СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Проблемное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад Проблемное обучение может быть использован при подготовке выступления на педсоветея. на заседании ШМО.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Проблемное обучение»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановская многопрофильная гимназия №15

имени В.А. Сухомлинского»








Доклад по теме:

«Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

















Выполнила:

учитель начальных классов

Сухомлинова И.В.


«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

В. А. Сухомлинский.

Наше современное общество нуждается в человеке, который много знает, умеет, а главное – который умеет думать. На сегодняшний день в современной школе перед учителями встают вопросы: Как увлечь ребёнка? Как формировать умение учиться? Как развить интерес к учёбе, к знаниям? Как формировать и развивать у детей универсальные учебные действия?

Американский профессор, педагог, философ Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра». Меняется жизнь, культура, меняются люди. В связи с этим и меняются способы взаимодействия. Сегодняшняя школа готовит детей для завтра.

В наше современное время учёные, педагоги, воспитатели пришли к мнению, что традиционные формы и способы обучения подрастающего поколения устарели. Современных учеников надо прежде всего удивить, заинтересовать, завлечь. Это не так уж просто сделать. Учителю нужно приложить усилия, чтобы помочь каждому ученику в классе ощутить свою причастность к предмету, свою значимость. У учащихся должен не только пробуждаться интерес к знаниям, но и должна возрастать потребность в более полном, глубоком и прочном их усвоении. Должна развиваться инициатива и самостоятельность в работе. Учащиеся в процессе обучения должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но и стремиться развивать свои познавательные способности, свои творческие силы.

Изменения в современном обществе требуют пересмотра как содержательных, так и методических направлений образования. К сожалению, у детей снижается интерес к учению по ряду причин:

- низкий уровень интеллектуального развития детей;

- низкий психологический и педагогический уровень образования родителей учеников;

- педагогическая запущенность детей;

- недостаточное развитие познавательных процессов;

- большинство детей соматически ослабленные.

Всё это создаёт трудности в обучении учащихся. Младшие школьники пока ещё не готовы учиться «для самих себя». Некоторые из детей учатся за похвалу, за оценку, некоторые – за подарки, за деньги. Но всем этим мотивам приходит конец. Учителю необходимо именно на основе познавательного интереса формировать учебную мотивацию ребёнка. Ему должна нравиться и увлекать его деятельность, должна быть доступна для него.

Делать одно и тоже каждый урок не вызывает интереса у ребёнка. Но если дети имеют возможность на каждом уроке решать для себя посильные задачи самостоятельно, то это вызовет интерес в их деятельности.

Русская писательница Эмилия Борисовна Александрова писала: «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие».

В современной школе обучение строится от ученика. Учитель теперь не информатор, а организатор учебного процесса, в котором преобладает сотрудничество, обеспечивается мотивационное обучение ребёнка, развивается их самооценка и самоанализ. Сложился новый тип отношений в современной школе – «учитель-ученик».

Главная задача при использовании проблемного обучения заключается в следующем:

- на основе формирования учебной деятельности воспитывать и развивать личность;

- через ситуацию успеха создавать условия для роста личностных достижений;

- формировать меж предметные и мета предметные компетенции у обучающихся.

Для ребёнка важно на уроке делать для себя маленькие открытия. У него появляется чувство гордости, значимости. Да и знания, полученные таким образом не забудешь никогда. Технология проблемного обучения способствует творческому усвоению знаний ребёнка.

Ещё одной важной особенностью проблемного обучения является такая организация совместной учебной деятельности учеников и учителя, где присутствует деловое сотрудничество, организуется дискуссионное размышление, поддерживающее мнение и позицию ученика как индивида. Таким образом формируется информационная компетенция учащихся. Школьники испытывают чувство собственного открытия в науке, переживают радость успеха, творчества. Это стимулирует их на проявление нового творчества на последующих этапах обучения и рождает новый успех. Творчески усваивая знания, ученики сами формулируют правила, делают выводы, обобщения, а затем сравнивают свои результаты с учебником. Это делает более запоминающимся и понятным исследуемый и изученный ими материал.

Принцип проблемного обучения сближает процесс обучения процессами творческого мышления, познания, исследования.

Проблемная ситуация интересна для ребёнка ещё и тем, что ему нужно решить какие-либо трудные задачи для себя, но у него мало данных и он вынужден сам искать их.

Проблемные ситуации классифицируют по различным критериям:

  • По области научных знаний, учебных дисциплин – русскому языку, математике, окружающему миру и т. д.

  • По направленности на поиск недостающего нового – новых способов действия, новых знаний, возможности применения известных знаний, приёмов в новых условиях.

  • По уровню проблемности – очень острые противоречия, противоречия средней остроты, противоречия неявно выраженные или слабо выраженные.

