учетная

-перераспределительная

- стимулирующая

- функция балансирования спроса и предложения

Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, несравнимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить, макроэкономические отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.

Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.

Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних. Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Различают понятия «состав цены» и «структура цены». Состав цены - это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, затраты и прибыли, выраженные в рублях).

Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Можно сказать, что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара.

Традиционно в структуре цены выделяют следующие элементы:

1. Себестоимость продукции. 

2. Прибыль предприятия

3. Акциз по подакцизным товарам. 

4. НДС. 

5. Снабженческо-сбытовая надбавка. 

6. Торговая надбавка.

Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляет себестоимость, прибыль, налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли.

Информация о структуре цены необходима при разработке стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это можно расценивать как сигнал снижения конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости свидетельствуют об обратной ситуации - предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен. Структура цены хорошо показывает влияние двойного налогообложения на цену товара (в случае если данный товар облагается акцизом), а также влияние большого числа посредников на формирование розничной цены товара (чем шире круг посредников, тем большее число раз в структуре цены товара будут появляться такие элементы, как покупная и продажная цена оптового посредника, что приведет к увеличению доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене.


3 Методы ценообразования, ценовые стратегии


Пристальное внимание государственных регулирующих органов и общественности к проблеме формирования цен на лекарства обуславливает необходимость тщательной организации процесса ценообразования в аптеках. В рамках этого процесса определяется, какую прибыль получит аптечная организация. Многообразие факторов, влияющих на цену товара, требует тщательного анализа, который должен предшествовать принятию окончательного решения. Цели ценообразования должны отвечать стратегическим целям фирмы, определять главные направления деловой активности. Цели ценообразования могут быть ориентированы: на сбыт, прибыль, удержание существующих позиций. Преследуя цель максимального обеспечения сбыта, фирма стремится насытить рынок своим товаром или считает процесс наращивания сбыта определенным этапом к осуществлению контроля над рынком. Второй причиной ориентации на сбыт может являться стремление к увеличению общей прибыли за счет роста объемов сбыта при снижении дохода с каждой единицы реализованного товара. Третья причина состоит в том, что рост объемов сбыта позволяет сокращать относительные издержки. В случае если целью является максимизация прибыли, то в центре внимания фирмы должна быть цена, позволяющая обеспечить высокую массу прибыли в течение определенного периода времени (год и более). Такая цель может быть поставлена не только фирмой, завоевавшей устойчивую позицию на рынке, но и фирмой, ощущающей неуверенность в своем будущем и пытающейся своевременно реагировать на выгодные шансы, обеспечиваемые благоприятной конъюнктурой.

Разновидностями цели, основанной на максимизации прибыли, являются:

- стремление фирмы к стабильному доходу в течение ряда лет, равному величине средней прибыли;

- определение роста цены и, соответственно, прибыли в зависимости от роста капиталовложений;

- стремление одномоментно получить высокую прибыль, так как фирма осознает невозможность сохранить и упрочнить свою позицию на рынке или не имеет достаточных финансовых средств.

Стратегия ценообразования - выработка решения относительно возможного уровня, направления и периодичности изменения цен в соответствии с целями фармацевтической организации. Разработка ценовой стратегии не является одноразовым действием. Изменение целей фирмы влечет за собой пересмотр ценовой стратегии. Спектр применяемых фирмами стратегий работы на внешнем рынке достаточно обширен. Среди них можно выделить следующие:

Стратегия проникновения (penetration pricing — завоевания рыночной доли, ее расширения) реализуется в случае выхода фирмы на новые рынки с заниженной ценой на продукцию. Обычно отклонение составляет 5—10% цен конкурентов. Действуя подобным образом, фирма стремится привлечь внимание к товару, ознакомить с ним потребителей.

Стратегия исчерпания (skimming pricing — «снятия сливок») реализуется при выводе па рынок нового товара высокого качества, на который установлена высокая цена, обеспечивающая максимально высокую норму прибыли.

Стратегия ценовой дифференциации предполагает установление разных цен на один и тот же товар для разных рынков, сегментов рынка и покупателей.

Стратегия ценового выравнивания базируется на взаимосвязи ценовой и ассортиментной политики. А именно, прибыль, которую получает фирма от продаж высокоприбыльных товаров, должна покрывать возможные убытки от реализации других товаров, включенных в общий ассортимент. Такая стратегия может применяться в том случае, когда фирма-производитель открывает собственные предприятия розничной торговли в зарубежной стране и сама контролирует цены. К числу модификаций перечисленных базовых стратегий можно отнести также ряд других. В частности, стратегию защиты позиций фирмы используют в тех случаях, когда осуществляют контроль определенного рыночного сегмента и при этом целенаправленно совершенствуют потребительские свойства уже присутствующих на рынке товаров, за счет этого повышают их цены. Стратегия последовательного прохода по сегментам рынка используется, когда фирма прочно утвердилась на интересующем ее рынке, устанавливая на товары максимально высокие цены, ориентированные на покупателей-новаторов.

