Открытый обучающий семинар – практикум «Особенности реализации естественнонаучной практико – ориентированной деятельности в образовательных учреждениях» 11.05.2023 г.
Тема доклада: «Практико - ориентированная деятельность обучающихся с ОВЗ и инвалидов в дополнительном образовании»
Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.
Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Одно из направлений является естественнонаучное.
Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.
Попробуем разобраться в чем же важность практико – ориентированной деятельности в дополнительном образовании?
Два ключевых слова: Практика и ориентир. То есть
Какая может применяться практическая деятельность (практика)
На что может быть направлена или ориентирована практическая деятельность?
Детский эколого – биологический Центр одной из своих целей ставит инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к получению того или иного вида дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми.
Одной из задач Центра является развитие личностного потенциала детей через практическую деятельность, ориентированную на профессиональное самоопределение. Большая ответственность возлагается на педагога дополнительного образования, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать окружающий мир.
В 2017 году в детском эколого – биологическом Центре было положено начало реализации программы «Доступная среда». Оборудован кабинет «Экология» специальной мебелью, приобретено специальное оборудование, наглядный материал, игры, оргтехника для детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
В рамках реализации программы «Доступная среда» в МОУДО «ДЭБЦ» реализуются две общеобразовательные программы для детей с ОВЗ и детей – инвалидов естественнонаучной направленности:
«Домашние питомцы» - изучение домашних животных, живущих в доме и во дворе. «Мир природы» - изучение флоры и фауны Томской области.
Содержание образовательных программ ориентировано на практическую деятельность обучающихся с ОВЗ.
В ходе занятий педагоги дополнительного образования стараются вовлечь ребенка-инвалида в практическую деятельность. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.
Занятия не являются исполнителями четких инструкций. Педагоги используют жизненный опыт и фантазию, создают свою неповторимую индивидуальную работу.
Анализируя работу с детьми можно сказать, что практический труд ребенка-инвалида всегда выражает его способность, техническую изобретательность. Ряд качеств, которые формируются у ребенка в процессе практической деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.
Работы получаются разного вида и настроения, но главное мы видим в том, как через практическую деятельность воспитанник преодолевает свои личные проблемы, расширяет свой небольшой жизненный опыт, освобождается от неприятного и утверждает позитивное в собственной жизни.
Поэтому сам процесс создания чего либо не менее важен для ребенка, чем результат.
Последовательность заданий помогает на начальных этапах определить уровень подготовленности и возможностей детей, а в дальнейшем развивать и совершенствовать уже имеющиеся и вновь приобретенные знания, умения, навыки.
Кроме учебных занятий в объединениях МОУДО «ДЭБЦ» дети с ОВЗ ежегодно принимают активное участие в организационно – массовых мероприятиях Центра. Активно принимая участие в конкурсах, акциях и в других мероприятиях детям с ОВЗ и детям – инвалидам предоставляется возможность проявить себя и показать свои возможности:
• Акции: «День защиты животных», «Поможем зимующим птицам», «В защиту елочки», «День Земли», «День защиты окружающей среды»
• Конкурсы: «Зеленая планета», «Верните рекам чистоту»
• Утренники: «День встречи перелетных птиц», «Роль животных и растений на Великой Отечественной войне»
• Выставки рисунков и плакатов «За здоровый образ жизни»
• Городские научно – исследовательские конференции
Результат практической деятельности ориентирован на успех и достижения обучающихся. Благодаря старанию воспитанников, педагогов и родителей, дети с ОВЗ и дети – инвалиды становятся победителями в различных конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровня.
Практическую деятельность можно рассматривать - как способ развития, как самого ребенка, так и всей семьи в целом. Именно поэтому, в некоторых акциях, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в нашем Центре, участвует и родители.
Ребёнок с ОВЗ, участвуя в практической деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению для успешной социализации.