«Профессиональная ориентация важнейшее условие социализации воспитанников школы-интерната»
Правильно выбранная профессия – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование. Любимая работа – это одно из важнейших условий человеческого счастья.
Одним из направлений моей воспитательной деятельности по социальной адаптации детей коренной национальности, по подготовке их к взрослой жизни, а также направленная работа по развитию личности является профессиональная ориентация воспитанников.
Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентационной работы с детьми в общеобразовательных учреждениях стала актуальной на сегодняшний день.
Подготовка молодежи к профессиональному самоопределению одна из важнейших педагогических и психологических проблем, этот вопрос (тема) всегда была актуальной социально-педагогической проблемой, от решения которой зависит качество работы будущих специалистов, дальнейшая жизнь выпускников школ, жизнь моих воспитанников.
Изучением особенностей и проблем профориентации детей занимаются многие отечественные ученые как А.К.Маркова, Г.С.Прыгин, Н.С. Пряжников, Т.В.Кудрявцев, Т.В.Черникова, Е.М.Климов.
Начало профориентации нередко относят к 1908 году – к моменту открытия первого профконсультационного бюро в городе Бостоне. Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, и, следовательно, потребность в ориентации на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине третьего тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов.
В третьем тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность.
Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме – система отбора и обучения гладиаторов.
Приведенные выше исторические данные это предыстория возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных рабочих масс.
Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей.
Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации.
Выбор профессии – один из важнейших актов, который совершает молодой человек в своем жизненном и профессиональном самоопределении. Помочь молодому человеку совершить профессиональный выбор в соответствии со своими способностями, интересами, склонностями и потребностями рынка труда призвана профориентация.
В социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации.
А.Е.Голомшток определяет профориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодежь в целях ее подготовки к сознательному выбору профессии.
Вот какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям».
Я выбрала для самообразовательной работы тему «Профессиональная ориентация важнейшее условие социализации воспитанников школы-интерната», над которой работаю второй год.
Вначале хотелось бы доказать актуальность, правомочность заявленной темы: действительно ли профориентация является важнейшим условием социализации?
Профессионально-ориентационная работа в школе традиционно служила делу развития трудовых ресурсов, обеспечению продуктивной, свободно избранной занятости граждан и предупреждению безработицы среди молодежи. Усиление социальной защищенности и повышение конкурентоспособности молодых людей на рынке рабочей силы всегда осуществлялись методами профориентации.
Традиционное школьное обучение, подкрепленное воспитательной работой профориентационной направленности, помогает старшеклассникам выбрать профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда.
Профориентация призвана обеспечить реалистичность притязаний молодых людей, усилить их ориентацию на развитие интеллектуальных, личностных социальных ресурсов, расширить диапазон профессиональной мобильности.
Вспомним, что социализация – это многогранный процесс установления связей человека с миром (обусловленный как биологическими предпосылками, так и условиями вхождения в социальную среду), который предполагает: а) социальное познание, социальное общение, овладение практическими навыками; б) усвоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей; в) активное переустройство окружающего природного и социального мира; г)изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Из определения мы видим, что целью социализации является превращение выпускника школы в полноценного члена общества.
Что же такое общество? Это не просто совокупность людей. В общество людей объединяет человеческая деятельность в различных ее видах и, прежде всего, материально-производственная (трудовая, профессиональная). Значит, полноценный член общества – это человек, нашедший свое место в системе общественного производства, на котором может принести наибольшую пользу, найдя применение своим интересам, склонностям, способностям, и получающий удовлетворение от своего труда.
Таким образом, профориентация является важнейшим условием социализации, цель которой является просвещение молодых людей в вопросах познания своих способностей (интеллектуальных, коммуникативных, личностных) и путей усиления тех своих качеств, которые будут способствовать успешному вхождению в современную социально-экономическую ситуацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что, проводя профессионально-ориентационную работу, я способствую успешному процессу адаптации детей коренной национальности во взрослой жизни, что действительно профориентация – это важнейшее условие успешной социализации воспитанников школы-интерната.
Используя индивидуально-дифференцированный подход в развитии профессионально-ориентационной направленности у воспитанников, поставила перед собой цель при помощи многолетнего ориентирования на сознательно правильный выбор будущей профессии, развивать социальную адаптивность ребят при выборе профессии в условиях современной рыночной экономики. Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, формированию нравственной, психической и практической готовности к труду.
