Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа С.Старосубхангулово
МР Бурзянский район
Выступление на тему:
ПОРТФОЛИО
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕнИВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МОБУ СОШ с.Старосубхангулово
Аминева Светлана Ринатовна
2017 г.
Портфолио
как одна из форм оценивания учащихся
Портфолио в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. Портфолио применяется в системе итоговой оценки достижений обучающихся за курс начальной школы при переходе на следующую ступень образования. Важным преимуществом Портфолио по сравнению с другими формами оценивания является то, что предметом оценки являются не только предметные достижения обучающего, но и личностные и метапредметные результаты.
Портфолио («портфели») служат для интеграции преподавания и оценки; предоставления необходимой информации ученикам, учителям и родителям, а также другим заинтересованным сторонам; помощи детям в оценивании собственной работы; формирования базы для оценки достижений ребенка.
«Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.
Цель портфолио: показать все то, на что способен ребенок Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
Формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Структура портфолио
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии со структурой, принятой в ОУ
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
-систематичность и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;
-достоверность сведений, представленных в портфолио;
-аккуратность и эстетичность оформления;
-разборчивость при ведении записей;
-целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
-наглядность;
-сохранность портфолио ( по усмотрению ОУ).
(о готовых портфолио)
1. Титульный лист.
I раздел: «Давайте познакомимся!»
• Мой портрет (Здравствуйте! Это я – приклеиваем фото ребёнка. Можно предложить ребёнку самому нарисовать автопортрет)
• Личные данные
• Безопасный маршрут «Дом – школа» (лучше нарисовать от руки вместе с ребёнком, чтобы он лучше запомнил какой дорогой добираться до школы. В каких местах надо быть более внимательным! Да и вообще, рисование схем развивает пространственное мышление ребёнка)
• Мои лучшие друзья (приклеиваем фото друзей. Можно предложить ребёнку самому нарисовать друзей)
• Мои увлечения (рамочки можно заполнить фотографиями или рисунками или аппликациями ребёнка о любимых видах деятельности – на вашу фантазию. Так же, в рамочки можно поместить фотографии с кружков, которые посещает владелец портфолио. На листке в клетку следует прокомментировать картинки, которые вы поместите в рамочки или дополнить - чем ещё любит заниматься ребёнок)
• Мои кружки, секции, клубы
II раздел: «Копилка творческих работ»
• Перечень представленных работ
• Проекты
• Оригиналы или фотографии творческих и научных работ (как поместить поделку с выставки в папку портфолио? Конечно сфотографировать её!)
III раздел: «Копилка достижений»
• Перечень сертифицированных документов
• Оригиналы или копии наград
• Работы, которыми я горжусь (по предметам). По русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему,
• по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, и т. п.;
• по окружающему миру — дневники наблюдений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по технологии — фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, и т. п.;
• по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской
IV раздел: «Отзывы и пожелания» (Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Учитель может добавить лист отзывов, где все участники образовательного процесса могут высказать свои рекомендации и пожелания, характеристику на учащегося за год обучения) и т.д.
Распределение ответственности в ведении портфолио
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных.
По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.
Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
Что дает портфолио учителю?
Портфолио позволяет проследить личный рост ребенка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками, вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это дает педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного школьника и учитывать их в своем общении с детьми.
Что дает портфолио родителям?
Портфолио интересно родителям, так как его с помощью они видят движение ребенка в овладении УУД, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.