Муниципальное дошкольное образовательное учереждение
"Детский сад №140 общеразвивающего вида"
Доклад на тему:
Преемственность в области
формирования основ гражданственности
и патриотизма
(от 2до 7лет)
Составила: Воспитатель
Богановская
Кристина Владимировна
г.Магнитогорск
2023
Рассматривая данную тему для доклада, я обратилась к Большому энциклопедическому словарю, где дается значение слова:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций.
Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Применительно к обществу различают две стороны преемственности: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению (наш случай), от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность - особый механизм "памяти общества", который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Преемственность может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода. Преемственность обозначает также всю совокупность действия традиций, воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности.
Я рассмотрю преемственность в формировании основ гражданственности и патриотизма в разных возрастных категориях. В такой важной теме необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Например, возрасте от 2 до 3лет целеособразно рассмотреть вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей. Поощрять стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывать детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге. В планирование можно включить такие темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу»,«Мой любимый детский сад!», «Мои домашние питомцы», «Самое любимое имя на свете» и др.
В формировании этих представлений активное участие принимают родители, они рассказывают о членах своей семьи, их профессии, семейных традициях. Для это воспитателю необходимо выложить информацию в родительский уголок, в которой будет раскрыта тема и рекомендации по ее закреплению дома.
Возрасте от 3-4 лет обогащаем представления детей о малой родине: регулярно напоминаем название населенного пункта, в котором живут дети; знакомим с близлежащим окружением детского сада (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории учреждения. Обсуждаем с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке). Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищаемся природными явлениями.
Поддерживаем отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (ребенок рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
То есть, в данном возрасте будут актуальными темы: " Город в котором я живу" , "Дома на моей улице"и др. Можно применить такие игры: "Опиши, что ты видишь вокруг" , " Я потерялся" (дети должны назвать свой адрес), " Как я провел выходные" и другие игры, которые поощряют познавательную активность и интерес детей.
Здесь также необходима помощь родителей (посещение экскурсий, детских театров, парков отдыха).
Воспитание любви и уважения к нашей Родине — России, актуально в возрасте от 4-5лет. Актуально знакомство с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России, воспитывать уважительное отношение к символам страны. Обогащать представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомить детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику, со сказочными и былинными героями, людьми военных профессий, охраняющими Отчизну в наше время. С гордостью ребята участвуют в тематических выставках, беседах под общим названием «Мой папа на страже Родины». Одновременно с новыми темами, педагог, совместно с родителями, продолжает знакомить с основными достопримечательностями города, развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
В возрасте 5-6 лет в детском саду продолжаем воспитывать любовь и уважение к нашей родине, формируя у детей представления о государственных символах России — гербе, флаге, гимне, знакомя с историей их возникновения в доступной для детей форме, обогащая представления детей о том, что Россия — большая многонациональная страна и воспитывая уважение к людям разных национальностей, их культуре, развивая интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствуя его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделять особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.
При знакомстве с народными промыслами, природой у детей формируются представления о богатстве и самобытности нашей Родины
В возрасте 6-7лет ,педагог может рассказать, что Россия — самая большая страна мира и показать на глобусе и карте. Продолжает расширять представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны).
Еще одним необходимым условием является организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. В группах могут быть созданы «Уголки юных патриотов», где собран наглядный, демонстративный, игровой материал для знакомства с государственной символикой, городом Магнитогорска, городами Челябинской области, народными промыслами и традициями.; «Русская изба», где представлены предметы русского быта: старинная крестьянская посуда, мебель, прялки. коромысла, сундуки и др.Как вариант, можно провести экскурсии, на которых дети могут попробовать «покушать похлебку» деревянной ложкой из чугунка, примерить платок с павлопосадским узором, скрутить нить при помощи веретена и др.
В группах в соответствии с календарно- тематическими планами, можно реализовать проекты и тематические выставки : «Игрушка в народном стиле», «Народные промыслы», фотовыставки : «Моя семья», «Наш город-Магнитогорск», «Наши семейные традиции» и др.
Важным фактором формирования патриотических чувств у дошкольников является сочетание теории и практики. Именно поэтому особенностью образовательного процесса в нашем детском саду является, то, что знакомство с природой родного края ведется исключительно на краеведческом материале. Для этого организуются наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, опыты.
Для обогащения жизненного опыта детей большое значение имеет применение технологии проектной деятельности. В детском саду реализованы проекты «С чего начинается Родина?», «Пять минут о родном городе», которые не только расширяют представления старших дошкольников о малой и большой Родине, но и помогают объединить усилия педагогов, родителей и детей в формировании основ патриотизма, сплотить семьи и привлечь к взаимному сотрудничеству. Для приобщения детей к народной культуре и традициям в детском саду проводятся фольклорные праздники «Народные инструменты», «Масленица».
Формирование основ гражданственности начинается с участия детей в календарных праздниках «День народного единства», «День защитника Отечества», «День Победы», смотрах «Бравые солдаты». «Юные патриоты», ежегодных акциях «Подарок ветерану», «Бессмертный полк». Для воспитания у детей желания беречь и охранять природу дошкольники вместе с педагогами и родителями могут участвовать в общественно-значимых акциях «Покормите птиц зимой!», «Чистые улицы», «Встречаем пернатых друзей». «Зеленая планета».
Следует отметить, что все формы работы по патриотическому воспитанию в детском саду осуществляются при активной поддержке и сотрудничестве с семьями воспитанников, происходит, так называемая, преемственность поколений, передача "памяти общества".
Результаты работы по патриотическому воспитанию не будут видны сейчас. Педагогический коллектив понимает, что в дошкольном возрасте не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине. Но если ребенок будет проявлять интерес к культурно- историческому наследию нашей Родины, своего города, края, знать государственные символы, подражая взрослым, вставать, когда звучит гимн Российской Федерации, гордиться достижениями людей, прославивших нашу страшу, проявлять толерантность к другим людям, заботиться о близких, сверстниках, животных, то можно сказать, что результат педагогической работы достигнут.