СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Проектная деятельность в начальной школе".»

Проектная деятельность  в начальной школе Доклад подготовила : Зандынова Н . Ц . учитель начальных классов МАОУ СОШ № 37 г . Улан - Удэ

Проектная деятельность в начальной школе

Доклад подготовила :

Зандынова Н . Ц .

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 37

г . Улан - Удэ

Проектная деятельность –  вопросы и проблемы …  какова роль учителя ?  проект и урок : вместе или врозь ?  персональные или групповые проекты : что эффективней ?  какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности ?  что такое « принцип проживания »  ?  « подводные камни » проектного метода ?  на каких уроках лучше всего работает метод проектов ?

Проектная деятельность – вопросы и проблемы …

  • какова роль учителя ?
  • проект и урок : вместе или врозь ?
  • персональные или групповые проекты :

что эффективней ?

  • какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности ?
  • что такое « принцип проживания » ?
  • « подводные камни » проектного метода ?
  • на каких уроках лучше всего работает метод проектов ?

Что такое проект ? Проект – это метод обучения :  применяется на уроках и во внеклассной работе , при изучении любого предмета ;  ориентирован на достижение цели самих обучающихся ;  формирует невероятно большое количество умений и навыков ;  формирует опыт деятельности . Проект - это содержание обучения :  проектирование может стать основой профильных спецкурсов . Проект - форма организации учебного процесса :  полноценный проект « не вписывается » в уроки – проектная деятельность снова может стать альтернативной классно - урочному обучению . Проект - особая философия образования :  философия цели и деятельности  ;  философия результатов и достижений .

Что такое проект ?

  • Проект – это метод обучения :

применяется на уроках и во внеклассной работе , при изучении любого предмета ;

ориентирован на достижение цели самих обучающихся ;

формирует невероятно большое количество умений и навыков ;

формирует опыт деятельности .

  • Проект - это содержание обучения :

проектирование может стать основой профильных спецкурсов .

  • Проект - форма организации учебного процесса :

полноценный проект « не вписывается » в уроки – проектная деятельность снова может стать альтернативной классно - урочному обучению .

  • Проект - особая философия образования :

философия цели и деятельности ;

философия результатов и достижений .

Роль учителя  -  повышает мотивацию учащихся , поддерживая , поощряя и направляя их в сторону достижения цели .   -  обладает знаниями и умениями в нескольких областях .   - организует доступ к ресурсам , к другим специалистам .  -  особенно в вопросах планирования времени .  - организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей .  всего группового процесса .   -  дает четкий анализ результатов выполненного проекта .

Роль учителя

- повышает мотивацию учащихся , поддерживая , поощряя и направляя их в сторону достижения цели .

- обладает знаниями и умениями в нескольких областях .

- организует доступ к ресурсам , к другим специалистам .

- особенно в вопросах планирования времени .

- организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей .

всего группового процесса .

- дает четкий анализ результатов выполненного проекта .

Проект и урок :   вместе или врозь ? Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются , как правило , в ходе внеклассной деятельности .  Проект « не вписывается » в рамки урока . Более эффективными оказываются проекты , занимающие 4 - 7  уроков , когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно ( индивидуально или в группах ) выполняют тот или иной этап работы над проектом , отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока .  Последние два урока (  спаренные ) используются для презентации подготовленных проектов .

Проект и урок : вместе или врозь ?

  • Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются , как правило , в ходе внеклассной деятельности .
  • Проект « не вписывается » в рамки урока . Более эффективными оказываются проекты , занимающие 4 - 7 уроков , когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно ( индивидуально или в группах ) выполняют тот или иной этап работы над проектом , отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока .

Последние два урока ( спаренные ) используются для презентации подготовленных проектов .

Персональные или групповые проекты :  что эффективней ?  Преимущества персональных проектов Преимущества  план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью ; групповых проектов  в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы , предлагающие различные пути решения проблемы - этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта ;  полноценно формируется чувство ответственности ; формируются навыки сотрудничества ;  приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта ;  проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне ;   формируются такие важнейшие общеучебные умения и навыки как исследовательские , презентационные , оценочные  каждый учащийся наиболее активно включен в определенный этап работы в зависимости от своих умений и навыков ( повышается самооценка )

Персональные или групповые проекты : что эффективней ?

Преимущества

персональных проектов

Преимущества

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью ;

групповых проектов

в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы , предлагающие различные пути решения проблемы - этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта ;

полноценно формируется чувство ответственности ;

формируются навыки сотрудничества ;

приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта ;

проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне ;

формируются такие важнейшие общеучебные умения и навыки как исследовательские , презентационные , оценочные

каждый учащийся наиболее активно включен в определенный этап работы в зависимости от своих умений и навыков ( повышается самооценка )

 Общеучебные умения и навыки ,  формирующиеся в процессе  проектной деятельности   Рефлексивные умения :  -  умение осмыслить задачу , для решения к - рой недостаточно знаний ;  - умение отвечать на вопрос : чему нужно научиться для решения поставленной задачи ? Исследовательские умения :  -  умение самостоятельно генерировать идеи , т . е . изобретать способ действия , привлекая знания из различных областей ;  - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле  ;  -  умение запросить недостающую информацию у эксперта ;  - умение выдвигать гипотезу , находить несколько вариантов решения проблемы , устанавливать причинно - следственные связи  . Навыки оценочной самостоятельности .

Общеучебные умения и навыки , формирующиеся в процессе проектной деятельности

  • Рефлексивные умения :

- умение осмыслить задачу , для решения к - рой недостаточно знаний ;

- умение отвечать на вопрос : чему нужно научиться для решения поставленной задачи ?

  • Исследовательские умения :

- умение самостоятельно генерировать идеи , т . е . изобретать способ действия , привлекая знания из различных областей ;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле ;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта ;

- умение выдвигать гипотезу , находить несколько вариантов решения проблемы , устанавливать причинно - следственные связи .

  • Навыки оценочной самостоятельности .
Умения и навыки работы в сотрудничестве :  - умения коллективного планирования ;  - умения взаимодействовать с любым партнером ;  - умения взаимопомощи в группе при решении задач ;  - навыки делового партнерского общения ;  - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы . Менеджерские умения и навыки :  - планировать деятельность , время , ресурсы ;  - принимать решения и прогнозировать их последствия , анализировать собственную деятельность . Коммуникативные умения :  - умение вести дискуссию ;  - отстаивать свою точку зрения , находить компромисс ;  - навыки интервьюирования , устного опроса . Презентационные умения и навыки :  - навыки монологической речи , артистические умения ;  - умение использовать различные средства наглядности при выступлении ;  - умение отвечать на незапланированные вопросы .
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве :

- умения коллективного планирования ;

- умения взаимодействовать с любым партнером ;

- умения взаимопомощи в группе при решении задач ;

- навыки делового партнерского общения ;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы .

  • Менеджерские умения и навыки :

- планировать деятельность , время , ресурсы ;

- принимать решения и прогнозировать их последствия , анализировать собственную деятельность .

  • Коммуникативные умения :

- умение вести дискуссию ;

- отстаивать свою точку зрения , находить компромисс ;

- навыки интервьюирования , устного опроса .

  • Презентационные умения и навыки :

- навыки монологической речи , артистические умения ;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении ;

- умение отвечать на незапланированные вопросы .

Что такое « принцип проживания »  ?   « …задача школы состоит не только в том , чтобы подготовить ребенка к жизни , но и в том , чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас . Ведь полноценная , обогащающая ценностным личностным опытом жизнь « сегодняшнего дня »  - лучшая подготовка к жизни « завтрашнего дня » … »  Именно правильно организованная проектная деятельность позволяет реализовать принцип проживания  - осуществить абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения .   Каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой ,  с обязательным определением роли каждого учащегося , которую он должен прожить , а не сыграть в ходе проекта .

Что такое « принцип проживания » ?

« …задача школы состоит не только в том , чтобы подготовить ребенка к жизни , но и в том , чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас . Ведь полноценная , обогащающая ценностным личностным опытом жизнь « сегодняшнего дня » - лучшая подготовка к жизни « завтрашнего дня » »

Именно правильно организованная проектная деятельность позволяет реализовать принцип проживания - осуществить абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения .

Каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой , с обязательным определением роли каждого учащегося , которую он должен прожить , а не сыграть в ходе проекта .

« Подводные камни »  проектного метода Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс . Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат . Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности .

« Подводные камни » проектного метода

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс .
  • Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат .
  • Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности .
На каких предметах лучше всего « работает »  метод проектов Целевая направленность учебных предметов предметы , формирующие систему специальных и общеучебных знаний и  умений  предметы , ориентированные на формирование компетентностей родной язык , литература , история , география , биология , химия , физика , математика иностранные языки , изо , технология , информатика , экология , граждановедение метод проектов имеет относительно низкую эффективность . Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше происходит во внеклассной деятельности в форме межпредметных проектов преподавание данных дисциплин требует введения метода проектов как в классно - урочную , так и во внеурочную деятельность учащихся

На каких предметах лучше всего « работает » метод проектов

Целевая направленность учебных предметов

предметы , формирующие систему

специальных и общеучебных

знаний и умений

предметы , ориентированные

на формирование

компетентностей

родной язык , литература ,

история , география , биология ,

химия , физика , математика

иностранные языки ,

изо , технология ,

информатика , экология ,

граждановедение

метод проектов имеет относительно

низкую эффективность .

