СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад преподавателя Каширской Т.Н. на тему: Концептуальные подходы в воспитании обучающихся техникума

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад преподавателя Каширской Т.Н.  на тему: Концептуальные подходы в воспитании            обучающихся          техникума

Просмотр содержимого документа
«Доклад преподавателя Каширской Т.Н. на тему: Концептуальные подходы в воспитании обучающихся техникума»

Концептуальные подходы в воспитании учащихся
Целью Государственной программы развития технического и профессионального образования в России на 2008-2012 годы является: «Модернизация технического и профессионального образования для обеспечения отраслей экономики и работодателей квалифицированными специалистами технического и обслуживающего труда с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования».

Программа призвана решить задачу обеспечения доступности и привлекательности технического и профессионального образования; повышения качества подготовки и конкурентоспособности выпускников данных учебных заведений. В связи с этим основным направлением развития современного профессионального образования является направление движения от знаниевых  целевых ориентиров к установкам на формирование способности и готовности специалистов эффективно решать профессиональные проблемы.

В современном учебном заведении должны создаваться условия для развития индивидуальности обучающегося, обогащения его интеллекта, формирования  осведомленности и авторитетности в области избранной специальности,  умений интегрироваться в группе и умений общения с людьми для достижения поставленной цели.

Чтобы сформировать конкурентоспособного компетентного в своей профессии специалиста новой формации, необходимо поменять, наверное,  в первую очередь мышление преподавателей. Преподаватель должен быть компетентным в своей профессии, иметь новое более гибкое мышление, быть готовым  работать в условиях новых требований к учебному процессу, быть неустанно в поисках инновационных технологий, методов обучения,  подходов к учебно-воспитательному процессу, быть на острие науки. Одной из  задач системы образования, как отмечено в законе «Об образовании» является «развитие систем обучения в течение жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка труда, помогающих каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанный на знаниях». Стремительные перемены в социально-экономической жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в духовно-психологическом облике людей. Современному человеку необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими комфортно чувствовать себя в любых условиях социокультурной среды, но и способностью модифицировать, радикально перестраивать среду, изменяясь при этом внутриличностно, управляя и эффективно направляя собственную деятельность.
Углубление и необратимость социально-экономических, политических преобразований во всех сферах общественной жизни России, в том числе и в образовании, ставит новые задачи перед обществом и всеми его организационно-управленческими структурами. Это, прежде всего, задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения и развития его физического и нравственного здоровья.
От понимания сущности воспитания во многом зависит как содержание образования в целом, так и эффективность педагогического процесса, в частности. Воспитание представляет собой необходимый социальный институт общества и конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и социокультурным уровнем развития государства, на которое накладывают отпечаток социально-психологические особенности общества.
Масштабность и глубина преобразований российского общества в последнее десятилетие в полной мере затронули среду его духовной жизни, изменив общественное сознание.
Обращение к проблеме нравственного воспитания является одной из важнейших стратегий педагогической науки. Воспитать достойного человека без развития нравственных качеств невозможно. Это важнейшие качества, по которым можно судить о духовном, гуманистическом потенциале, необходимом для развития общества. Сегодня' гуманистически ориентированное воспитание должно быть направлено, прежде всего, на формирование таких личностных качеств, как умение адекватно воспринимать действительность и конструктивно, уважительно относиться к окружающей природной и социальной сфере; духовно-нравственное совершенствование и творческая, созидательная социально значимая деятельность, высокая нравственная культура.
Необходимость разработки теоретико-методологических и организационно-методических основ воспитательной
деятельности инновационного учебного заведения,
проектирование адекватной воспитательной системы,
направленной, в первую очередь, на развитие нравственных качеств учащихся, предопределены рядом противоречий:
- между обострением проблемы воспитания молодого поколения, связанной с масштабностью и глубиной кризисных явлений в российском обществе, с одной стороны, и отсутствием целенаправленной деятельности учебных заведений по воспитанию учащихся, с другой;

— между возросшими требованиями общества к духовно-нравственному облику человека, его нравственной культуре и недостаточной работой по их развитию в процессе воспитания, отсутствием адекватного научно-методического инструментария;
— между общественной потребностью в такой воспитательной системе, которая обеспечила бы продуктивное развитие личности воспитанников и недостаточной разработанностью содержания и технологии воспитательной деятельности, обеспечивающих реализацию этой идеи в педагогической практике.

