СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Приёмы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом докладе рассказывается о методах работы с одарёнными детьми

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Приёмы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе"»

МБОУ «Спасская средняя школа»



Учитель :Шеянова М.А.

Доклад

Приёмы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе



Во многих документах федерального уровня последних лет одной из стратегических задач современного образования является воспитание творческой личности с развитыми дарованиями и способностями, готовых создать духовные и материальные ценности, полностью реализовать себя в существующих экономических условиях. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одаренные.По модели Л.А.Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности , являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка..

В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный » следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка.»

Виды одаренности:

1) В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

2) В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

3) В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

4) В коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность.

5) В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующее :

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. 

Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

На уроках используются следующие виды деятельности:

  • Использование современных образовательных технологий и методов:

-технологии развивающего и проблемного обучения,

-технология критического мышления,

- информационно-коммуникативные технологии,

- здоровьесберегающие технологии,

  • -технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

- проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • Работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);

  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

          самостоятельных работ по разным предметам;

  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Формы работы
- классно - урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; 
- консультирование по возникшей проблеме; 
- дискуссия; 
- игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады; 
-интеллектуальные

марафоны;                                                                                                            
-различные конкурсы и викторины; 
-словесные игры  
-проекты по различной тематике; 
-ролевые игры; 
-индивидуальные творческие задания

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность».

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • Внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по русскому языку, математике, окружающему миру, английскому языку);

  • Выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);

  • Участие в школьных ,районных предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах

  • Активное участие младших школьников в работе научного общества .

  • Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности.

Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями.

Работа с родителями в данном направлении включает:

  • Проведение тематических родительских собраний

Групповые консультации для родителей; консультации по запросам родителей и индивидуальные встречи с родителями;

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их, и просто мечтать. Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.





У маленьких учеников

Спросил художников Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось - не сосчитать

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле,

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда все это подевалось?

В.Берестов









Литература:

1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С.

2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

4.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12