СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе публикуется информация о проектной деятельности учащихся, видах проектов, правилах выбора темы проектов.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Проектная деятельность в начальной школе»

МБОУ «ООШ п.Тепловский Перелюбского муниципального района Саратовской области»











Доклад по теме:

«Проектная деятельность

в начальной школе»







Учитель начальных классов

Марченко Ирина Сергеевна













2024 г.

Проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как, самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.

Проект– это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, захватывая все аспекты жизни детей в школе и дома.

Классификация проектов по продолжительности:

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.

По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:

  • Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.

  • Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.

  • Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.

  • Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.

Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • Мотивационный Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.

  • Планирующий – подготовительный. Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.

  • Информационно – операционный Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.

  • Рефлексивно – оценочный. Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Проекты отличаются друг от друга:

  • Результатом:

  • — поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

  • — мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

  • Числом детей:

  • — индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

  • — работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

Формы продукта проектной деятельности и виды презентаций проектов:

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего его выбор – непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе.

Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, стенд, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник.

Презентации учебных проектов: деловая игра, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события, отчет исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы, соревнование, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.

Памятка начинающему исследователю:

  • Выбери тему исследования

  • Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  • Сделай выводы.

  • Оформи результаты своей работы.

  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даст возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.

Такими умениями и навыками являются:

1. Рефлексивные умения.

  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения.

  • Умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

  • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

  • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта.

  • Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

  • Умение выдвигать гипотезы.

  • Умение устанавливать причинно – следственные связи.

  1. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

  • Навыки коллективного планирования.

  • Умение взаимодействовать с любым партнером.

  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

  • Навыки делового партнерского общения.

  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  1. Менеджерские умения и навыки.

  • Умение проектировать процесс (изделие).

  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

  1. Коммуникативные умения.

  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.

  • Умение вести дискуссию.

  • Умение отстаивать свою точку зрения.

  • Умение находить компромисс.

  1. Презентационные умения и навыки.

  • Навыки монологической речи.

  • Умение уверенно держать себя во время выступления.

  • Артистические умения.

  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

  • Умение отвечать на незапланированные вопросы.



Правила выбора темы проекта



Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.



Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам проекта. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.



Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.



Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.



Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, особенно в 1-2 классах. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.



Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить до 1 месяца. В 3- 4 классе возможны долгосрочные проекты.



Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы проекта, но и формулировки и отбора материала для получения продукта проектной деятельности. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.



Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.



Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.



Мы начинали работу с несложных проектов, тем самым обеспечивая успех их выполнения учащимися. У детей появлялся стимул, вдохновение на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Метод проектной деятельности применяем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В чём достоинства метода проектов?

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

  • Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые ка­чества детей.

  • Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

  • Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям.

  • Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от­ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

В прошлом году учащиеся начальной школы сделали исследовательские проекты. «История приготовления одного каравая..» (ученица 4 класса Александрова Ясна), проект «Застолье» (ученик 2 класса Саидов Али).

Александрова Ясна представила свой проект по теме: «Хлеб-хлебушек! История приготовления одного каравая…» В этом проекте ученица наглядно показала, как раньше в старину наши прабабушки пекли замечательные хлебные караваи не на дрожжах, а на настоящей хлебной закваске. В старину пшеничная мука не была частым продуктом в простой семье. Поэтому закваску выводили из ржаной муки. Затем в течение недели закваску подкармливали смесью муки и воды. Закваска только была готова на 6-7 день. Вот какой длительный процесс приготовления был на Руси. Только потом можно было делать опару, которую оставляли на 8- 10 часов или на ночь. Затем начинали делать тесто. Ясна сама сделала закваску и поставила тесто, потом выпекла хлеб.

Саидова Эли, который рассказал о традициях чеченского застолья. В своем проекте поделился о том, какие чеченские национальные блюда готовит его мама и показал все наглядно. Чтобы приготовить разные блюда, хозяйке у плиты нужно простоять ни один час. Зато потом можно попробовать много вкусного. Стол символизирует достаток в семье и умение хозяйки справляться со своими обязанностями.

Бекабулова Амина ( ученица 1 класса) представила казахский национальный костюм.

В этом году нам представила исследовательский проект ученица 1 класса Дисалиева Мария по теме «Почему снег белый?» Работая над проектом, Мария провела опыты, с помощью которых выявила почему снег белый.

Макашов Самир работал над проектом « Как помочь птицам зимой?» В результате работы над проектом Самир узнал о зимующих птицах нашего края, выяснил , какой корм предпочитают разные виды птиц, каковы правила кормления зимующих птиц. И, конечно, сделал кормушку для птиц, которую повели возле школы, и дети покормили их. После этого другие учащиеся пожелали сделать кормушки для птиц самостоятельно и повесили их у себя во дворах.

В третьем классе ученики представили два проекта: первый представлен Нургалиевым Амиром под названием «Шарлотка», второй – Демьяновым Артёмом «Ах, ватрушки! Или как я приготовил ватрушки». Следует отметить, что мальчики сами выбирали, какое блюдо они желают приготовить. Каждый из них готовил своё блюдо самостоятельно впервые.

В работе над проектом нам помогало тесное сотрудничество с родителями, которое способствовало объединению детей, родителей и школы. Мы работали в атмосфере совместного творчества, дети были поглощены, заинтересованы работой. Каждый новый найденный факт активно обсуждался в группах, вызывал бурю положительных эмоций, это было собственное открытие детей и они испытывали при этом значимость результата, которого достигли, что побуждало их к дальнейшим открытиям.

На мой взгляд, к проектной работе можно отнести деятельность кружка «Ритм», который ведёт Александрова А.П. Это долгосрочный проект, где результатом является подготовленный танец. Ребята готовятся несколько месяцев: разучивают движения, выбирают костюмы, готовят их. В прошлом учебном году ребята готовили выступлениия к новогоднему празднику «Танец разбойников», где выступали только мальчики. И вальс на «Последний звонок», где выступали девочки. В этом учебном году девочки начальных классов подготовили «Танец кукол» и выступили с ним на новогоднем празднике. В целом, танец получился интнресный и красивый.

Я уверена, что проведённая работа поможет нашим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение. Мы стараемся готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам. И считаем метод проектов универсальным средством развития человека.


© 2024 86 0