МБОУ Северотатарская СОШ
Приёмы и методы, используемые при изучении
финансовой грамотности в начальной школе
Шпет Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов
Март, 2023 г
Слайд 2 Нельзя представить себе мир без денег. Деньги окружают человека с рождения и становятся одним из главных условий жизни. Ребёнок должен владеть азами финансовой грамотности – иметь комплекс знаний и умений, которые помогут решить любые финансовые вопросы. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня необходимы в школе.
Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами, самостоятельное составление презентаций, практико-ориентированные игры. А также с помощью активных и интерактивных методов обучения.
Слайд 3-8 Темы по ФГ нашли отражение в 1 -4 кл. предмета «Окружающий мир»
Формы работы при этом могут быть разнообразные: индивидуальная, парная, групповая.
Слайд 9-11 Педагогические технологии: игровые, творческая мастерская и кейс-технология.
Слайд 12-13 Познакомимся с некоторыми активными приёмами и методами обучения финансовой грамотности младших школьников, которые я применяю в своей работе.
Приём «Быстро подбери ответ»
Данный приём можно использовать при повторении материала, также во время финансовых игр на занятии и в качестве разминки во 2-3 классах.
В процессе работы ребята делятся на 2 команды. Командам даются конверты. В конвертах у команд финансовые загадки. Кроме загадок можно использовать пословицы. Участники команд по очереди загадывают загадки команде-сопернику.
На товаре быть должна
Обязательно…(цена).
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…(доход).
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без…(рекламы).
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…(товар).
И врачу, и акробату
Выдают за труд…(зарплату).
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются …(товар).
Дела у нас пойдут на лад,
Мы в лучший банк внесли свой…(вклад).
Приносить доходы стал
В банке папин…(капитал).
На рубль – копейки, на доллары – центы,
Бегут-набегают в банке…(проценты).
Приём «Мозаика»
Данный приём можно использовать в 4 классе при закреплении следующих тем: «Современные деньги России и других стран», «Откуда в семье берутся деньги», «На что тратятся деньги».
Класс делится на 4 группы по 4 человека. Членам группы случайным образом присваиваются номера, соответствующие номеру задачи. Например, на каждом столе номерами вниз лежат карточки 1,2,3,4. Каждый участник команды берёт карточку и запоминает свой номер. По команде учителя дети пересаживаются так, чтобы за каждым столом оказались игроки с одинаковыми номерами. Теперь каждый стол решает свою задачу, соответствующую их номеру. После решения задач игроки-эксперты возвращаются за свои столы и представляют эту задачу остальным членам команды.
На последнем этапе из каждой команды к доске вызываются игроки для решения задач, в которых они не были экспертами.
Во время работы группы следят по таймеру за временем: 4 минуты на решение задачи, 5 минут на обсуждение задач в своей команде, 3 минуты на решение задачи у доски.
Кроссворд «Семейный бюджет»
Карманные деньги
Метод «Один — два — вместе»
Этот метод хорош тем, что он, как нельзя лучше, активизирует мышление детей, концентрирует внимание обучающихся, развивает речь. Его можно использовать на этапе закрепления материала.
Ребятам предлагаются тестовые задания с открытым ответом. Это задания, связанные с объяснением смысла или договариваем до конца фразы, пословицы. Они выполняются в группе в несколько этапов. Ребята получают фразу или начало пословицы. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ. Далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий ответ, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух пар, а дальше из трёх пар и вырабатывают общий ответ. Один представитель от группы соединяет все ответы в один ответ и выдаёт результат.
Метод «Мини-исследование»
Этот приём способствуют развитию УУД, навыков самостоятельной работы, расширению кругозора и может использоваться при изучении нового материала.
Для проведения мини-исследования используется один источник. Результаты представляются в простой форме в виде таблицы или короткого текста.
Например, учитель предлагает разобраться с понятием «деньги».
Для этого ребятам нужно распределить предметы из коробочки на две группы. Предметы в коробочке – это монеты, банкноты, длинные перья, красивые ракушки, железные гвозди и др.).
Потом учитель спрашивает, на какие группы они распределили предметы? Дети объясняют, что в первой группе оказались монеты и бумажные деньги, а во второй группе: длинные перья, красивые ракушки, железные гвозди и др.
Учитель высказывает своё мнение и говорит, что нужно всё-таки сложить всё в одну группу. Дети удивлённо спрашивают почему? Учитель поясняет кратко свой ответ, говоря, что это всё деньги и за них раньше можно было что-нибудь купить. Далее детям предлагается самостоятельно исследовать и подтвердить, сказанное учителем. Материал находят в учебнике. Работают в парах.
Затем дети высказывают свое мнение, учитель подводит итог.
Игра «Ярмарка»
Благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которого и станет активная самостоятельная познавательная деятельность.
При изучении темы «Как появились деньги» можно организовать имитационно-ролевую игру «Ярмарка». В класс приносятся разные игрушки, книги и организуется купля-продажа товара. Выбираются роли. В процессе игры дети ведут обмен товаром в знак покупки нужного товара, так как это делалось в давние времена. Учитель рассказывает, комментирует, помогает детям купить и продать товар. После чего делается вывод, о том, как появились деньги.
Игру «Ярмарка» можно использовать в качестве самостоятельной технологии для освоения темы урока.
Уроки с применением вышеописанных методов дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества.