Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кумлинская СОШ им.Д.М.Шихмурзаева"
Творческий отчёт на заседании
муниципального МО учителей истории и обществознания
по теме
«Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания».
Подготовила:
учитель истории
Нурадилова Алия Рашидхановна
с.Терекли-Мектеб, 2018
Введение.
В течение нескольких лет я работаю над методической темой «Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания».
В своей работе я столкнулась со следующей проблемой: на уроках истории и обществознании учащимся приходится перерабатывать много информации, и это вызывает перенапряжение и усталость, что приводит к утере внимания и концентрации, снижению уровня усвоения материала. Вопросы сохранения здоровья школьников и повышение качества их образования относятся к числу актуальных проблем современной педагогической практики. От качества жизни в школе зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Мною было отмечено стремительное падение здоровья у обучающихся. Именно поэтому я и выбрала данную тему.
Цели работы:
организовать и стимулировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокий уровень качества образования;
развивать творческий потенциал ребёнка, применяя ИКТ технологии;
сформировать способность действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества.
формирование потребности в здоровом образе жизни у обучающихся, которая позволит им стать состоявшимися и успешными.
В процессе работы я столкнулась со следующими противоречиями:
между традиционными формами, методами и приёмами обучения и необходимостью использования новых приёмов по формированию познавательного интереса учащихся и развитию потребности в здоровом образе жизни;
между интенсивностью обучения учащихся и сохранением здоровья обучающихся;
между традиционным подходом к обучению и необходимостью воспитать самостоятельную личность;
между стремлением личности к творчеству, самовыражению и обязательным планом и режимом общеобразовательной школы.
Актуальность опыта заключается в том, что в настоящее время в педагогическом сообществе осознана важность и необходимость воспитания полноценной, здоровой личности. Предполагается отношение к ученику как неповторимой, цельной личности. Актуальность данного вопроса подтверждается «Законом об образовании» и «Концепцией развития школы», где насущной задачей, стоящей перед школой, является формирование у каждого школьника активной жизненной позиции и воспитание потребности в здоровом образе жизни через его пропаганду на уроках истории и обществознания.
Сущность опыта заключается в создании на всех этапах обучения предпосылок для возникновения у учащихся потребности в активной творческой деятельности, формировать понимание важности здорового образа жизни.
При создании своей системы работы я опираюсь на работы Игоря Павловича Волкова, Игоря Петровича Иванова, Генриха Сауловича Альтшуллера. В их работах значимыми для меня выступили следующие идеи:
необходимость выявления, учёта и развития творческих способностей учащихся;
развитие познавательных и творческих способностей каждого ребёнка;
обучение творческой деятельности;
ознакомление с приёмами творческого воображения;
сохранение здоровья обучающихся.
Оценка эффективности педагогической деятельности.
Эффективность образовательного процесса – это соотнесённость полученных результатов с целями.
Для проверки успешности реализации темы «Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания » были избраны следующие критерии и показатели:
Критерии | Показатели | Результат |
Сформированность познавательного интереса учащихся. | Познавательная активность. | Наблюдается повышение познавательного интереса учащихся. |
Отношение к предмету. | Рейтинг учебных предметов. | 25% учащихся устойчиво отдаёт предпочтение истории и обществознании, особенно в 10 – 11-х классах. На первое место при ранжировании ставит обществознание тоже 25% учащихся. Таким образом, предпочтение истории и обществознании отдают 50% учащихся. Это говорит о высоком уровне интереса к указанным предметам, положительном отношении обучающихся к предмету. |
Развитие творческих способностей детей. | Творческая активность. Воображение. Развитость мышления. | Отсутствие боязни при создании творческих работ. Развивается интерес к заданиям творческого характера. Активизируется мыслительная деятельность. Развивается воображение. Дети активно участвуют в творческих конкурсах. Интерес к чтению. Воспитывается внимательное отношение к слову. |
Сформированность творческого потенциала. | 1.Мышление конкретное-абстрактное. 2.Зависимость от групп- самостоятельность. 3.Робость-склонность к риску. 4.Практичность-богатое воображение. 5.Консерватизм-склонность к новаторству. | Повысился уровень самостоятельности, богатого воображения, склонности к новаторству, |
Результат успеваемости. | Обученность. Качество знаний. | Стабильность результатов обучения. Стопроцентная обученность Высокое качество знаний. |
Уровень самостоятельности. | Самостоятельность. | Повысился уровень самостоятельности. |
Уровень формирования здорового образа мысли | Отношение к вредным привычкам. | Повысился уровень негативного отношения к курению и алкоголизму. |
Из всего этого следует, что использование ИКТ на уроках истории и обществознания, способствует развитию творческих способностей детей, стимулирует познавательную деятельность учащихся, а так же помогает применению здоровьесберегающих технологий.