С учетом поставленной цели определила конкретные задачи:
Выявление и развитие склонностей и способностей воспитанников;
Привлечение воспитанников в систему дополнительного образования;
Ознакомление с общей классификацией профессий;
Подготовка к профессиональному самоопределению;
Формирование общественно-ценных мотивов выбора профессии;
Предоставление воспитанникам максимального уровня сведений об интересующей профессии;
Оказание помощи в развитии именно тех черт характера и качеств, свойственные той или иной профессии, специальности;
Пропаганда профессий необходимых рынку труда.
Оканчивая школу, многие ребята оказываются перед выбором: куда пойти учиться дальше?
При выборе профессии наиболее часто встречаются следующие ошибки:
Выбор профессии за компанию;
Увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии;
Перенос отношения к человеку на саму профессию;
Незнание или неадекватная оценка своих психических и физических особенностей;
Неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.
Также воспитанники при выборе своего жизненного пути и его важной составляющей – профессия, руководствуются чужим мнением (друзья, родители), стремятся к шумной славе, большим деньгам или внешним атрибутам власти. Выпускников чаще привлекает «внешняя красивая оболочка» профессии, а о «внутреннем мире» зачастую не имеют представления.
А к чему же приводят ошибки выбора профессии? Давайте посмотрим на социальные последствия неправильного выбора профессии.
Для общества это:
- низкая производительность труда;
- производственный брак;
- нехватка кадров в некоторых отраслях;
- травматизм;
- текучесть кадров (низкий профессионализм);
- снижение роста благосостояния общества;
- нравственное обеднение общества.
Итак, неправильный выбор профессии ведет к экономическому и нравственному обеднению общества. Об экономическом обеднении хорошо сказал физиолог К.Х.Кекчеев: «Является аксиомой, многим лицам, к сожалению, еще не понятой, что производительность труда всей нации тогда будет ближе к максимуму, когда наибольшее число лиц занято в профессиях, соответствующих их особенностям».
Еще французский мыслитель Сен-Симон (1760-1825) писал, что причиной всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся признания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».
Для личности также существуют печальные последствия неправильного выбора профессии:
- невыполнение норм выработки, должностных обязанностей, выпуск брака;
- чрезмерное утомление, ухудшение здоровья, травматизм;
- замедление профессионального роста, так как человек не может реализовать свои способности;
- снижение роста благосостояния;
- частая смена мест работы, отсев на первых курсах учебных заведений;
- чувство неудовлетворенности, разочарование, психические расстройства.
Пополняются ряды неудачников в жизни. Неправильно выбранная профессия не позволяет человеку реализовать такую важную потребность, как потребность в самореализации, в самоактуализации. Наблюдаются тяжелые конфликты человека с самим собой. Неправильно выбранная профессия вызывает у человека чувство эмоциональной напряженности или, наоборот, безразличие и скуку. В этих случаях образовавшийся «вакуум» нередко заполняется различного рода «приключениями», пьянством, правонарушениями.
Вывод, который можно сделать из ранее сказанного: как готовим молодежь к жизни, так и живем! Школа должна осознавать свою долю экономической ответственности перед обществом. Через профессионально-ориентационную работу школа связывает систему образования с экономической системой, способствуя благополучию общества.
Функции профориентации:
социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определенной системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;
психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодежи;
медико-физиологическая – учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности;
экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются выпускники, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества:
принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;
принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии;
принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения.
принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности.
В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами, которые важно соблюдать для повышения эффективности данной деятельности:
Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения.
Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профессионально-ориентационная работа с 1 по 11 классы.
Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, нравственного, эстетического, правого и физического воспитания.
Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы – принцип предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
Дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация воспитанников по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые, будучи эффективными, в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с воспитанниками.
Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям региона в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
Предпосылки и становление профессионального самоопределения.
