Министерство образования Республики Саха (Якутия) МКУ «Управление образования Среднеколымского улуса» МБОУ «Ойусардахская средняя общеобразовательная школа имени С. Н. Горохова» Региональная научно – практическая конференция «Колымский исследователь имени В. А. Роббек»
«Применение приемов и методов мнемотехники
в школьных предметных областях»
Выполнила: Винокурова Илона
ученица 9 класса
МБОУ «Ойусардахская средняя общеобразовательная школа
имени С. Н. Горохова»
Республика Саха (Якутия)
Среднеколымский улус,
с. Ойусардах.
с. Ойусардах, 2019 г.
Целью моего исследования является применение методов мнемотехники в в школьных предметных областях.
Объект исследования : связь методов мнемотехники с предметными областями.
Предмет исследования: приемы и методы мнемотехники
Гипотеза исследования: постоянное развитие памяти способствует
эффективному и быстрому усвоению изучаемого материала.
Задачи:
- показать применение разных методов мнемотехники в учебных предметах
- вызвать стремление к быстрому запоминанию разной информации;
- сравнить запоминание информации до и после ознакомления с приемами;
- познакомить с результатами исследований родителей, учителей и
самих обучающихся
Методы исследования: работа с учебно-познавательной литературой, интернет ресурсами, составление ребусов с использованием эмоджи,
беседа с обучающимися, тестирование, анализ результатов тестирования.
Актуальность: постоянно развивая память, мы можем достичь больших успехов.
Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
«Мнемоника» введена Пифагором Самосским в 6 веке до н.э.
Первым, сохранившийся труд по мнемонике, приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучали, разрабатывали и преподавали Джордано Бруно, Петра Рамус, Перкинс, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адам Бруксий, Лейбниц, Бэкон, Декарт.
Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.
В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти.
26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15000 телефонных номеров 10 городов Китая.
Доминик О’Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» Элстри. 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43,59 секунды
Школьникам
и студентам
В жизни
Ораторам
Кому нужны мнемотехники?
Для сохранения
здоровья
Деловым людям
Приемы мнемотехники
Прием «цепочка»
Апельсин, кефир, докторская колбаса, молоток, гвозди, шляпа,, мыло, салфетки
Прием «матрешка»
Хлеб, молоко, ватман, клей, жевачка, свеча, перчатки, пакет .
Прием «символизации»
Фактор – образ «Трактор»;
ками (япон. «волосы») – «Камин»; куби (япон. «шея») – «Кубик»;
штат Аляски – «Коляска»;
деверь (родственник) – «Дверь».
Четыре мнемотехники, которые помогут справиться с уроками
Любая мнемотехника базируется на 5 простых правилах (нужно соблюдать хотя бы одно, но лучше несколько):
1. То, что надо запомнить, должно быть связано с нами. Мы говорим: «Я что-то делаю…».
2. Образ, который у вас появится, должен быть нелогичным.
3. Ассоциация должна быть смешной.
4. Чем более абсурдным или абстрактным будет образ — тем лучше.
5. Когда запоминаете, постарайтесь связать предмет с первой ассоциацией, которая приходит в голову.
Метод Цицерона или система римской комнаты.
Метод Аткинсона.
Например, вам нужно выучить все моря, которые омывают Россию. Найдите карту России, выпишете названия, и по одному начинайте привязывать их к предметам в комнате. Рассуждайте так: «Черная дверь, пусть это будет черное море, деревянная рама картины напоминает лапти, значит станет морем Лаптевых, легкий тюль у открытого окна свяжите с Белым морем». У каждого будут свои ассоциации и образы. Экспериментируйте, используйте мнемотехнику и результат не заставит себя ждать.