Реализация проектной деятельности по этим

дисциплинам лучше происходит во внеклассной

деятельности в форме межпредметных проектов

преподавание данных дисциплин требует

введения метода проектов как

в классно - урочную , так и во внеурочную

деятельность учащихся

Проект - это 6 П ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ( планирование ) ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРОДУКТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ПОРТФОЛИО ( папка , в которой собраны все рабочие материалы проекта , в том числе черновики )

Проект - это 6 П

  • ПРОБЛЕМА
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ ( планирование )
  • ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
  • ПРОДУКТ
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  • ПОРТФОЛИО ( папка , в которой собраны все рабочие материалы проекта , в том числе черновики )
Формы продуктов  проектной деятельности Web – сайт ; Анализ данных социологического опроса ; Атлас ; Атрибуты несуществующего государства ; Бизнес – план ; Видеофильм , видеоклип ; Выставка ; Газета , журнал ; Законопроект ; Игра ; Карта ; Коллекция ; Макет , модель , костюм ; Музыкальное произведение ; Мультимедийный продукт ; Оформление кабинета ; Пакет рекомендаций ; Письмо в … ; Праздник ; Прогноз ; Серия иллюстраций ; Сказка ; Сравнительно –сопоставительный анализ ; Статья ; Сценарий ; Учебное пособие ; Экскурсия .

Формы продуктов проектной деятельности

  • Web – сайт ;
  • Анализ данных социологического опроса ;
  • Атлас ;
  • Атрибуты несуществующего государства ;
  • Бизнес – план ;
  • Видеофильм , видеоклип ;
  • Выставка ;
  • Газета , журнал ;
  • Законопроект ;
  • Игра ;
  • Карта ;
  • Коллекция ;
  • Макет , модель , костюм ;
  • Музыкальное произведение ;
  • Мультимедийный продукт ;
  • Оформление кабинета ;
  • Пакет рекомендаций ;
  • Письмо в … ;
  • Праздник ;
  • Прогноз ;
  • Серия иллюстраций ;
  • Сказка ;
  • Сравнительно –сопоставительный анализ ;
  • Статья ;
  • Сценарий ;
  • Учебное пособие ;
  • Экскурсия .
Виды презентаций проектов Воплощение ( в роль человека ,   одушевленного или неодушевленного  существа )  ; Деловая игра ; Демонстрация видеофильма ; Диалог исторических или литературных персонажей ; Игра с залом ; Инсценировка реального или вымышленного события ; Научная конференция ; Отчет исследовательской экспедиции ; Путешествие ; Реклама ; Ролевая игра ; Соревнования ; Спектакль ; Спортивная игра ; Телепередача ; Экскурсия .

Виды презентаций проектов

  • Воплощение ( в роль человека ,

одушевленного или неодушевленного

существа ) ;

  • Деловая игра ;
  • Демонстрация видеофильма ;
  • Диалог исторических или литературных персонажей ;
  • Игра с залом ;
  • Инсценировка реального или вымышленного события ;
  • Научная конференция ;
  • Отчет исследовательской экспедиции ;
  • Путешествие ;
  • Реклама ;
  • Ролевая игра ;
  • Соревнования ;
  • Спектакль ;
  • Спортивная игра ;
  • Телепередача ;
  • Экскурсия .
 Развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности . Вопрос в том , чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности , которые были бы адекватны возрасту . Так в начальной школе проектом может быть рисунок , композиция , изделие выполненные своими руками .  Внешний результат проекта можно увидеть , осмыслить , применить в реальной практической деятельности .  Внутренний результат  - опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося , соединяя в себе знания и умения .  На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов , а проблемы эти можно брать только из окружа - ющей действительности , из жизни .

Развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности . Вопрос в том , чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности , которые были бы адекватны возрасту . Так в начальной школе проектом может быть рисунок , композиция , изделие выполненные своими руками .

Внешний результат проекта можно увидеть , осмыслить , применить в реальной практической деятельности .

Внутренний результат - опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося , соединяя в себе знания и умения .

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов , а проблемы эти можно брать только из окружа - ющей действительности , из жизни .