Проектная часть.
В дальнейшей своей педагогической деятельности буду продолжать работу по формированию познавательного интереса на уроках истории и обществознания, с помощью применения ИКТ, а так же продолжу работу по выработке методов применения здоровьесберегающих технологий, но наряду с традиционными методами обучения в старших классах планирую развитие проектной деятельности исследовательского характера.
Цели:
сформировать интерес к исследовательской работе;
развивать творческий потенциал, читательскую наблюдательность;
сформировать умение творчески применять знания;
развивать умение использовать ИКТ.
Прогнозирование результатов обучения.
1. Сформируется устойчивый интерес к творческой исследовательской работе.
Дети освоят основные элементы проектной деятельности.
Научатся обобщать, делать вывод, формировать оценочные позиции.
Смогут познать себя, свои возможности.
Произойдёт развитие творческого потенциала ребёнка.
6. Приучатся к самостоятельной работе с информацией.
7. Научатся решать творческие исследовательские проблемы с заранее
неизвестным решением.
8. Возрастёт активность учащихся в творческих конкурсах, литературно –
поисковых экспедициях и иных мероприятиях школьного, районного уровня с выходом на более высокий уровень.
Прогнозирование собственной деятельности.
1. Познакомлю учащихся с видами ученических проектов в зависимости от объекта исследования.
2.Разработаю алгоритм проектной исследовательской деятельности.
4. Познакомлю со структурой проектной работы.
5. Организую индивидуальные консультации по каждой теме.
6. Совместно с каждым учащимся определим путь исследования, выберем методы, необходимые для работы с информацией.
7. Разработаю систему критериев оценки работ учащихся.
Обязательные условия:
Виды ученических проектов в зависимости от объекта исследования.
1. Проекты, в которых анализируется развитие современного общества (Глобальные проблемы и роль России в их разрешении)
2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких позиций (Роль РКП (б) в Великой Отечественной войне).
3. Проекты, предполагающие интеграцию обществознания и географии.
(Экономика России в переломные 90-е гг.)
4. Исследования, посвящённые изучению жизни выдающихся людей Тамбовщины и Никифоровского района. (Наша гордость – наши земляки).
5. Работы, посвящённые пропаганде здорового образа жизни (Особенности здорового образа жизни народов России)
Алгоритм исследовательской деятельности.
Определить проблему и объект исследования
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
Планирование деятельности по реализации проекта.
Сбор информации и её структурирование.
Творческая работа учащихся с статьями, монографиями по заданной проблеме.
Повторное обращение к теме и переосмысление её результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме.
Проведение социологических опросов, исследование отношения учащихся к данной проблеме.
Оформление работы. Создание презентации.
Самоанализ и самооценка.
Защита.
Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию.
Структура работы.
Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предлагается решить, выдвижение гипотезы, продолжительность проекта и его задачи, продукты, оборудование;
Основная часть (даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается точка зрения, проводится анализ материала, делаются обобщения).
Заключение: делаются выводы, идёт опровержение или подтверждение гипотезы в конце работы прилагается список использованной литературы.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://area7.ru/metodic-material.php?5969
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/metod-proektov-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniya-0
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/library/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-istorii
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104471