Объективные требования времени к совершенствованию процесса воспитания, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретико-методологических и организационно-методических основ его развития в аспекте указанной проблемы, с другой, определили выбор и актуальность темы настоящего исследования «Нравственное развитие учащихся в условиях инновационного учебного заведения».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности воспитательной системы инновационного учебного заведения и функционирующей в ее рамках технологии развития нравственных качеств лицеистов.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в инновационном учебном заведении.
Предмет исследования - воспитательная система нравственного
развития учащихся.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности воспитательной системы инновационного учебного заведения и функционирующей в ее рамках технологии развития нравственных качеств лицеистов. -
развитие нравственных качеств лицеистов в воспитательном процессе будет эффективным, если:
- проанализирована специфика инновационного учебного заведения и выявлены условия, обеспечивающие развитие нравственных качеств личности;
- этот процесс будет проходить в рамках четко спроектированной воспитательной системы, реализация которой рассматривается как одно из приоритетных направлений в деятельности инновационного учебного заведения;
- сконструирована и реализована технология, обеспечивающая структурно и содержательно развитие нравственных качеств лицеистов;
- разработаны уровни нравственного развития и выявлены показатели для их определения.

Личность, ее нравственное и культурное развитие становятся главной целью современных реформ в сфере образования. Данная цель отражена в Законе РФ «Об образовании», в основных образовательных программах. Новые реалии и новые идеи образования осмысливаются в сложном контексте социальной, культурной и собственно педагогической среды. Процесс образования личности - главной цели образования - рассматривается как средство социализации, развития
субъектности индивида.

С позиций современных экономических, политических и социально-культурных условий функционирования общества и стратегии его развития общую модель воспитания гражданина отражают следующие определяющие его характеристики:
1. Мировоззренческие, представляющие собой систему взглядов на мир, а также способы взаимодействия с природой и социумом.
2. Профессиональные, основанные на представлениях и понятиях об экономическом, научном и культурном потенциале; особенностях материальных ресурсов.
3. Гражданско-политические, выраженные в обладании демократической правовой культурой, устойчивым знанием Конституции РФ, правил и норм поведения в обществе, законопослушности и активном участии в законотворчестве.
4. Национально-культурные, выраженные во владении

родным и русским языком, знании иностранных языков,
своей национальной культуры, ее самобытных и
благотворных традиций, лежащих в основе глубочайшего
уважительного отношения к культурам разных народов.
5. Духовно-нравственные, определяющие экономические и социальные взаимоотношения между гражданами, единые, общие ценности.
6. Экологические, направленные на сохранение и восстановление природного многообразия, генофонда народов, проживающих на той или иной территории, и достижение безопасной для окружающей среды производительной деятельности общества.
7. Валеологические, представляющиеся в сознательном поддержании и совершенствовании каждым гражданином своего физического и психического здоровья
Образовательные учреждения в погоне за внедрением всего многообразия воспитательных программ посредством четко организованного воспитательного маркетинга обязаны учитывать возможность воспитанников делать жизненный выбор, принимать решения, быть успешным, способным реализовать себя. В этом аспекте актуальной задачей представляется разработка модели выпускника инновационного учебного заведения, задающая ориентиры его последующей жизни и деятельности. Прогностическая модель выпускника лицея является тем ориентиром, который должен быть положен в основу процессов формирования и формулирования целей жизнедеятельности учебного заведения в целом (как социального института) и деятельности субъектов воспитательной деятельности, в частности.

