СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Профилактика правонарушений несовершеннолетних обучающихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете школы по теме: "Профилактика правонарушений несовершеннолетних обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Профилактика правонарушений несовершеннолетних обучающихся"»


Выступление на педагогическом совете

МБОУ СОШ с.Улькунды

22.04.2016г





Гибадуллина Ралия Ралифовна

заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ с.Улькунды











«Профилактика правонарушений

несовершеннолетних обучающихся»



















«Профилактика правонарушений

несовершеннолетних обучающихся»


С тех пор как мир возник во мгле,

Ещё никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

(Рудаки)


Действительно, люди, которые связали свою жизнь с воспитанием подрастающего поколения, они не только учат и воспитывают детей, но и постоянно занимаются самообучением и самовоспитанием.

В целях повышения своей профессиональной компетентности и в поисках ответов на вопросы воспитания обучающихся педагоги посещают различные курсы, семинары и Советы, изучают методическую литературу, современные издания и трактовки, давно принятых педагогических понятий, следят за нормативными документами, касающихся воспитания несовершеннолетних. Я также не являюсь исключением…

Изучив статистические данные о правонарушениях несовершеннолетних за последние годы, я поняла, что, несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, вопрос о профилактике правонарушений несовершеннолетних является актуальным и на сегодняшний день.

Все мы понимаем, что живем в сложный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально - психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы им сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний (наркотики, психотропные и психоактивные вещества, алкоголь), и, как следствие всего этого - повышение количества правонарушений. Поэтому, на нас – на педагогов ложится огромная ответственность за воспитание личности с социально - активной позицией. Именно мы - педагоги в ответе за формирование у обучающихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, слушать других и быть услышанными, умение словом и делом помочь другому, а главное умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям. И в этом нам помогает профилактическая работа, организованная и проводимая систематически.

Профилактическая работа - это процесс достаточно сложный, многоаспектный и продолжительный по времени, и задача педагогов заключается в проведении ранней профилактики. Основой её является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся.

Чтобы правильно организовать профилактическую работу с обучающимися и определить совокупность предупредительных мероприятий, необходимо понимать суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди них.

По данным статистики правоохранительных органов главными причинами правонарушений обучающихся являются следующие:

1) Рост числа детей, оставшихся без попечения родителей (1,5 – 2 миллиона, а фактически эта цифра приближается к 4 миллионам).

2) Доступ к наркотикам, психотропным веществам и др.

3) Недостаточная защита несовершеннолетних от распространения информационной продукции, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию.

Подростки получают доступ к информационной продукции низкого нравственно - этического содержания, пропагандирующей преступления, жестокость, насилие, порнографию, что оказывает на них растлевающее и психотравмирующее действие и приводит к нарушениям их психического здоровья и нормального развития, серьезным деформациям нравственного и правового сознания.

4) Недостаточность (или вовсе отсутствие) нравственного, военно - патриотического воспитания;

5) Рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей.

6) Разрушение семейных ценностей и утраты воспитательных функций, которые приводят к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.

7) Неблагополучные отношения между родителями.

8) Жестокое обращение с детьми.

Многие дети – жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

9) Неблагоприятное положение обучающегося подростка в коллективе.

Обучающийся начинает преждевременно уходить с занятий, искать компанию, и, как правило, именно они попадают под дурное влияние, о чем свидетельствуют данные статистики: 9 из 10 правонарушителей, были в своих коллективах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в группе.

Вопрос о профилактике правонарушений несовершеннолетних неоднократно затрагивался и рассматривался в правительстве Российской Федерации. Так Государственной Думой был принят Федеральный закон от 24.06.99. № 120 - ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В последующем этот закон несколько раз редактировался вносимыми в него изменениями. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Вся работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних обучающихся строится с учетом причин возникновения этих правонарушений, которые мы рассмотрели выше, и основывается на данный Федеральный закон.

Одним из основных определяемых понятий в этом законе является понятие «профилактика правонарушений несовершеннолетних» и определяется оно следующим образом: «профилактика правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних». В этом же документе говорится о том, что работа по профилактике ведется как индивидуально с несовершеннолетним, так и с его семьёй.

Чтобы работа педагогов по профилактике правонарушений была планомерной и продуктивной, рекомендуется разделить её на несколько блоков.

Первый блок – это организационная работа, которая направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска». В этот блок включены тематические классные часы, например: «Суд над наркоманией», «Умей сказать «НЕТ» вредным привычкам», «Мои интересы и увлечения» и др.; работа по составлению социального паспорта группы; создание «картотеки» обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте; выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Второй блок – диагностический. Он предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами. Основывается данный блок на результаты проводимых опросов, анкет, например, на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ, а также на выявление дальнейших жизненных планов.

Блок третий содержит профилактическую работу с обучающимися и включает предупредительно - профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками девиантного поведения и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, психологических тренингов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед и профориентационной работы и способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Последний – четвертый блок – это профилактическая работа с родителями несовершеннолетних. Он предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему бесед с родителями (например, «Права и обязанности семьи», «Права, обязанности и ответственность родителей», «Права и обязанности ребёнка в семье, в социуме», «Свободное время и развлечения обучающихся»), общешкольных мероприятий с детьми и родителями, например: проведение «Дня открытых дверей». Также в этот блок включаются мероприятия по посещению семей, в которых проживают подростки, находящиеся в социально - опасном положении.

Профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


























5