Метод Аткинсона хорош для изучения иностранных языков. Например, вам нужно запомнить слово «oak» (читается «оак» —
с английского «дуб»). Находите в русском фонетическую ассоциацию. Это может быть слова «око» или «окно». Далее привязываете эту ассоциацию с предметом, который обозначает это слово: окно сделано из дуба. Когда вам нужно будет вспомнить, как будет по-английски «дуб» вы легко сделаете, восстановив цепочку ассоциаций.
Метод пиктограммы и анимации.
Метод карточек.
В стихотворения Пушкина, Мандельштама, Есенина нужно подставлять «эмоджи» (картинки наподобие смайликов) вместо слов.
Например, на одной стороне написано «признаки параллельных прямых», на обратной — непосредственно эти признаки (односторонние углы в сумме равны 180, накрест лежащие углы равны и соответственные углы равны).
.
89679285565
первую цифру пишем 8, так как у всех оно есть,
затем 96 это номер домашнего телефона Тарасовой Анны, моей сестры,
79 это номер Еремеевых - пенсионеры,
28 это номер Винокуровой Розалии, она работает в магазине,
55 – тетя Варя, она продает молочные изделия,
65 Лаптев Данил наш школьный гитарист - барабанщик
Число Пи
3.1415926535897932384626433832…
«Раз у Анны и Илоны распороли мы перины, белый пух летал, кружился, куражился, замирал, ублажился, нам же дал, головную боль старух. Ух опасен пуха дух. Пух разлегся нам на ресницы, доверяясь будто наслаждение … »
Число Пи до 100 знаков
3.14 1592653589793238462643383279502884197169399375105820974944592307816406286208998628034825342117067
Число Пи до 122 знаков
3. 14 15 92 65 35 89 79 32 38 46 26 43
ОНН БИВ ВВА ЛВД ВМН ВЕГ ЕРИ ОАИ ОУБ ЛНЕ ВЛА ТМК
38 32 79 50 28 84 19 71 69 39 93 75
ОУБ ОАИ ЕРИ УЗТ ВРА СБК КЕЕ АДМ ТМА ЖВД БЕА ЛВЕ
10 58 20 97 49 44 59 23 07 81 64 06
ФЕД ДУГ ТЕЕ ЗМИ ОЕЕ НАА ВАД ДЭС БМД ГАС КАС ЕГР
28 62 08 99 86 28 03 48 25 34 21 17
ВРА ЛТП КГИ ВЕН ЖЕН ВРА ВНД ОНЕ ГМН ОСШ СМА ОВН
06 79
ЕГР ЕРИ
Вычисление в уме, читая стихотворение .
34+56+57+89+45
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет налево песнь заводит,
Направо сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит.
Фамилия, имя
класс
В. Петя
октябрь
Ж.Эрхан
ноябрь
О. Люба
январь
Г. Рома
В .Ксения
март
Б. Андрей
В. Дима
Метод пиктограммы в стихотворении
Мороз и солнце день чудесный
Еще ты дремлешь друг прелестный
Пора красавица проснись
Открой сомкнуты него взоры
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
Что ищет он стране далекой
Что кинул он в стране родном
Играют волны ветер свищет
И мачта гнется и скрИпит
Увы. Он счастия не ищет
И не от счастия бежит
Под ним струя светлей лазури
Над ним луч солнца золотой
А он мятежный просит бури
как будто в бурях есть покой
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет налево песнь заводит,
Направо сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит.
В лесу родилась елочка
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зеленая была.
Метель ей пела песенку
Спи елочка бай-бай.
Мороз снежком укутывал
Смотри не замерзай.
Метод Цицерона география
Например, вам нужно выучить все моря, которые омывают Россию. Найдите карту России, выпишете названия, и по одному начинайте привязывать их к предметам в комнате. Рассуждайте так: «Черная дверь, пусть это будет черное море, деревянная рама картины напоминает лапти, значит станет морем Лаптевых, легкий тюль у открытого окна свяжите с Белым морем». У каждого будут свои ассоциации и образы. Экспериментируйте, используйте мнемотехнику и результат не заставит себя ждать.
