СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Портфолио как система инновационной оценки, как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиз работы с портфолио: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Портфолио как система инновационной оценки, как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС"»













«Портфолио как система инновационной оценки, как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС»













Учитель: Малышева Л. А.







Переход на ФГОС нового поколения сопровождается системными преобразованиями, связанными не только с изменениями содержания образовательных программ, но и с поиском наиболее эффективных технологий и методов обучения.

Технология «Портфолио» способствует формированию ключевых компетентностей обучающегося:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизационной (умение ставить цели, планировать);

  • самообразовательной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни).

Таким образом, портфолио – это эффективное средство развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Технология «Портфолио» обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио - иностранное слово. В переводе с французского оно означает «собрание листов», с итальянского – «портфель», «папка с документами», с английского – «портфель для документов».

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост.

Это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребёнка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний.

Девиз работы с портфолио: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Главная задача – развитие компетентности обучающихся, их самостоятельности, способности к самообучению и способности к применению полученных знаний.

Основные цели и задачи ведения портфолио:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;

— развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач необходимо, сделать основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать главным разделом.

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Ценность портфолио - способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

«Портфолио» должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Портфолио вводится с целью:

- объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

- индивидуальная накопительная оценка - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга обучающегося.

По целям различают портфолио:

- как способ оценивания учебных достижений («папка достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы.) Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика.

- предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения, работы обучающихся по определённому предмету.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, может быть как качественной, так и количественной.

По содержанию можно выделить три основных типа портфолио:

– «Портфолио документов»;

– «Портфолио работ»;

– «Портфолио отзывов».

  1. Портфолио документов — портфель документированных индивидуальных образовательных достижений, который предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл.

2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика: участие в конкурсах, спортивных и художественных достижениях. Например:

  • исследовательские работы и рефераты;

  • проектные работы;

  • техническое творчество: модели, макеты, приборы;

  • спортивные достижения;

Портфолио данного типа даёт представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

3. Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе. Например:

  • заключение о качестве выполняемой работы;

  • резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;

  • эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

Эта форма портфолио даёт возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. 

В зависимости от вида портфолио различают его функции:

  • Диагностическая – фиксирует изменения и рост учащихся за определенный период времени.

  • Целеполагания – поддерживает учебные цели.

  • Мотивационная – поощряет результаты обучающихся, преподавателей и родителей.

  • Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.

  • Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

  • Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Чёткого списка материалов, необходимых для включения в портфолио, не существует. Условно, все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам.

1. «Портрет» - информация об авторе портфолио.

2. «Коллектор» - материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть (памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, иллюстрации).

3. «Рабочие материалы» - созданы и систематизированы самим автором.

4. «Достижения» - материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

Оформление «портфолио».

Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей.

При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

-систематичность и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;

-достоверность сведений, представленных в портфолио;

-аккуратность и эстетичность оформления;

-разборчивость при ведении записей;

-целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

-наглядность;

-сохранность портфолио.

Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

Ведение портфолио позволяет учителю фиксировать у обучающихся уникальные особенности.

Положительным моментом «портфолио» является то, что он направлен непосредственно на взаимное сотрудничество: школьника и учителя, учителей и родителей.

Этот метод позволяет непрерывно оценивать достижения обучающегося, совершенствуя процесс образования.

Очень часто портфолио выглядит как обыкновенная папка с файлами - традиционное портфолио, поэтому в неё очень легко вносить коррективы.

Новый вид оформления портфолио – «электронное портфолио».

Портфолио не должно иметь формальный характер. Создатель должен быть лично заинтересован в его оформлении.

Цель накопления информации в портфолио:

-данные могут собирать для выявления результатов деятельности по определенному направлению;

- накопление информации за определенный временной промежуток.

Могут составляться тематические портфолио в зависимости от того, какой результат предполагается достичь. Тематика рубрик, разделов определяется индивидуально для каждого обучающегося.

Не стоит забывать о систематическом пополнении информацией, иначе портфолио перестанет быть актуальным.

Таким образом, портфолио обучающегося – это портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения обучающегося в определённый период его обучения при определённых условиях.

Оценка портфолио проводится обучающимися совместно с учителем примерно 1–2 раза в год с соблюдением некоторых правил:

  • до начала работы обучающиеся должны знать все критерии его оценки;

  • все категории материалов и содержание;

  • портфолио не оценивается в баллах, а только в уровнях;

Уровни оценивания портфолио обучающихся:

-Самый высокий уровень – портфолио характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.

-Высокий уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.

-Средний уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.

-Слабый уровень – портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях обучающегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств.

  • портфолио не сравнивается ни с какими эталонами. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы самого ребёнка.

Поскольку данная технология относится к безотметочным, то рекомендуется качественная, а не количественная оценка.

Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:

• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);

• выставка «портфелей» (по желанию обучающихся).

Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:

• творчество;

• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность);

• понимание и полнота отражения учебного материала.

Работа по технологии портфолио позволяет учителю:

• оценить уровень самостоятельности детей;

• выявить проблемы в формировании у них самооценки;

• определить преобладающую мотивацию ребёнка;

• оценить уровень владения умениями и навыками.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:

1. О сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий;

2. О сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно­познавательных и учебно­практических задач; 

3. Об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно­смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. 

Портфолио ученика является одной из составляющих «портрета» и играет важную роль для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Главное - это то, что портфолио не несёт идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.