СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Преемственность и непрерывность школьного естественнонаучного образования основного и среднего образования»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.

   Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Преемственность и непрерывность школьного естественнонаучного образования основного и среднего образования»»

ЦРО МО «ЕСТЕСТВОЗАНИЕ»









«Преемственность и непрерывность школьного естественнонаучного образования основного и среднего образования»



Учитель биологии и химии

Большеремонтненской СШ: Ященко Л.Г.












Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.

Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Главное в образовательном процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки обучающихся. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.


Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. (Слайд 1)

Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.


Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, современная деятельностная парадигма образования постулирует в качестве цели образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат последовательного преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает (Слайд 2)

  • изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);

  • переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;

  • целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;

  • признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Деятельность — это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия (что и как нужно сделать), результат (его соответствие поставленной цели и необходимость корректировки). Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

Именно поэтому технологии проектирования урочных и внеурочных занятий и в целом образовательного процесса должны затрагивать все компоненты образовательной деятельности.

Следующая ключевая особенность ФГОС общего образованиятребования к результатам освоения основной образовательной программы. (Слайд 3)

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) — является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.

На практике учёт трёх перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта (системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий) может быть зафиксирован в виде следующих принципов:

  • принцип деятельности заключается в том, что основным целевым ориентиром в системе образования становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции её субъекта; (Слайд 3)

  • принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т.д.) на основе развития универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;

  • принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развёртывания учебного материала и т.д.);

  • принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.

Методические принципы современного урока.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие: (Слайд 4)

  • Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

  • Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

  • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

  • Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

  • Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного? (Слайд 5)

Схема урока

Традиционный урок

Инновационный урок

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

  1. Мобилизующий этап.

  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.

  3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Рефлексия.



В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

Также изменяются и требования к учителю: (Слайд 6)

  • Четко и точно формулирует задания.

  • Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

  • Не повторяет задание два раза.

  • Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

  • Не повторяет то, что уже сказали ученики.

  • Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

  • Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.



Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности

Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося» (Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. – М, 1999, с.478). Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. (Слайд 7)

Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии «Великие географические открытия» учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели – это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Цели должны быть: (Слайд 8)

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.

  • Понятные.

  • Осознанные.

  • Описывающие желаемый результат.

  • Реальные.

  • Побудительные (побуждать к действию).

  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.

Цели, личностно значимые для ученика, мотивирующие на изучение нового материала, представляются нам системой учебных задач: написать, перечислить, выделить, продемонстрировать, выбрать, указать, соотнести и т.д.

Определение целей с позиции компетентностного подхода и включает решение задач:

1. Анализ места урока в процессе развития способности самостоятельно решать проблемы.

2. Определение вида результата образовательной деятельности учащихся.

3. Выбор глагола (словосочетания), отражающего сущность планируемой деятельности.

Предлагаем сравнение слов-ориентиров для определения целей урока. (Слайд 9)

Традиционный («знаниевый») подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цель

Знать (сформировать знание о …)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения)

Научить выбирать способы решения

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке



По нашему мнению, согласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию соответствует следующему:

  • направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения;

  • представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели;

  • реальность выполнения поставленной цели в течение урока;

  • соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся.

Таким образом, нам представляется, что в свете ФГОС ООО возможен отказ от триединой цели в связи с приоритетом личностных целей, достижение которых обеспечивается метапредметными, предметными результатами (Приложение 1 «Цели современного учебного занятия»).

Технологическая карта урока как методический инструментарий

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты. (Слайд 10)

Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в: (Слайд 11)

  • постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;

  • планировании способов достижения намеченной цели;

  • осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);

  • осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;

  • рефлексии деятельности по итогам урока;

  • выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

В этой ситуации педагог не должен забывать и о планируемых результатах, в соответствии с деятельностной парадигмой образования построенных на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и зоны ближайшей перспективы их развития, и о формировании на уроке универсальных учебных действий. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.

Технологическая карта урока (Слайд 12)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I этап урока








II этап урока









Поскольку планируемые результаты освоения основной образовательной программы (в виде сформированных способов деятельности обучающихся) представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, предлагается не выделять в структуре карты отдельной графы, посвящённой целевому назначению проектируемого урока.

В таблице представлена примерная форма технологической карты урока.

Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.

Приведу ещё один вариант технологической карты урока — информационную карту урока.









Технологическая карта урока (Слайд 13)

Информационный блок

Содержательно-деятельностный блок

Методический блок

Результативно-рефлексивный блок

1.

2.

1.

2.

1.

2.


