СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде»»



ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа - интернат






«Профилактика терроризма и экстремизма

в молодежной среде»


(доклад)







Подготовила Грачева Е.В.













Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Другое определение, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Здесь основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

Что относится к экстремистским действиям? К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Существует закон "О противодействии экстремистской деятельности" трактует данное понятие следующим образом: насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства; публичное оправдание террористических актов; пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости; распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку; нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку; препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия; воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами; пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов; массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности; публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности; финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить: влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями; влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов; влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.); стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе; собственные представления и моральные установки; личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость); психическое напряжение.

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям: тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями; повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу; включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма; внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности); непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи; анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социо культурный аспекты; обеспечение доступности культурных благ для молодежи; реализация потребности в самореализации и самовыражении; организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач: применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм; формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе; донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье; создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность; формирование в сознании молодежи уверенности в неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях; выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

Согласно этого плана в учебном заведении проводятся следующие организационные мероприятия:

1. Рассмотрение и обсуждение мер по профилактике терроризма и экстремизма на административных совещаниях

2. Составление и обновление нормативно-правовых документов, регулирующих порядок обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности ОУ

3. Организация и взаимодействие коллектива школы с представителями правоохранительных органов, администрацией БГО

4. Деятельность Совета по профилактике правонарушений среди обучающихся .

5. Диагностика асоциального поведения школьников.

6. Обеспечение контроля и ежедневный осмотр состояния ограждений школы

Проводятся обучение сотрудников и обучающихся:

Проведение бесед и инструктажей с сотрудниками и обучающимися.

Организация практических занятий по действию в экстремальных ситуациях (учебная эвакуация обучающихся, персонала)

Встречи с работниками правоохранительных органов, отрядом МЧС.

Проводятся вне учебные мероприятия по формированию у обучающихся толерантного поведения, противодействию терроризма, экстремизма и асоциальных явлений в школьной среде.

Урок безопасности

День правовых знаний

Классные часы

День здоровья

Проводятся мониторинг страниц соц. сетей классными руководителями и соц педагогом обучающихся. Так же проводятся тематические родительские собрания.

Таким образом работа в учебных заведениях по профилактике экстремизма и терроризма важна. В связи с этим в комплексе должны работать сотрудники правоохранительных органов, служб МЧС, администрация учебного заведения, педагоги и родители.

Причины и условия возникновения агрессивных настроений в молодёжной среде нам хорошо известны:

Это и изменение ценностных ориентаций в обществе, социальное неравенство, и снижение авторитета правоохранительных органов, и повышенная внушаемость, агрессивность подростков, и снижение социальной и политической активности молодёжи; и массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков; и негативное влияние СМИ, которые сплошь и рядом рассказывают о насилии и преступности; и, конечно, наличие сети Интернет, которая дает радикальным организациям доступ к широкой аудитории.

Понятно, что образовательная организация на сегодняшний день обладают большим потенциалом, способным противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей.

И прежде всего наша с вами задача - воспитание толерантного сознания, уважения достоинств каждого человека, понимание, интерес к другим людям, акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Но не следует забывать, что при проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий не следует касаться самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики.

Вся наша работа должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков.

В начальной школе термин «экстремизм» вообще не применяется. Основная задача педагогов – познакомить обучающихся с нравственными ценностями своего народа, дать чёткие представления о добре и зле, чести и совести, справедливости и несправедливости.

В среднем звене воспитательная работа с обучающимися направлена на формирование непримиримости к нарушителям закона и ответственности, совместное создание и сохранение правил.

Я напоминаю о методических рекомендациях по противодействию терроризма и экстремизма, в которых дается примерная тематика классных часов, родительских собраний, календарь знаменательных дат, словарь терминов и понятий, Памятки для обучающихся, их родителей и сотрудников, список рекомендуемых источников,