На фоне настойчивых потребностей в усилении воспитательной функции образования, безусловно, актуальной является необходимость качественной постановки воспитательного процесса в современных образовательных учреждениях, в частности в лицеях. В связи с этим считаем необходимым проанализировать саму дефиницию «воспитание» в свете нового и углубленного осмысления ее понятийно- терминологического аппарата и прежде всего наиболее общих понятий.
Качества личности воспитанника

Наименование качеств
1 Самоприятие, как убежденность в реальности, законности и ответственности собственного бытия
2 Знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, свойств, темперамента, особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни
3 Способность к рефлексии - умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать способы эффективного поведения, предвидеть последствия, чтобы быть способным за них отвечать
4 Способность к пониманию - сочувствие и сострадание к другому
5 Признание и принятие окружающего мира, уверенность в том, что этот мир гуманен, гармоничен, целесообразен
6 Активность, нацеленность на преодоление жизненных проблем
7 Чувство собственного достоинства - высокая оценка себя вне зависимости от особых достижений и обретений
8 Признание и готовность к постоянному поиску и коррекции целей и смыслов жизни - важнейшие жизненные вопросы (Кто я? Какой я? Для чего я.живу?), над которыми думает мыслящий, чувствующий человек, пытаясь ответить на них словом и делом
9 Эмоциональная и интеллектуальная независимость - это объективно существующее единство психического (Я) и социального (Мы), способность говорить то, что думаешь, делать то, что считаешь главным, искренне переживать то, что говоришь и делаешь
10 Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым
Феномен воспитания достаточно многомерен, и поэтому в педагогической литературе можно встретить множество определений и трактовок в зависимости от функции воспитания. От понимания сущности воспитания во многом зависит как содержание образования в целом, так и эффективность педагогического процесса, в частности.
Необходимо отметить, что воспитание есть важнейший социальный институт общества и конкретно-историческое явление, тесно связанные с социально экономическим, политическим и культурным уровнем развития
государства, в котором отражаются этносоциальные и социально-психологические особенности общества.
В настоящее время общеобразовательная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей и молодежи самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Вместе с тем существующие педагогические теории не обеспечивают в полной мере решение данной проблемы, не позволяют четко выявить механизм интеграции данных видов занятий и раскрыть технологичность интеграции таковых.
Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).
А.С.Макаренко, ВАСухомлинский, С.Т.Шацкий по-разному практически реализовали идею единства обучения и воспитания учащихся, исходя из конкретных социально-педагогических условий. В своих научно-публицистических работах и практической педагогической деятельности каждый из них рассматривал целостность учебно-воспитательного процесса через связь школьного образования с практической работой воспитанников вне школы, взаимосвязь обучения и трудового воспитания, единство образования и нравственного воспитания.
Формы и методы профессионального обучения.

Понятие о формах и методах профессионального обучения и их классификация. Характеристика ведущих форм и методов профессионального обучения. Выбор форм и методов профессионального обучения в зависимости от целей и содержания обучения. Оптимизация организационных форм и методов профессионального обучения. Особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Принципы и системы профессионального обучения.

Сущность, структура и проектирование педагогического процесса. Принципы профессионального обучения, их состав, взаимодействие и особенности реализации их в учебно-воспитательном процессе. Понятие в системах профессионального обучения и ее элементах. Характеристика основных систем профессионального обучения учащихся.

Инновационные технологии в профессиональном образовании.

Методология проектирования педагогической технологии. Инновационные подходы к организации технологии обучения. Классификация педагогических технологий. Проектирование педагогических технологий. Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении. Компьютеризация учебного процесса. Модульные технологии в профессиональном образовании. Личностно-ориентированные технологии в профессиональном образовании.

Теория и практика воспитательной работы в профессионально-образовательном учебном заведений

Принципы и методы гуманистического воспитания. Личностно-ориентированное воспитание. Труд как средство формирования основных качеств личности. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении.


Стратегия развития учебного заведения в условиях рыночной экономики.

Выбор приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения. Разработка стратегического плана развития образовательного учреждения. Влияние внешней среды на стратегию развития учебного заведения. Роль маркетинговых исследований в определении стратегического плана развития образовательного учреждения.

Межличностные отношения в педагогическом коллективе.

Социально-психологический климат педагогического коллектива. Педагогический коллектив образовательного учреждения, особенности его жизнедеятельности. Понятие «межличностные отношения». Влияние межличностных отношений на деятельность преподавателей, качество учебно-воспитательного процесса. Межличностные отношения как основа формирования социально-психологического климата коллектива, его функции. Конфликты в педагогическом коллективе и их разрешение.