«Портфолио как система инновационной оценки, как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС»
Учитель: Малышева Л. А.
Переход на ФГОС нового поколения сопровождается системными преобразованиями, связанными не только с изменениями содержания образовательных программ, но и с поиском наиболее эффективных технологий и методов обучения.
Технология «Портфолио» способствует формированию ключевых компетентностей обучающегося:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизационной (умение ставить цели, планировать);
самообразовательной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни).
Таким образом, портфолио – это эффективное средство развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Технология «Портфолио» обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.
Портфолио - иностранное слово. В переводе с французского оно означает «собрание листов», с итальянского – «портфель», «папка с документами», с английского – «портфель для документов».
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост.
Это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребёнка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний.
Девиз работы с портфолио: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Главная задача – развитие компетентности обучающихся, их самостоятельности, способности к самообучению и способности к применению полученных знаний.
Основные цели и задачи ведения портфолио:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
— развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач необходимо, сделать основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать главным разделом.
Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Ценность портфолио - способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
«Портфолио» должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Портфолио вводится с целью:
- объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
- индивидуальная накопительная оценка - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга обучающегося.
По целям различают портфолио:
- как способ оценивания учебных достижений («папка достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы.) Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика.
- предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения, работы обучающихся по определённому предмету.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, может быть как качественной, так и количественной.
По содержанию можно выделить три основных типа портфолио:
– «Портфолио документов»;
– «Портфолио работ»;
– «Портфолио отзывов».
Портфолио документов — портфель документированных индивидуальных образовательных достижений, который предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл.
2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика: участие в конкурсах, спортивных и художественных достижениях. Например:
исследовательские работы и рефераты;
проектные работы;
техническое творчество: модели, макеты, приборы;
спортивные достижения;
Портфолио данного типа даёт представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
3. Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе. Например:
заключение о качестве выполняемой работы;
резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
Эта форма портфолио даёт возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
В зависимости от вида портфолио различают его функции:
Диагностическая – фиксирует изменения и рост учащихся за определенный период времени.
Целеполагания – поддерживает учебные цели.
Мотивационная – поощряет результаты обучающихся, преподавателей и родителей.
Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.
Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Чёткого списка материалов, необходимых для включения в портфолио, не существует. Условно, все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам.
1. «Портрет» - информация об авторе портфолио.
2. «Коллектор» - материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть (памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, иллюстрации).
3. «Рабочие материалы» - созданы и систематизированы самим автором.
4. «Достижения» - материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
Оформление «портфолио».
Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
-систематичность и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;
-достоверность сведений, представленных в портфолио;
-аккуратность и эстетичность оформления;
-разборчивость при ведении записей;
-целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
-наглядность;
-сохранность портфолио.
Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Ведение портфолио позволяет учителю фиксировать у обучающихся уникальные особенности.
Положительным моментом «портфолио» является то, что он направлен непосредственно на взаимное сотрудничество: школьника и учителя, учителей и родителей.
Этот метод позволяет непрерывно оценивать достижения обучающегося, совершенствуя процесс образования.
Очень часто портфолио выглядит как обыкновенная папка с файлами - традиционное портфолио, поэтому в неё очень легко вносить коррективы.
Новый вид оформления портфолио – «электронное портфолио».
Портфолио не должно иметь формальный характер. Создатель должен быть лично заинтересован в его оформлении.
Цель накопления информации в портфолио:
-данные могут собирать для выявления результатов деятельности по определенному направлению;
- накопление информации за определенный временной промежуток.
Могут составляться тематические портфолио в зависимости от того, какой результат предполагается достичь. Тематика рубрик, разделов определяется индивидуально для каждого обучающегося.
Не стоит забывать о систематическом пополнении информацией, иначе портфолио перестанет быть актуальным.
Таким образом, портфолио обучающегося – это портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения обучающегося в определённый период его обучения при определённых условиях.
Оценка портфолио проводится обучающимися совместно с учителем примерно 1–2 раза в год с соблюдением некоторых правил:
до начала работы обучающиеся должны знать все критерии его оценки;
все категории материалов и содержание;
портфолио не оценивается в баллах, а только в уровнях;
Уровни оценивания портфолио обучающихся:
-Самый высокий уровень – портфолио характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.
-Высокий уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.
-Средний уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.
-Слабый уровень – портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях обучающегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств.
Поскольку данная технология относится к безотметочным, то рекомендуется качественная, а не количественная оценка.
Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);
• выставка «портфелей» (по желанию обучающихся).
Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:
• творчество;
• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность);
• понимание и полнота отражения учебного материала.
Работа по технологии портфолио позволяет учителю:
• оценить уровень самостоятельности детей;
• выявить проблемы в формировании у них самооценки;
• определить преобладающую мотивацию ребёнка;
• оценить уровень владения умениями и навыками.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:
1. О сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий;
2. О сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач;
3. Об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Портфолио ученика является одной из составляющих «портрета» и играет важную роль для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Главное - это то, что портфолио не несёт идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.