  • По типу и характеру содержательной стороны противоречий – противоречия между житейскими представлениями и научными знаниями, противоречия между неожиданным фактом и неумением его объяснить и т. п.

Основное звено проблемной ситуации – это противоречия.

Американский психолог и педагог Джон Дьюи предлагает пять способов создания проблемных ситуаций:

  • Подвести детей к противоречию и предложить им самим найти решение.

  • Столкнуть противоречия практической деятельности.

  • Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

  • Предложить рассмотреть явление с различных позиций.

  • Побудить делать сравнения, обобщения и выводы.

Современная теория проблемного обучения выделяет десять дидактических способов создания проблемных ситуаций:

  1. Побудить учеников к теоретическому объяснению фактов, явлений, внешнего несоответствия между ними.

  2. Использовать ситуации, которые возникают при выполнении учениками учебных задач, которые возникают на практике, т. е. в процессе их жизнедеятельности.

  3. Нахождение новых путей практического применения учащимися изученного факта, явления, умения или навыка.

  4. Побудить учащихся к анализу фактов и явлений действительности, которые порождают противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями.

  5. Выдвигать гипотезы, формулировать выводы и их проверять опытным путём.

  6. Побудить учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению теорий, явлений, фактов, которые порождают проблемные ситуации.

  7. Побудить учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе уже имеющихся знаний.

  8. Ознакомить учащихся с фактами, которые привели к постановке научных проблем в истории науки.

  9. Для расширения диапазона проблемных ситуаций организовать меж предметные связи.

  10. Переформулировка вопросов и задач.

Чтобы достигнуть максимальной эффективности учебного процесса, постановка проблемных задач может осуществляться с учётом дидактических и логических правил:

  • Проблемная ситуация должна содержать посильное познавательное затруднение.

  • Для развития творческих способностей учащихся проблемная ситуация имеет абстрактную ценность. Однако лучшим вариантом является совмещение с усвоением новых знаний, умений и навыков. Это служит образовательным целям и благоприятно мотивируют учащихся.

  • Проблемная ситуация должна вызывать у детей интерес своей нестандартностью, необычностью, неожиданностью.

Из проблемной ситуации может быть четыре выхода:


    • Учитель сам ставит и решает проблему.

    • Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения.

    • Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием или с помощью учителя.

    • Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают её без помощи учителя, но под его руководством.

Итак, основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении таких ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя. Учитывается самостоятельность учеников и направляющее руководство учителя. В процессе такой деятельности учащиеся овладевают знаниями и общими принципами решения проблемных задач

Чтобы успешно применять проблемные ситуации в обучении, нужно соблюдать ряд условий и дидактических приёмов на отдельных этапах проведения уроков.

Перед тем, как запланировать проблемное изучение определённой темы, нужно выяснить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. Учитывается специфика содержания изучаемого материала, его сложность, характер: описательный материал или материал, требующий анализа, обобщения, выводов.

Чтобы создавать проблемные ситуации, педагог должен владеть специальными методическими приёмами. Такие приёмы имеют общую специфику в каждом учебном предмете.

Кандидат педагогических наук Валентина Николаевна Максимова предлагает следующие приёмы обобщённого характера.

      • Предварительные домашние задания. Характер домашних заданий различен: наблюдение, выполнение практических действий, анализ произведения и т. д. Такие задания дают возможность поставить на уроке такие учебные проблемы, к которым учащиеся подошли самостоятельно, которые столкнули их с реальными познавательными проблемами во время выполнения домашних заданий.

      • Постановка предварительных заданий на уроке. Эти задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Предварительные задания развивают мыслительную деятельность учеников во время восприятия нового материала, активизируют внимание, повышают интерес к познанию, делают восприятие детей более целенаправленным и увлекательным.

      • Использование учащимися жизненных наблюдений и экспериментов. Дети осознают неточности в своих знаниях и представлениях. Это вызывает потребность в новых знаниях.

      • Решение экспериментальных и теоретических познавательных задач. Условия таких задач могут быть составлены с таким расчётом, чтобы ребёнок овладел:

- навыками решения творческих и экспериментальных задач; - приёмами умственной деятельности и мыслительными операциями; - существенными понятиями, закономерностями науки, а также способами оперирования ими. Такие проблемно-познавательные задачи дадут возможность ребёнку получить не только новые знания, но и новые способы познания.

      • Задания с элементами исследования. Они позволяют учащимся отрабатывать отдельные этапы поиска, приобщают их к методам научного исследования. Такие задания помогают овладеть ученикам определёнными умениями и навыками, которые необходимы для того, чтобы самостоятельно решать проблемные вопросы. Также подобные задания вызывают проблемные ситуации, которые связаны с более частными вопросами содержания.

      • Создавать ситуации выбора. Такая ситуация возникнет, если: - «столкнуть» различные точки зрения; - использовать задачи с избыточными данными; - использовать из нескольких способов наиболее рациональные.