Дошкольник. Возраст сюжетно-ролевых игр. | Ребенок принимает на себя профессиональные роли: врача, продавца ит.д. Дети сообща производят труд взрослых при лечении, продаже и т.д. осваивают отношения в труде. Приобретают представления о необходимости трудиться, ее значимости во время бесед, рассматривании картинок, рассказов воспитателя, проводящего экскурсии. Сама трудовая деятельность дошкольников связана с игрой и служит средством развития личности. Форма организации труда зависит от возраста, уровня развития трудовых навыков и трудовых заданий. Воспитывается потребность трудиться. |
Младший школьник. Подражает значимым взрослым: родителям, учителям. | Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной и трудовой деятельности. На основе воссоздающего воображения дети обогащают свое представление о содержании различных видов труда, формируются умения понимать условность различных событий, воображать себя в определенной профессии. Профессионально окрашенные фантазии окажут в будущем определенное влияние на профессиональное самоопределение личности. |
Подросток. Возраст фантазий, мечты. | Подростки к профессиям относятся избирательно. Они свои мечты не соотносят с практической деятельностью. Мечтают заниматься интересной работой, иметь верных друзей, много путешествовать. Видят себя представителями той или иной привлекательной профессии. Мечтают о выдающемся положении: первопроходца, предпринимателя, банкира, врача и т.д. Мальчики-подростки ориентируются на мужественные профессии, где нужны сильная воля, смелость, выдержка (летчик, космонавт, автогонщик, спасатель и др.) Девочки-подростки ориентируются на профессии «настоящих женщин», обаятельных, популярных (певицы, модели). Ориентация на романтические профессии происходит под влиянием служб массовой информации. Телевидение, радио, кино эффективно действует на подростков, склонных к самовыражению, самоутверждению. Желаемое будущее сильно влияет на профессиональное самоопределение подростков. По мере интеллектуального развития подросток все больше интересуется условиями реальности. Но он еще не уверен в своих способностях. Постепенно к юности все больше внимания уделяет реальным обстоятельствам. Это этап пробного выбора. |
Ранняя юность. Необходимость решительного выбора профессионального самоопределения. | Если профессиональные планы подростков очень расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты, то в юности сделать необходимо решающий выбор. Это в первую очередь касается тех, кто оставляет школу и приступает к самостоятельной трудовой деятельности. К окончанию школы очень трудно выбрать профессию. Профессиональные намерения не определены. Романтические устремления в настоящем реализовать невозможно, возникает рефлексивный самоанализ: кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу быть? Основываясь на результатах самоанализа, прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение идет с точки зрения: а) Интересов оптанта (человека, выбирающего профессию). Интересно или неинтересно. «Я люблю исторические романы. Стану историком». Соотнесения с тем, где и как работать, - нет. Есть предмет размышления и конечный, но нет ни плана действия, ни способа достижения. Интересы оптанта стимулирует его больше заниматься этим предметом (историей). Учебные предметы в этот период разделяются на важные, нужные и неважные; б) Способностей оптанта. «У меня хорошо идет математика – не заняться ли ею». Нужно иметь в виду, что задатки способностей многоплановы. Даже великие люди находили себя не сразу. Выявление способностей оптанта подкрепляет его интересы к выбираемой профессии; в) Системы ценностей. «Хочу помогать людям: стану врачом». На этом этапе юноша обсуждает с осведомленными лицами ценности той или иной профессии. Практическое принятие решения включает в себя два компонента: 1.Определение уровня квалификации будущего труда, объем и длительность подготовки к нему. 2.Выбор специальности. Последовательность этих выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности: «Хочу заниматься медициной», а потом – уровень квалификации (быть ли врачом, фельдшером или медсестрой). Может быть и наоборот, сначала поступление в учебное заведение. Этот путь преобладает. Психологически более комфортно чувствует себя те юноши и девушки, которые продолжают общее образование или учатся в профессиональных техникумах, колледжах. Через профессиональное образование происходит учебно-профессиональное самоопределение. |
Профессионально-ориентационную работу в своей деятельности провожу в следующих направлениях:
Профпросвещение, – которое должно рассматриваться как обязательная часть образовательного минимума по профориентации. Какими знаниями должен владеть воспитанник, чтобы правильно решить проблему выбора профессии:
Знание о мире профессий. Здесь предлагается знакомство воспитанников с миром профессий. Знакомя ребят с профессией, надо обращать их внимание на требования, которые предъявляет профессия к человеку.
Знания о самом себе. Здесь важно объяснить воспитаннику, зачем ему знания о себе: знания о себе важны так же, как и знания обо всем, что его окружает. Они лежат в основе доверия к своим силам, адекватных притязаний на достижения в труде, служат необходимыми ориентирами при построении жизненных и профессиональных планов. На основе знаний о себе формируются новые побуждения к учебно-трудовой деятельности, саморазвитию, самовоспитанию.
