Проектная деятельность в начальной школе
Доклад подготовила :
Зандынова Н . Ц .
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 37
г . Улан - Удэ
Проектная деятельность – вопросы и проблемы …
- какова роль учителя ?
- проект и урок : вместе или врозь ?
- персональные или групповые проекты :
что эффективней ?
- какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности ?
- что такое « принцип проживания » ?
- « подводные камни » проектного метода ?
- на каких уроках лучше всего работает метод проектов ?
Что такое проект ?
- Проект – это метод обучения :
применяется на уроках и во внеклассной работе , при изучении любого предмета ;
ориентирован на достижение цели самих обучающихся ;
формирует невероятно большое количество умений и навыков ;
формирует опыт деятельности .
- Проект - это содержание обучения :
проектирование может стать основой профильных спецкурсов .
- Проект - форма организации учебного процесса :
полноценный проект « не вписывается » в уроки – проектная деятельность снова может стать альтернативной классно - урочному обучению .
- Проект - особая философия образования :
философия цели и деятельности ;
философия результатов и достижений .
Роль учителя
- повышает мотивацию учащихся , поддерживая , поощряя и направляя их в сторону достижения цели .
- обладает знаниями и умениями в нескольких областях .
- организует доступ к ресурсам , к другим специалистам .
- особенно в вопросах планирования времени .
- организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей .
всего группового процесса .
- дает четкий анализ результатов выполненного проекта .
Проект и урок : вместе или врозь ?
- Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются , как правило , в ходе внеклассной деятельности .
- Проект « не вписывается » в рамки урока . Более эффективными оказываются проекты , занимающие 4 - 7 уроков , когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно ( индивидуально или в группах ) выполняют тот или иной этап работы над проектом , отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока .
Последние два урока ( спаренные ) используются для презентации подготовленных проектов .
Персональные или групповые проекты : что эффективней ?
Преимущества
персональных проектов
Преимущества
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью ;
групповых проектов
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы , предлагающие различные пути решения проблемы - этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта ;
полноценно формируется чувство ответственности ;
формируются навыки сотрудничества ;
приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта ;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне ;
формируются такие важнейшие общеучебные умения и навыки как исследовательские , презентационные , оценочные
каждый учащийся наиболее активно включен в определенный этап работы в зависимости от своих умений и навыков ( повышается самооценка )
Общеучебные умения и навыки , формирующиеся в процессе проектной деятельности
- умение осмыслить задачу , для решения к - рой недостаточно знаний ;
- умение отвечать на вопрос : чему нужно научиться для решения поставленной задачи ?
- Исследовательские умения :
- умение самостоятельно генерировать идеи , т . е . изобретать способ действия , привлекая знания из различных областей ;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле ;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта ;
- умение выдвигать гипотезу , находить несколько вариантов решения проблемы , устанавливать причинно - следственные связи .
- Навыки оценочной самостоятельности .
- Умения и навыки работы в сотрудничестве :
- умения коллективного планирования ;
- умения взаимодействовать с любым партнером ;
- умения взаимопомощи в группе при решении задач ;
- навыки делового партнерского общения ;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы .
- Менеджерские умения и навыки :
- планировать деятельность , время , ресурсы ;
- принимать решения и прогнозировать их последствия , анализировать собственную деятельность .
- умение вести дискуссию ;
- отстаивать свою точку зрения , находить компромисс ;
- навыки интервьюирования , устного опроса .
- Презентационные умения и навыки :
- навыки монологической речи , артистические умения ;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении ;
- умение отвечать на незапланированные вопросы .
Что такое « принцип проживания » ?
« …задача школы состоит не только в том , чтобы подготовить ребенка к жизни , но и в том , чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас . Ведь полноценная , обогащающая ценностным личностным опытом жизнь « сегодняшнего дня » - лучшая подготовка к жизни « завтрашнего дня » … »
Именно правильно организованная проектная деятельность позволяет реализовать принцип проживания - осуществить абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения .
Каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой , с обязательным определением роли каждого учащегося , которую он должен прожить , а не сыграть в ходе проекта .
« Подводные камни » проектного метода
- Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс .
- Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат .
- Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности .
На каких предметах лучше всего « работает » метод проектов
Целевая направленность учебных предметов
предметы , формирующие систему
специальных и общеучебных
знаний и умений
предметы , ориентированные
на формирование
компетентностей
родной язык , литература ,
история , география , биология ,
химия , физика , математика
иностранные языки ,
изо , технология ,
информатика , экология ,
граждановедение
метод проектов имеет относительно
низкую эффективность .
Реализация проектной деятельности по этим
дисциплинам лучше происходит во внеклассной
деятельности в форме межпредметных проектов
преподавание данных дисциплин требует
введения метода проектов как
в классно - урочную , так и во внеурочную
деятельность учащихся
Проект - это 6 П
- ПРОБЛЕМА
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ( планирование )
- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
- ПРОДУКТ
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- ПОРТФОЛИО ( папка , в которой собраны все рабочие материалы проекта , в том числе черновики )
Формы продуктов проектной деятельности
- Web – сайт ;
- Анализ данных социологического опроса ;
- Атлас ;
- Атрибуты несуществующего государства ;
- Бизнес – план ;
- Видеофильм , видеоклип ;
- Выставка ;
- Газета , журнал ;
- Законопроект ;
- Игра ;
- Карта ;
- Коллекция ;
- Макет , модель , костюм ;
- Музыкальное произведение ;
- Мультимедийный продукт ;
- Оформление кабинета ;
- Пакет рекомендаций ;
- Письмо в … ;
- Праздник ;
- Прогноз ;
- Серия иллюстраций ;
- Сказка ;
- Сравнительно –сопоставительный анализ ;
- Статья ;
- Сценарий ;
- Учебное пособие ;
- Экскурсия .
Виды презентаций проектов
- Воплощение ( в роль человека ,
одушевленного или неодушевленного
существа ) ;
- Деловая игра ;
- Демонстрация видеофильма ;
- Диалог исторических или литературных персонажей ;
- Игра с залом ;
- Инсценировка реального или вымышленного события ;
- Научная конференция ;
- Отчет исследовательской экспедиции ;
- Путешествие ;
- Реклама ;
- Ролевая игра ;
- Соревнования ;
- Спектакль ;
- Спортивная игра ;
- Телепередача ;
- Экскурсия .
Развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности . Вопрос в том , чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности , которые были бы адекватны возрасту . Так в начальной школе проектом может быть рисунок , композиция , изделие выполненные своими руками .
Внешний результат проекта можно увидеть , осмыслить , применить в реальной практической деятельности .
Внутренний результат - опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося , соединяя в себе знания и умения .
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов , а проблемы эти можно брать только из окружа - ющей действительности , из жизни .