Данная карта включает в себя четыре основных блока:

- информационный, содержащий тему урока, вид урока, тип урока, задачи урока, а также здесь могут быть указаны основные понятия и универсальные учебные действия, формируемые на уроке, оборудование урока (технические средства обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.);

- содержательно-деятельностный, дающий информацию о содержании учебно-познавательной деятельности учащегося, здесь описываются учебно-практические и учебно-познавательные задачи, являющиеся, в свою очередь, деятельностным отражением планируемых результатов;

- методический, содержащий поэтапный методический инструментарий учителя, соответствующий, в том числе, требованиям системно-деятельностного подхода;

- результативно-рефлексивный, в котором фиксируются результаты педагогической рефлексии, эталоны выполнения заданий самостоятельной деятельности обучающегося, результаты взаимодействия «ученик — ученик» и «учитель — ученик», соответствующие технологической форме планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).

Изучив предлагаемую литературу и различные Интернет-источники, предлагаю еще один вариант технологической карты. (Слайд 14, 15)

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя


Класс

Дата

урока по КТП

7 «А»



Тема урока

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Тип урока

Урок первичного закрепления нового знания

Цели урока

Личностная

Метапредметные

Предметные

помочь осознать социальную, практическую и личностную значи-мость учебного материала.

содействовать развитию умений анализировать изученный материал, диалогической и монологической речи.

обеспечить закрепление знаний об образовании действительных причастий настоящего времени через организацию деятельности учащихся по первичному закреплению навыка выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Задачи

учителя

ученика

учить устанавливать причинно-следствен-ные связи при применении правила, создать условия для развития речевой культуры.

выбрать соответствующий суффикс для действительного причастия настоящего времени, продемонстрировать виды разбора при изучении данной темы.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные: самооценка, личностная рефлексия

Познавательные: исследовательские действия - выдвижение гипотез и проверки их

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника

Регулятивные: постановка учебной цели, планирование деятельности

Основные понятия

Действительное причастие настоящего времени, суффикс

Оборудование

Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с разноуровневыми заданиями для проведения самостоятель-ной работы.



Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дифференциация обучения

Организационный момент.





Проверка домашнего задания. Новое домашнее задание.





Мобилизующий этап.





Актуализация знаний.





Формулирование темы и цели урока.





Открытие нового знания.





Применение нового знания. Развитие умений.





Динамическая пауза





Применение общего способа действия для решения частных задач.





Итог урока.





Рефлексия.







Рассмотренные технологические карты урока:

  • предоставляют возможность реализовать один из ведущих принципов ФГОС — развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;

  • могут быть использованы и для проектирования внеурочных занятий, поскольку при их конструировании учитывались только самые общие особенности новых стандартов, характерные как для урочной, так и для внеурочной деятельности: системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий.

Структурные элементы учебного занятия. (Слайд 16, 17) (Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС)

Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллектив-ный анализ учебной задачи. Фиксирует выдви-нутые учениками гипотезы, органи-зует их обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументи-руют свою точку зрения.

Осознанно строят рече-вые высказы-вания, рефлексия своих действий.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

3. Моделиро-вание

Фиксация в модели существен-ных отноше-ний изуча-емого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринима-ют ответы обучающихся.

Осуществ-ляют само-контроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструи-рование нового способа действия.

Построение ориенти-рованной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществ-ляют само-контроль.

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правиль-ностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формули-ровать собственное мнение и позицию

Осуществ-ляют само-контроль.

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регу-ляции своего действия.

Самопровер-ка. Отраба-тывают спо-соб в целом. Осуществ-ляют пошаговый контроль по результату.

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференциро-ванной коррек-ционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий.

Осуществ-ляют пошаговый контроль по результату.


Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС? (Слайд 18)

Первое: (Слайд 18)

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе. (Слайд 19)

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Третье. (Слайд 20)

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

воспроизведение;

применение знаний в новой ситуации;

применение знаний в незнакомой ситуации;

творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учеником;

задания, способствующие закреплению материала учеником.

Четвертое. (Слайд 21)

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.


Таблица формирования УДД на каждом этапе урока (Слайд 22)

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные



Пятое. (Слайд 23)

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Шестое.

Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

мотивационно-целевой;

процессуальный;

рефлексивно-оценочный

Седьмое. (Слайд 24)

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое. (Слайд 25)

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.


Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.


Создание технологической карты позволяет учителю: (Слайд 26)


• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.


Преимущества технологической карты: (Слайд 27)


• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.


Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: (Слайд 28)


• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (Слайд 29)





ПРИЛОЖЕНИЕ

Цели современного учебного занятия.

Личностные цели. Развитие смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности: Помочь осознать … (содействовать осознанию …)

  • социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

  • ценность совместной деятельности.

Метапредметные цели. Развитие интеллектуальной культуры Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • анализировать …

  • сравнивать …

  • выделять главное ы …

  • классифицировать … .

Развитие исследовательской культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • использовать научные методы познания …

  • формулировать проблемы …

  • предлагать пути решения проблем …

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • ставить цели;

  • планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

  • осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.

Развитие информационной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • структурировать информацию;

  • составлять простой и сложный план;

  • и т.д.

Развитие коммуникативной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • общаться;

  • диалогической и монологической речи;

  • сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;

  • слушать и вступать в диалог;

  • участие в коллективном обсуждении;

  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Развитие рефлексивной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!