Знание правил выбора профессии. Воспитанники должны знать принципы выбора профессии, условия оптимального выбора профессии, типичные ошибки и затруднения при выборе профессии, знать структуру построения личного профессионального плана и характеристику правильно построенного профплана.
Знание ситуации на рынке труда – важная и нужная информация при размышлениях о своем будущем. Увлечение только престижными профессиями вызывает переизбыток кадров, невозможность выпускников ВУЗов и ССУЗов трудоустроиться, что вызывает разочарование и необходимость переучиваться на профессию, более востребованную на рынке труда.
Знание системы профессионального образования. Система профессионального образования последнее время претерпела значительные изменения. Крайне важно знать нынешнее положение вещей, чтобы грамотно продумать путь получения выбранной профессии. Для этого должно проходить знакомство воспитанников со справочниками по ПТУЗам, ССУзам, ВУЗам.
Для эффективной работы по профпросвещению необходимо соблюдение следующих условий:
- положительное отношение к восприятию профориентационного материала;
- материал по своему содержанию должен отвечать возрастным и образовательным особенностям воспитанников;
- материал должен быть объективным и всесторонним;
- формы подачи материала должны быть разнообразными.
Профориентационный материал преподаю своим воспитанникам через наглядность – уголок по профориентации «Мой выбор», специальные информационные стенды «Мы тоже были выпускниками», реферативная работа «Профессии моих родителей», альбомы иллюстративного материала, выставки творческих работ. Также успешно использую метод профессиографии.
Метод профессиографии – он ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон (в результате профессиограммирования составляются профессиограммы, или сводки данных о конкретном процессе труда и его организации). Важность метода профессиографии объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития.
Также использую такие методы работы: различные мероприятия – экскурсии на предприятия и промышленные объекты города с предэкскурсионной установочной беседой с воспитанниками, которая включает следующие вопросы: какие рабочие действия характерны для профессии, какие психологические процессы (память, внимание, мышление) и какие органы чувств несут большую нагрузку. Реализую свою деятельность по профориентации традиционными формами работы: беседы «Кем бы нам в дальнейшем стать?», профориентационные игры «Спящий город», информационные лектории «Первый учитель», воспитательные часы «Профессии. Зачем? Для чего?», диспуты, уроки-конференции «Как проявить себя и свои способности», КВНы, встречи со специалистами. Представителя профессии также необходимо предварительно подготовить к беседе с ребятами. Он должен осветить заранее поставленные перед ним вопросы: почему он любит свою профессию, благодаря чему он успешно работает и т.д.
Профдиагностика - мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, повышение эффективности обучения и воспитания.
Квалифицированная помощь в диагностике профессиональных предпочтений помогает воспитанникам понять свои психологические особенности и соизмерить их с требованиями будущей профессии.
Диагностическая работа должна быть направлена на различные аспекты личности: «Диагностика личностных особенностей», «диагностика профессиональных интересов», «Диагностика саморегуляции», «Диагностика социальной направленности», «Диагностика когнитивных особенностей (память, внимание, мышление) и т.д. В процессе занятий использую разнообразные формы и методы работы: групповая дискуссия, тестирование, игровые методы, мини-лекции, тренинги, рефлексию, творческие задания. Воспитательная деятельность по профориентационному направлению начинается с методов изучения познавательной сферы старшеклассников: анкетирование – стандартизированные анкеты: «Анкета старшеклассника» Б.А.Федоришина, «Карта интересов» А.Е.Голомштока, «Ориентировочно-диагностическая анкета» С.Я.Карпиловской; опросники – разработанные Е.А.Климовым «Дифференциально-диагностический опросник», «Профессионально-диагностический опросник».
По итогам диагностики совместно с психологом готовлю рекомендации для воспитанников, оказываю консультативную помощь, планирую работу, направленную на решение проблемы.
Активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации.
Профессиональное консультирование по различным вопросам становится в современных условиях развития общественного производства особенно актуальным видом деятельности.
Смысл и назначение профконсультационной помощи понимаются по-разному. Н.С.Пряжников дает более современное толкование смысла профконсультационной помощи и поддержки. Это, считает он, «постепенное формирование у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив», «или, говоря иначе, готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла».
