СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Применение технологии ролевой игры"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад " Применение технологии ролевой (деловой) игры при обучении сестринскому процессу"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Применение технологии ролевой игры"»

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«Применение технологии ролевой (деловой) игры при обучении сестринскому процессу в педиатрии»








Подготовила Серебренникова О.В.























Севастополь – 2016




В соответствии с ФГОС СПО, обучение должно быть направлено на подготовку конкурентно-способного специалиста, обладающего профессиональными и общими компетенциями, коммуникативными навыками.

Одним из эффективных путей формирования профессиональной и коммуникативной компетенции посредством активизации обучения являются игровые методы, позволяющие непосредственно включить процесс обучения сестринскому процессу в педиатрии в модель будущей трудовой деятельности студентов. Основные интересы обучаемых лежат именно в сфере их специальности, и они чаще всего рассматривают клинические дисциплины как средство расширения своих деловых контактов, профессиональных умений в профессионально-трудовой сфере. Для создания и развертывания ситуации профессиональной деятельности должны быть созданы необходимые условия, которые обеспечивают ролевые игры.

Учебная ролевая (деловая) игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствование их речи как средство профессионального общения.

В основе учебной ролевой игры лежат общеигровые элементы:

- наличие ролей;

- ситуации, в которых происходит реализация ролей;

- различные игровые предметы.

Однако, в отличие от других игр, в том числе и игр обучающего характера, ролевая игра обладает, наряду с перечисленными игровыми элементами, индивидуальными, присущими только этому виду учебной работы чертами, без наличия которых игра не может считаться ролевой (деловой) деловой:

- моделированием в игре, приближенным к реальным условиям профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых,

- поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего,

- наличием конфликтных ситуаций,

- обязательной совместной деятельностью участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли,

- описанием объекта игрового имитационного моделирования,

- контролем игрового времени,

- системой оценки хода и результатов игры,

- заранее разработанной и используемой в данной игре правилами, регулируемыми ход игры,

- элементом соревнования.


Практический опыт использования ролевых (деловых) игр в процессе обучения сестринскому процессу в педиатрии позволил сформулировать ряд позитивных моментов:

- повышается интерес к занятиям по дисциплине «Сестринский процесс в педиатрии», мотивация к дальнейшему клинических дисциплин, к освоению инновационных знаний;

- возникает больший интерес обучающихся к проблемам, которые моделируются и разыгрываются на занятиях;

- происходит усвоение информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;

- накопленный в процессе игры опыт дает возможность правильно оценивать возможные реальные ситуации.


Основными целями деловой игры на клинических дисциплинах являются: развитие у студентов культуры профессионального взаимодействия, овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации и методами решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

1. Деловая игра должна базироваться на реальном материале, отражающем конкретную ситуацию общения в профессионально-трудовой сфере.

2. Участие обучаемых в организации и проведении деловой игры активизирует их мыслительную деятельность, повышает творческую активность, так как позволяет им на деле применить свои знания по клиническим дисциплинам.

3. Существенный момент в ролевой (деловой) игре – ее проблемность. Конечно, и в профессионально-трудовой сфере есть ряд типичных ситуаций, однако здесь чаще, чем в какой-либо другой области, возникают проблемные ситуации, требующие оперативного решения. Большую методическую ценность представляют деловые игры, стимулирующие возникновение все новых и новых ситуаций общения. Такие деловые игры позволят привлечь как можно большее число обучаемых к участию в ней.

4. В деловой игре одними из ведущих являются принципы совместной деятельности и диалогического общения участников, последовательная реализация которых обеспечивает активное развертывание содержания этой игры. В деловой игре участники самоутверждаются не только как личности, но и, прежде всего, как специалисты в трудовой деятельности.

Каждый тип игры отличается спецификацией целей, на достижение которых направлены усилия ее участников. Предложенные типы ролевых игр охватывают весь диапазон ситуаций, возникающих в процессе профессионального общения.

Анализируя принципы разработки и применения ролевых игр в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа, можно сделать вывод о том, что в них не только сохраняются, но и значительно дополняются и совершенствуются следующие характеристики деловых игр: ситуативность, тематичность, моделирование естественного речевого общения, осуществление учебной деятельности посредством игровой, коллективная деятельность, реализация принципа воспитывающего обучения.

При проведении деловой игры преподаватель выполняет роль «администратора»: направляет общение, выводит его из тупика, создает новые проблемы (если не реализованы все речевые возможности коммуникантов), изменяет направление игры посредством введения новых участников и т. д. При этом исправляются только те ошибки, которые затрудняют или нарушают коммуникацию. Исправление происходит путем подсказки правильного варианта. На оценочном этапе преподаватель выслушивает мнение «группы экспертов», следивших за ходом игры, но не участвовавших в ней: достигнуты ли цели игры или нет, какие другие более эффективные пути достижения этих же целей возможны и др. Далее преподаватель сам подводит итог, завершив его оценкой корректности участников коммуникации.

Таким образом, в подготовке деловой игры выделяют следующие этапы:

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

2. Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.

3. Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников деловой игры.

4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному, а к конкретному студенту или группе.

5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра.