      • Предложение выполнить практические действия. Такие проблемные ситуации возможны, когда ученикам предлагают выполнить действия, которые на первый взгляд, не вызывают затруднений.

      • Постановка проблемных вопросов, организация дискуссий. Учитель, выдвигая перед учениками проблемный вопрос, организует вокруг него дискуссию. Возникает проблемная ситуация. Для обучающихся вопрос будет проблемным, если он интересный, новый, если он содержит в себе противоречия и может быть разрешён при напряжении умственных сил. Высказывания учеников бывают не только различные, иногда и противоположные, что усиливает проблемности в ситуации, активизирует поиск.

      • Использование меж предметных связей. В. Н. Максимова разработала методические пути реализации проблемного обучения с использованием меж предметных связей:

- для решения проблемных вопросов на уроке привлекать знания детей по разным предметам;

- поставить проблемный вопрос меж предметного плана на уроке по одному предмету, а решать его на уроке другого предмета;

- провести серии уроков по разным предметам, которые будут нацелены на решение одной важной проблемы;

- разработать систему поисковых самостоятельных работ, которые требуют привлечения знаний из других предметов;

- проводить специальные уроки, в которых раскрываются взаимосвязи наук, изучаемые смежными предметами;

- систематически повторять одни и те же проблемы на разном конкретном материале в разных классах и при изучении разных тем;

- давать исследовательские задания.

Для создания проблемных ситуаций возможны различные методические приёмы. Они должны вызывать познавательную активность и познавательную потребность учащихся, возбуждать познавательный интерес детей. Любой приём создания проблемной ситуации имеет свои индивидуальные особенности и вносит такие дополнительные моменты, которые стимулируют интерес к поискам нового и которые способствуют пониманию и решению проблемы, возникающей в учебном процессе. Учителю, чтобы обучать детей проблемно, необходимо знать различные типы проблемных ситуаций, а также обще дидактические и специфические для каждого учебного предмета пути их создания.

На сегодняшний день выделяют два основных наиболее используемых вида создания проблемных ситуаций: проблемный вопрос и проблемная задача.

В начальной школе часто используется такой приём, как – помоги сказочному герою найти ошибки и исправить их; или – проверь, как выполнил задание сказочный персонаж. Для детей роль учителя, который даёт задание и проверяет работу, привлекательна. Они любят выступать в роли учителей. Такой приём активизирует мыслительную деятельность учеников, а также развивает внимание и интерес.

Следующий приём – в заданиях, выполненных верно «найти ошибки». Ученикам необходимо самим правильно решить задачу, чтобы проанализировать готовое решение. Сравнив и проанализировав решение такой задачи, дети приходят к выводу, что решение было выполнено верно. В некоторых случаях школьник сам может допустить ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда приходит на помощь учитель и другие ученики класса.

Следующий приём – даётся правильное решение одной задачи разными способами. Детям предлагается – найти «верное» решение. Ученикам нужно проанализировать все способы решения задачи; доказать, что все способы верны и выбрать из всех предложенных вариантов наиболее рациональный и доступный.


Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность школьников в процессе обучения; помогает обеспечить такое деятельное состояние мозга, которое будет являться обязательным и необходимым условием для образования новых связей. В связи с этим, проблемная ситуация рассматривается как одно из главных условий для возникновения познавательной потребности. Она помогает ученикам осознать тему урока при обучении, которую специально организует педагог. Главное преимущество такого осознания заключается в том, что проблема не ставится извне, а возникает у самого ученика во время его деятельности. Это приводит к тому, что мотивы школьника совпадают с целью решения проблемы. В таком случае деятельность обучающегося приобретает целенаправленный, активный характер. Учёт индивидуальных возможностей ребёнка позволяет проанализировать условия, при которых возникает и решается проблемная ситуация.

При проблемном обучении дети учатся работать в парах, группах, коллективе. Они умеют сотрудничать, когда решают учебные задачи; оказывают помощь друг другу и объясняют трудные моменты. Дети учатся высказывать своё личное мнение, не боятся быть осмеянными, если их мнение отлично от мнения других учеников и учителя. Они умеют дискутировать и доказывать свою точку зрения.

Школьники овладевают навыками планирования учебной деятельности по разрешению трудных ситуаций; умеют проводить исследования, анализ, сравнение; выделяют главное, классифицируют, обобщают. Для самостоятельности усвоения знаний дети обращаются к словарям, энциклопедиям, справочникам. Они с большим интересом выполняют логические и проблемные задания, задания повышенной трудности, порой находя свои оригинальные решения.

Итак, если учитель применяет в учебном процессе проблемные ситуации, то это помогает ему выполнять важную задачу школьного обучения – активизировать познавательную деятельность обучающихся с целью повышения познавательных мотивов.