Большую роль в активизации профессионального самоопределения играют групповые формы профконсультации. Эффективность групповых технологий консультирования для решения проблем профессионального самоопределения убедительно доказал Н.С.Пряжников.
Также в своей деятельности по профориентационной работе я использую индивидуальную форму профконсультации как совместную деятельность с воспитанником о наилучшем начале профессионального пути. Индивидуальная профконсультационная работа раскрывает широкие возможности целенаправленного воздействия на личность воспитанника не только в целях профориентации, но и в целях ее общего формирования.
Профконсультация может проходить по следующим видам:
Справочно-информационная консультация – сообщает о содержании и характере труда той или иной профессии, о путях получения профессии, условиях поступления, сроках подготовки.
Диагностическая консультация – изучение интересов и склонностей воспитанников с целью их развития, выявления их соответствия избираемой профессии. Совместная работа с психологом.
Медицинская – обращает внимание ребят на важность медицинского аспекта выбора профессии, определения состояния здоровья, переориентации на другую профессию, если это необходимо, которая более соответствует здоровью. Совместная работа с медицинским персоналом.
Особенности организации и проведение индивидуальной профконсультации с воспитанниками (приложение).
Профвоспитание включает в себя следующие задачи:
формирование потребности в профессиональном самоопределении;
осознание ценности честного труда;
готовность своим трудом приносить пользу обществу;
положительное отношение к различным видам труда;
готовность к самоотдаче при реализации жизненных целей.
Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных
групп клиентов и реальной профориентационной помощи
по каждой из этих групп.
Образовательно-возрастная группа | Типичные ожидания и проблемы | Основные акценты профориентационной помощи |
Дошкольники | Выбор кружков (часто выбирают родители). Интерес к наиболее ярким профессиям (которые «на виду»). Интерес к профессиям родителей. Стремление попробовать себя (в игровой деятельности). | Помощь в выборе кружков (работа с родителями). Увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей (но: не надо навязывать знания о неинтересных для ребенка профессиях). Проигрывание профессий (с целью осознания их смысла и общественного значения). |
Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 классы) | Интерес к модным (ярким) профессиям. Стремление увязать с профессиями учебные предметы. Выбор кружков, секций. | Увлекательные рассказы об интересующих профессиях. Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях). |
Учащиеся 8-9 классов | Проблема «куда пойти учиться после 9-го класса?» Более конкретный интерес к профессиям. Появление интереса к профессиональным учебным заведениям. Интерес к своей профессиональной пригодности. | Помощь в самопознании. Основной акцент на ценностно-смысловых сторонах профессионального труда. Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений. |
Учащиеся 10-11-х классов | Выбор профессии Выбор учебного заведения Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности Стремление к более конкретному выбору профессии | Основной акцент на ценностно-смысловой стороне самоопределения Профинформационная помощь (акцент на особенностях поступления в профессиональные учебные заведения) Проигрывание различных вариантов выбора |
Выпускники школ | Конкретный (окончательный) выбор профессии | Помощь в конкретном выборе профессии Формирование альтернативных вариантов профессионального пути |
Успешность профессионального самоопределения личности во многом зависит от развитого профессионального самосознания и такого его компонента, как профессиональная Я-концепция (представление о себе как субъекте профессиональной деятельности), что выражается в адекватной самооценке своей профессиональной пригодности, а также от сформированной профессиональной направленности.
По мнению Д. Е. Сьюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке, и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом.
Профессиональная Я-концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Таким образом, многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями.
Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.
Д.Сьюпером выделены стадии профессионального развития. Весь профессиональный путь Д.Сьюпер разделил на этапы:
этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться Я-концепция. В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится, и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.
этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры.
Предпосылки и становление профессионального самоопределения.
