ГБОУ НАО «СШ с.ОМА» Заполярный район
Доклад на тему: «Причины, влияющие на здоровье учащихся».
Подготовила: Хвастунова Ольга Александровна,
учитель начальных классов.
Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения.
Состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается. Наблюдается тенденция ухудшения физического состояния детей. Это вызывает серьезные опасения у учителей, врачей, родителей. Государство уделяется большое внимание сохранению здоровья школьников.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что жизнь и здоровье человека является приоритетной задачей государственной политики в области образования.
Поэтому сохранение здоровья в образовательном процессе можно рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.
Концепция модернизации российского образования отмечает необходимость провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Задача повышения качества образования предполагает работу по сохранению и укреплению здоровья детей, использование здоровьесберегающих форм и технологий в педагогическом процессе.
ФГОС определяет главные направления деятельности школы:
-Развитие личности
-Наличие программы формирования здорового и безопасного образа жизни школьников
-Определены направления деятельности учителя и школы по формированию здорового и безопасного образа жизни. Отсюда следует, что образование должно стать здоровье сберегающим.
Обучение в школе длится 11 лет. 70% своего времени школьники проводят в школе. По результатам института Физиологии России проведено ранжирование школьных факторов риска по значимости и по силе влияния на здоровье ребёнка.
Факторы риска:
-Интенсификация учебного процесса
-Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
-Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
-Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.
-Недостаточность существующей системы физического воспитания.
-Стрессовая учебная деятельность.
-Отсутствие системной работы по формированию здорового образа жизни.
-Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
-Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
В последние годы в школах в образовательный процесс внедряют интенсивный метод обучения, что не соответствует функциональным возможностям детей.
Интенсификация образовательного процесса - это увеличение количества часов, или уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объёма учебного материала. Это приводит к ещё большему объёму домашнего задания. При обучении используются современные достижения психологии и педагогики. Несмотря на это, увеличение объёма заданий приводит к перегрузкам учащихся.
Санитарные правила устанавливают время, необходимое на выполнение домашнего задания для учащихся со 2-11 классы. Но школа нарушает эти требования и этим отнимает свободное время у учащихся. Они не могут нормально отдыхать, гулять, общаться со сверстниками. Это приводит к синдрому «Хронической усталости», и как следствие к ухудшению здоровья учеников.
В учебном плане недостаточно занятий с двигательной активностью, сменой занятий, формой организации уроков.
Второй проблемой является гиподинамия-это дефицит двигательной активности у детей школьного возраста. В течение дня ученик находится без движения половина суток. Поэтому у детей появляются такие проблемы как: лишний вес, изменение осанки, снижение иммунитета.
Л.С.Выготский говорил, что включении ребенка в творческий процесс служит реализацией поисковой активности, от которой зависит развитие человека (а это одна из главных задач школы- развитие личности) . Вовлечение школьника в творческий процесс, снижает вероятность наступления утомления.
От правильной организации урока зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Факторы, влияющие на здоровье.( на уроке)
Неизбежные (с ними надо считаться, нет способа изменить)
Корректируемые (можно ослаблять, регулировать)
Устранимые (исключить)
Смысл здоровьесберегающей технологии:
1. учитывать неизбежные факторы;
2. ослаблять корректируемые;
3. избавляться от устраняемых факторов.
Вывод: Причины, влияющие на здоровье, заключаются в факторах риска. Одними из главных факторов является интенсификация обучения и гиподинамия. Выход предложил Л.Выготский: вовлечь ребенка в творческий процесс. Учитывать функциональное состояние учащихся (сколько сможет сделать без вреда). Это зависит от правильной организации урока (выбора формы).
Смысл зст-учитывать факторы риска, корректировать, устранять.