Существуют 2 подхода к ценообразованию: затратный и ценностный:

1) Затратный подход к ценообразованию - метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров.

Этот подход обладает принципиально неустранимым дефектом. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая собственно и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена.

При рыночной организации сбыта продукции, уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно - возможный масштаб производства.

В рамках затратного подхода к ценообразованию принято рассматривать ценовой метод полных издержек, ценовой метод стандартных издержек, ценовой метод прямых издержек.

Ценовой метод полных издержек - метод формирования цен на основе затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Главное достоинство этого метода заключается в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль.

Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.

Ценовой метод прямых издержек - метод формирования цен, на основе определения издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-постоянные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

2) Ценностный подход к ценообразованию заключается в установлении цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли достижения выгодного для нее соотношения «ценность/затраты».

Задача ценностного подхода к ценообразованию состоит вовсе не в том, чтобы клиенты фирмы были довольны. Такую благосклонность, в конце концов, нетрудно приобрести и за счет больших скидок с цен. Но нет большей ошибки, чем полагать, будто достигнутый таким образом высокий объем продаж является плодом удачной маркетинговой стратегии. На самом деле, ценностное ценообразование призвано обеспечить, прежде всего, получение больше прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения «ценность/затраты», а вовсе не за счет максимального наращивания объемов продаж.


4. Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения и товары аптечного ассортимента


В настоящее время государственное регулирование цен осуществляется только в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. На лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, устанавливаются свободные (рыночные) цены — это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, в нашем случае на фармацевтическом рынке.

В Российской Федерации различают два уровня государственного регулирования цен на лекарственные препараты: федеральный и региональный. На федеральном уровне утверждается порядок регулирования цен на лекарственные препараты и сам перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. На региональном уровне устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам, установленным производителем лекарственных препаратов.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов формируется Минздравом России и утверждается Распоряжением Правительства Российской Федерации отдельно на каждый год. В него включены лекарственные препараты по международному непатентованному наименованию. Учитывая, что для каждого наименования существуют различные формы выпуска препарата, дозировка, количество доз в упаковке, разные производители, фактически список позиций жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов достигает более 18 тыс. наименований. Так же перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов служит основой для разработки региональных перечней субъектов Российской Федерации и формулярных перечней лекарственных средств.

Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством:

1) утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, включенных в такой перечень под международными непатентованными или химическими наименованиями;

2) утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

3) государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

4) ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

5) утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

6) установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

7) утверждения предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

8) осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты;

9) применения мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (далее жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов).

Государственная регистрация предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов осуществляется Минздравом России по согласованию с Федеральной службой по тарифам. Выше предельной отпускной цены заводы не могут продавать лекарственные препараты в оптовую и розничную торговлю.

Цена препарата зависит от стоимости материалов упаковки, цены на лекарственные субстанции и др. Поскольку ряд лекарств и лекарственных субстанций являются импортными, на их цену влияет изменение курса валют. Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ведется на сайте Минздрава России.

Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок. Методика определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утверждается Федеральной службой по тарифам.

В соответствии с Методикой определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты устанавливаются в процентах, дифференцированных по стоимости, исходя из фактической цены производителя с учетом региональных особенностей в субъекте Российской Федерации. Учитывая, что регулирование стоимости жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов осуществляется посредством установления предельных величин, в каждой аптеке будет своя цена. Например, более крупной оптовой организации изготовитель может предоставить скидку на препарат, другая организация при продаже препарата в аптеку может применить оптовую надбавку ниже, чем установленная предельная надбавка. Акционерное общество в свою очередь также может установить любой уровень розничной надбавки (не выше предельной), ориентируясь на рынок, спрос, свои затраты. В итоге цена на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты будет соответствовать принципам государственного регулирования и при этом существенно отличаться в зависимости от аптеки. Это более заметно в отношении дорогостоящих препаратов.


5. Основные принципы ценообразования на лекарственные препараты и товары аптечного ассортимента в аптечных организациях и организации оптовой торговли в Республике Крым


Государственным комитетом по ценам и тарифам Республике Крым, установлены предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, производителей лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемый ежегодно Правительством Российской Федерации. Сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории Республики Крым, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки.

Размер розничной надбавки к фактической отпускной пене производителя на лекарственный препарат, установленный организацией розничной торговли, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории Республики Крым, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки. Реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по установленной форме.

Реализация лекарственных препаратов организацией розничной торговли, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола.

Предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на территории Республике Крым указаны в таблице:

Ценовые группы в ценах производителя

Предельные оптовые надбавки к фактической отпускной цене производителя, (%)

Предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя, (%)

до 50 рублей включительно

15

25

свыше 50 рублей до 500 рублей (включительно)

15

22

свыше 500 рублей

15

16


Формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) организациями розничной торговли, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в Республике Крым.


6. Порядок формирования цен на лекарственные препараты и товары аптечного ассортимента в аптечных организациях


Осуществляя фармацевтическую деятельность аптечные организации реализуют:

- Готовые лекарственные средства, закупленные у организаций оптовой торговли или непосредственно у производителя;

- Лекарственные средства, изготовленные по рецептам врачей;

- Другие товары аптечного ассортимента.

В аптечной организации ценообразование на готовые лекарственные средства заключается в формировании розничной цены, при этом следует учитывать два основных момента:

1. Государственное регулирование цен на лекарственные средства – если цена на лекарственные средства подлежит регулированию, то используются предельная розничная торговая надбавка, установленная в регионах, если цены на лекарственные средства не регулируется, то применятся свободная торговая надбавка.

2. Способ закупки (от производителя или посредника) – если закупка производится непосредственно у производителя, то розничная торговая надбавка прибавляется к отпускной цене производителя, при закупке лекарственных средств у организации оптовой торговли торговая надбавка прибавляется отпускной цене организации оптовой торговли.

Цена на лекарственные средства, изготовленные по рецептам врачей, формируется исходя из стоимости входящих в него ингредиентов посуды и тарифов за изготовление.

В аптечных организациях лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также другие товары аптечного ассортимента реализуются по ценам, сформированным с применением свободных торговых надбавок, учитывающих конъюнктуру рынка. Величина свободной розничной надбавки на указанные товары зависит в основном от цены закупки, цен конкурентов, уровня спроса и среднего уровня торгового наложения в аптеке.

При отпуске производителями лекарственных средств организациям оптовой торговли или аптечным организациям (прямые поставки от производителя) по договору комиссии с предоставлением комиссионного вознаграждения цена на лекарственные средства, реализуемые организациями оптовой и розничной торговли, не должна превышать фактическую отпускную цену производителя (но не выше зарегистрированной) с учетом установленной предельной оптовой или розничной надбавки (независимо от количества участников в товародвижении).

При поставке организациями оптовой торговли лекарственных средств аптечным организациям по договору комиссии по ценам, сформированным организацией оптовой торговли с использованием суммарной оптовой и розничной надбавок с предоставлением комиссионного вознаграждения аптечным организациям, указанная розничная цена не должна превышать отпускную цену производителя (не выше зарегистрированной отпускной цены) с учетом установленного предельного уровня торговых надбавок.

Организации оптовой торговли, содержащие на своем балансе аптеки без образования юридического лица, но имеющие лицензию на право розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные средства с применением одновременно оптовой и розничной надбавок при условии раздельного учета по оптовому и розничному звену.

Наличие в аптеки эффективной системы ценообразования позволяет:

1. Формировать и контролировать цены на наиболее высокодоходные позиции ассортимента.

2. Обеспечить максимальную прибыльность при условии сохранения конкурентоспособностей и ценовой доступности медикаментов для населения.

3. Гибко и быстро реагировать на изменения конкурентной ситуации на фармацевтическом рынке.

4. Сформировать положительный образ аптеки у потребителей.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 26.07.2019 ) "Об обращении лекарственных средств"
  2. Постановление Правительства Российской Федерации №865 от 02.10.2010 г. «О государственном регулировании цен на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (в ред. от 04.09.2012 г.).

  3. Постановление Правительства Российской Федерации №1116 от 30.12.2009 г. «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».

  4. Постановление Правительства Российской Федерации №239 от 07.03.1995 г. (в ред. от 09.03.2013 г.) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

  5. Бадакшанов А.Р. Государственное регулирование деятельности аптечных организаций и их структурных подразделений. Учебное пособие / Бадакшанов А.Р., Ивакина С.Н., Аткнина Г.П. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 272 с.

  6. Агошин Е.Б. Роль ценообразования в аптечных сетях. В сборнике: Актуальные проблемы финансов и кредита Сборник научных трудов студентов и преподавателей кафедры финансов и кредита Ульяновского государственного университета. Под редакцией Романовой Анны Валерьевны. 2017. С. 6-15.

  7. Наркевич И.А. Управление и экономика фармации, учебник [Е. О. Трофимова, Н. Г. Золотарева, И. А. Наркевич и др.]; под ред. профессора И. А. Наркевича. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 923 с.

  8. Государственный Комитет по ценам и тарифам советам Республики Крым [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://gkz.rk.gov.ru/ru.

  9. Министерство Здравоохранения Республики Крым [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://mzdrav.rk.gov.ru/ru.