Обратимся к реализации метода ролевой игры при обучении студентов медицинского колледжа специальности «Лечебное дело». Предлагаем провести игру «Прием и регистрация больного». В игре участвуют несколько студентов: врач, медицинские сестры и больной. Фельдшер осматривает пациента и решает вопрос о его госпитализации. Медицинская сестра измеряет температуру тела больного, оформляет «Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации», расспрашивая пациента, вносит все данные о нём (ФИО, домашний адрес, диагноз направившего учреждения, диагноз приемного отделения, куда направлен больной). Другая медицинская сестра заполняет «Медицинскую карту стационарного больного». Осмотрев больного, фельдшер записывает в историю болезни результаты осмотра, назначенное лечение, а на титульном листе указывает способ санитарной обработки и транспортировки, а также наименование или номер отделения, куда должен быть госпитализирован больной.

В игре «Измерение температуры больного» студенты разыгрывают ситуации: проводят дезинфекцию медицинских термометров; измеряют температуру больного максимальным и моментальным термометром; записывают показания термометра в постовом температурном листе больного.

В деловой игре «Инъекции» одна группа студентов разыгрывает ситуацию проведения внутрикожной инъекции, устно описывая каждый ее этап. Вторая группа участников игры демонстрирует ситуацию подкожной инъекции, рассказывая о ходе процедуры. Третья группа проводит внутримышечную инъекцию, четвертая группа – внутривенную инъекцию, описывая последовательность каждого действия медицинской сестры.


На старших курсах в подготовленной аудитории предлагаем смоделировать ситуации международной научной конференции по медицинским инновациям, участниками которой являются студенты. Как известно, задача учебной конференции – полностью моделировать настоящую научную встречу как одну из форм научной коммуникации. Докладчики предварительно представляют председателю конференции тему своего выступления, касающегося инноваций в сестринском деле («Новые лекарственные средства», «Новые виды транспортировки больных», «Инновационные виды проведения инъекций»), и краткие термины для составления программы ведения конференции. Перед началом конференции участникам предлагается заполнить регистрационные карточки участников.












































Литература


  1. Володина Л.В. деловое общение и основы теории коммуникации. – М. 2008.

  2. Гольдштейн Я.В. Метод активизации как условие повышения эффективности педагогической деятельности // Активизация учебной деятельности / Под ред. Г.А. Китайгородской. – М., 1982. – Вып. 2. – С. 45-53.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ИЦ «Академия», 1999. – 272 с.

  4. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения. [Электронный ресурс] http://www.businessmag.ru/ publishing/ksupp/ businessgame/

  5. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. – М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
































РОЛЕВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ

«Болезни новорожденных, связанные с проблемами инфицирования»


Количество учебных часов – 1 час


  1. Обоснование

Ролевая игра – одна из ведущих форм активного обучения в медицинском колледже, которая позволяет формировать у обучающихся не только профессиональные, но и коммуникативные навыки.

Ролевая игра – модель многих аспектов деятельности медсестры, которая имитирует как чисто профессиональные ситуации, так и необходимые организаторские функции, а также и условия общения с коллегами, пациентами их родственниками. Ролевая игра проводится в качестве заключительного контроля знаний навыков и умений, которые сформированы в процессе обучения на лекции в ходе самостоятельной работы студентов на практическом занятии. Решение ситуационных задач в форме ролевой игры используется с целью расширения знаний о практической деятельности медсестры, является закреплением практических умений в соответствии с ожидаемым результатом.

Обучающиеся определяют пути решения, согласно алгоритму действий; представляют результат работы малых групп.

Преподаватель, организуя учебное взаимодействие членов групп достигает обобщение и закрепление полученных знаний.

Итогом является выявление полноты выполненных и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.


2. Методическая цель

Использование активных методов закрепления и контроля знаний, умений, навыков в ходе формирования ПК и ОК у обучающихся.

  1. Учебные цели:

Знать:

  • Этапы сестринского процесса;

  • Структуру детской поликлиники и обязанности участковой медсестры;

  • Структуру детских стационаров;

  • Обязанности медсестры различных функциональных подразделений медсестры детского отделения;

  • Знать правила личной безопасности;

  • Знать документацию детской поликлиники и детского стационара;

  • Знать методику сестринского обследования.

Уметь:

  • Проводить сестринское обследование новорожденных;

  • Планировать сестринский уход;

  • Осуществлять сестринские вмешательства;

  • Обучать родителей уходу за ребенком;

  • Проводить беседы с родителями.

Воспитательная цель – воспитывать чувство профессиональной ответственности за жизнь и здоровье ребенка при проведении лечения и ухода за ними.


4. Подготовительный этап

1. Знакомство участников с общей целью, задачами, построением сценария ролевой игры.

2. Распределение ролей между участниками игры:

3.Место действия - отделения патологии новорожденных ДГБ (КДП).

4.Оснащение ролевой игры: оборудование для проведения.


5. Подведение итогов

Занятие заканчивается анализом всех этапов ролевой игры.

Преподаватель вместе с арбитром дает оценку деятельности каждого участника игры, раскрывает вопросы, которые были недостаточно освещены и поэтому требуют дополнительной работы.

Индивидуальные результаты участников игры преподаватель заносит в учебный журнал в виде оценок по пятибалльной системе.