- Черное море- черная дверь
- Красное море-похоже на красные розы в моем пододеяльнике
- Желтое море-похожа на лучики солнца
- Мертвое море-
- Белое море - белый тюль у окна
- Море Лаптевых-деревянная картина похожа на лапти, она будет у нас морем Лаптевых.
Метод Аткинсона с предметом английского языка
1.КОНТУРНАЯ КАРТА СТРАНЫ.
СТРАНА
НЕМОЙ
2.НЕМОГО СИЛОЙ ЗАСТАВИТЬ ГОВОРИТЬ.
ЩЕКА
3.ЧИКАСТАЯ ЩЕКА
4.КАЙФ ЖИТЬ
ЖИЗНЬ
5.РОДИТЕЛЬСКАЯ ПАРА.
РОДИТЕЛИ
6. ИЗ ПРИНЦА В КНЯЗЯ
КНЯЗЬ
7.ТОПКА ПЕЧИ.
ПЕЧЬ
8.ЛЕТОМ ЕДУ НА МАШИНЕ «ХАММЕР».
ЛЕТО
СЛАДОСТЬ
9.ФИТНЕС ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ ОТ ПЕРЕЕДАНИЯ СЛАДОСТЕЙ.
АПЕЛЬСИН
10.ОРАНЖЕВЫЙ АПЕЛЬСИН
1.КОНТУР
2.СИЛОЙ
1.COUNTRY
3.ЧИКА
2.SILENT
4.КАЙФ
3.CHEEK
5.ПАРА
4.LIFE
6.ПРИНЦ
5.PARENTS
7.СТОП ТОП
6.PRINCE
8.ХАММЕР
7.STOVE
9.ФИТНЕС
8.SUMMER
10.ОРАНЖЕВЫЙ
9.SVEETNESS
10.ORANGE
Метод карточек для запоминания заданий ОГЭ
Математика часть 1 – 20
Часть 2 – 6
Русский язык 15
Информатика часть 1 - 18, часть 2 -2
Химия часть 1 - 15
Часть 2 - 4
Часть 3 -3
2
1
3
6
4
5
9
7
10
8
11
12
14
13
15
16
17
18
21
20
19
22
25
23
26
24
Математика 26
3
4
2
Нахождение значения выражения
5
6
7
9
10
8
11
12
14
13
15
16
18
17
21
19
20
22
25
23
26
24
1
3
4
Выбор правильного ответа, соответствующей задаче
Нахождение значения выражения
5
6
7
9
10
8
11
12
14
13
15
16
18
17
21
19
20
22
25
23
26
24
1
2
4
3
Выбор правильного ответа
Нахождение значения выражения
5
6
7
10
Вычисление вероятности событий
8
11
12
14
13
15
16
18
17
21
19
20
22
25
23
26
24
5
4
3
1
2
9
10
7
8
6
15
11
13
14
12
РУССКИЙ ЯЗЫК - 15
РУССКИЙ ЯЗЫК - 15
5
4
3
1
2
9
10
8
7
6
15
11
13
14
12
РУССКИЙ ЯЗЫК - 15
5
4
3
Изло
2
жение
10
9
7
8
6
15
11
13
14
12
РУССКИЙ ЯЗЫК - 15
5
4
3
1
2
9
10
8
7
6
сочинение
11
13
14
12
ИНФОРМАТИКА - 20
5
4
3
1
2
9
10
8
7
6
15
11
13
14
12
16
20
18
17
19
ХИМИЯ - 22
3
1
2
4
5
8
7
6
9
10
13
11
12
14
15
18
16
19
20
17
22
21
Выводы
Использование и применение разных методов мнемотехники в обучении школьных предметов позволяет качественному усвоению любого материала и тем самым приводит к успешной сдаче экзаменов. Также можно лучше запомнить любую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое.
Спасибо за внимание!