Дошкольник. Возраст сюжетно-ролевых игр. | Ребенок принимает на себя профессиональные роли: врача, продавца ит.д. Дети сообща производят труд взрослых при лечении, продаже и т.д. осваивают отношения в труде. Приобретают представления о необходимости трудиться, ее значимости во время бесед, рассматривании картинок, рассказов воспитателя, проводящего экскурсии. Сама трудовая деятельность дошкольников связана с игрой и служит средством развития личности. Форма организации труда зависит от возраста, уровня развития трудовых навыков и трудовых заданий. Воспитывается потребность трудиться. |
Младший школьник. Подражает значимым взрослым: родителям, учителям. | Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной и трудовой деятельности. На основе воссоздающего воображения дети обогащают свое представление о содержании различных видов труда, формируются умения понимать условность различных событий, воображать себя в определенной профессии. Профессионально окрашенные фантазии окажут в будущем определенное влияние на профессиональное самоопределение личности. |
Подросток. Возраст фантазий, мечты. | Подростки к профессиям относятся избирательно. Они свои мечты не соотносят с практической деятельностью. Мечтают заниматься интересной работой, иметь верных друзей, много путешествовать. Видят себя представителями той или иной привлекательной профессии. Мечтают о выдающемся положении: первопроходца, предпринимателя, банкира, врача и т.д. Мальчики-подростки ориентируются на мужественные профессии, где нужны сильная воля, смелость, выдержка (летчик, космонавт, автогонщик, спасатель и др.) Девочки-подростки ориентируются на профессии «настоящих женщин», обаятельных, популярных (певицы, модели). Ориентация на романтические профессии происходит под влиянием служб массовой информации. Телевидение, радио, кино эффективно действует на подростков, склонных к самовыражению, самоутверждению. Желаемое будущее сильно влияет на профессиональное самоопределение подростков. По мере интеллектуального развития подросток все больше интересуется условиями реальности. Но он еще не уверен в своих способностях. Постепенно к юности все больше внимания уделяет реальным обстоятельствам. Это этап пробного выбора. |
Ранняя юность. Необходимость решительного выбора профессионального самоопределения. | Если профессиональные планы подростков очень расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты, то в юности сделать необходимо решающий выбор. Это в первую очередь касается тех, кто оставляет школу и приступает к самостоятельной трудовой деятельности. К окончанию школы очень трудно выбрать профессию. Профессиональные намерения не определены. Романтические устремления в настоящем реализовать невозможно, возникает рефлексивный самоанализ: кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу быть? Основываясь на результатах самоанализа, прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение идет с точки зрения: а) Интересов оптанта (человека, выбирающего профессию). Интересно или неинтересно. «Я люблю исторические романы. Стану историком». Соотнесения с тем, где и как работать, - нет. Есть предмет размышления и конечный, но нет ни плана действия, ни способа достижения. Интересы оптанта стимулирует его больше заниматься этим предметом (историей). Учебные предметы в этот период разделяются на важные, нужные и неважные; б) Способностей оптанта. «У меня хорошо идет математика – не заняться ли ею». Нужно иметь в виду, что задатки способностей многоплановы. Даже великие люди находили себя не сразу. Выявление способностей оптанта подкрепляет его интересы к выбираемой профессии; в) Системы ценностей. «Хочу помогать людям: стану врачом». На этом этапе юноша обсуждает с осведомленными лицами ценности той или иной профессии. Практическое принятие решения включает в себя два компонента: 1.Определение уровня квалификации будущего труда, объем и длительность подготовки к нему. 2.Выбор специальности. Последовательность этих выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности: «Хочу заниматься медициной», а потом – уровень квалификации (быть ли врачом, фельдшером или медсестрой). Может быть и наоборот, сначала поступление в учебное заведение. Этот путь преобладает. Психологически более комфортно чувствует себя те юноши и девушки, которые продолжают общее образование или учатся в профессиональных техникумах, колледжах. Через профессиональное образование происходит учебно-профессиональное самоопределение. |
Одним из элементов организационной системы профориентационной работы является взаимодействие с семьей воспитанника.
Надо отметить, что всех родителей по отношению к профессиональному определению воспитанников можно разделить на три группы:
Первая группа родителей стоят на позиции невмешательства: «Пусть дети сами выбирают профессию. Им жить и работать». Это неверная позиция, для воспитанников школы-интерната мнение родителей в выборе профессии имеет большое значение.
Вторая группа – родители-активисты. Такие родители рассуждают так: «Разве можно доверять детям самим решать, кем быть? Что они знают о жизни?» Эти родители игнорируют интересы сына или дочери, что приводит к печальным последствиям.
И правильно поступают те родители, которые не стоят в стороне от профессионального определения своих детей и не навязывают жестко свою волю, а, исходя из интересов и возможностей, помогают правильно выбрать профессию.
И все же какова роль родителей в подготовке детей к выбору профессии?
Прежде всего, родители должны приучить детей к труду. Еще А.С.Макаренко писал: «Те дети, которые в семье не прошли никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений».
21