Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа д. Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
Доклад
«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС»
Учитель: Малышева Л. А.
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
В.В. Путин
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
В.А. Сухомлинский говорил: «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В основе ФГОС лежит принцип единства преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Ещё раз хочу напомнить, что такое преемственность.
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Преемственность – это двухсторонний процесс.
С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе.
С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
Цель начального и основного уровней образования — научить школьника учиться. Однако эту цель можно интерпретировать по-разному. Умение учиться для начальной школы — это умение решать познавательные задачи, в какой-то степени получать конкретные учебные знания, это умение контролировать и оценивать свои достижения.
В основной школе умение учиться значительно расширяется.
Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения. При решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса: учащиеся, педагоги, администрация школы.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
• образовательные программы;
• организация учебного процесса;
• единые требования к учащимся;
• структура уроков в свете новых ФГОС;
• совместная методическая работа учителей начальной и основной школы;
• работа с учащимися и родителями.
Послушайте выдержку из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы» - «…главная задача начальных классов – это научить ребёнка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом всё труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даём в руки ребёнку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребёнка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребёнка сломался и только поэтому ребёнок не может дальше учиться».
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении обучающихся младшего и среднего звеньев
Учителям начальных классов ознакомиться с программой по предметам 5 класса, учителям-предметникам ознакомиться с основными требованиями к знаниям и умениям обучающихся начальных классов.
Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена - программу начальной школы.
3. Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.
4. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом обучающихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
5. При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.
6. Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей обучающихся и микроклимата в семьях.
7. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместно с будущим классным руководителем
Учителя предметники понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения, в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Всё то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему.
В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителя предметники посещают уроки, где понаблюдают за работой учащихся, за особенностями работы учителя и учащихся на уроке. Есть возможность присмотреться к отдельным учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми учителем. Учителя среднего звена имеют возможность обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Они видят, как учитель ведёт урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. А так же, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока.
Необходимо конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.
Работа по преемственности в нашей школе ведётся по трем основным направлениям:
– совместная методическая работа учителей уровня начального общего и основного общего образования (собеседование заместителя директора по УВР с педагогами и классным руководителем 5-го класса; малый педсовет с участием учителей уровня начального и основного общего образования по обсуждению и решению проблем адаптации 5-го класса; проведение административных планёрок, в ходе которых педагогами определяются общие цели; использование преемственных образовательных технологий; взаимопосещения уроков педагогами, изучение программ – учитель начальных классов изучает программу 5-го класса и наоборот);
– работа с обучающимися (ВПР в 4-х классах; входной контроль знаний и умений в 5-м классе; анкетирование; анализ уровня здоровья обучающихся);
– работа с родителями (родительское собрание в 4-5-х классах при участии учителей-предметников; анкетирование родителей; беседы с родителями).
Успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов.
Опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая филологическая и естественно – научная терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе, дают хорошие результаты. Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.
Итак, необходимо построить единую образовательную среду, которая включает в себя
Определение единых целей и задач всего коллектива педагогов
Подбор единого комплекса средств (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач,
Этот комплекс действий ориентирован на совместно полученный образовательный результат
Задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе, научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего развития.
Соблюдение принципа преемственности и систематичности в обучении - залог усвоения и получения новых знаний, умений и навыков.
Основываясь на анализе намеченных проблем переходного периода от начального к среднему уровню обучения, учитель должен помнить о главном, о том, что учеников, пришедших из начального звена, нельзя рассматривать как некий продукт с определенными учебными действиями, которые почему-то должны быть у всех одинаково хорошими. Каждый из них всего лишь 5-тиклассник, и он пришел в школу, чтобы научиться.
Учителю необходимо создать благоприятные условия в процессе обучения, чтобы учащиеся осознали необходимость собственного труда.
Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация в одном и том же варианте неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников.
Надежным инструментом в этой работе педагога будет служить ФГОС и его методики.