СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Профориентация на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Профориентация на уроках биологии"»

Доклад на тему: «Профориентационная работа на уроках биологии».

Автор: учитель биологии МБОУ «СОШ №5 с.Нижнее Казанище»

Идрисова З.М.

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.

Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто знакомится с ним даже в первый раз, – это ориентация школьников на те или иные профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения. Профессия (от латинского professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В прямом смысле – умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном смысле – направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.

 Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования, биотехнологии переживают расцвет, твёрдая поступь биологии ощущается на всей планете. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены и обычные люди  (независимо от профессии) связывают с биологией свои надежды: преодоление экологического кризиса, перспективы генной инженерии и многое другое. Следовательно, профессия - при­знак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Вы­брать себе профессию — это значит не только выбрать работу, но и быть приня­тым в определенную группу людей, при­нять ее этические нормы, правила, прин­ципы, ценности, образ жизни. 

Наиболее актуально вопрос профориентации становится в старших и выпускных классах, но начало должно закладываться в более ранних классах.


Формы и методы проведения профессиональной ориентации учащихся, применяемые в процессе изучения курса «Биологии», чрезвычайно разнообразны, а их выбор обусловлен такими факторами, подготовленность учителя-предметника к проведению такой работы, оснащенность кабинета учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения и др. Предметный урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в обучении, поэтому на него падает большая часть работы по профориентации учащихся, осуществляемой преимущественно путем профессионального просвещения и воспитания.

Планируя профориентационную работу на уроке, необходимо иметь в виду следующие направления :

  1. Формирование научного мировоззрения.

  2. Усиление связи теории с практикой, формирование у школьников умений, навыков и черт характера, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

  3. Широкое использование принципа историзма (ознакомление учащихся на уроках курса «Биологии» с историей тех или иных биологических открытий в нашей стране и за рубежом).

  4. Использование краеведческого принципа в обучении (ознакомление учащихся с природными условиями и современными достижениями и перспективами развития местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, с особенностями и условиями труда на них, с деятельностью различных специалистов и т. д.).

  5. Формирование у школьников социально значимых мотивов учения, основанных на устойчивом интересе к предмету и понимании важности приобретаемых знаний и умений для сознательного выбора ими будущей профессии.

На уроках для решения задач профориентации возможно использование различных методов и методических приемов, которые можно объединить в три группы – словесные, наглядные, практические .

Из словесных методов возможно использование сообщений о производствах, профессиях; выступления специалистов, приглашенных на урок, и др.

Ознакомление учащихся с профессиями можно осуществлять по такому плану:

  1. Значение профессии и ее место в общей системе производства, продукция, материалы и технология производства.

  2. Основные операции, приемы, действия, которые должен выполнять работник данной профессии.

  3. Общеобразовательные и специализированные знания, необходимые для качественного выполнения трудовых функций.

  4. Общетрудовые и специализированные умения и навыки, необходимые для выполнения работы.

  5. Требования, предъявляемые к работнику, качества личности человека, которые имеют значение для повышения производительности труда; требования к возрасту и здоровью, необходимые для успешного овладения профессией.

  6. Система подготовки к профессии; пути получения профессии; условия повышения производственной квалификации.

Из наглядных методов на уроках Биологии необходимо проведение демонстрационных опытов, иллюстрирующих производственные процессы, с отражением их безопасности для окружающей природной среды в целом. Из данных методов возможно использование технических средств обучения, таких как видеофильмы и записи телевизионных передач; демонстрация таблиц, схем, графиков, стендов, коллекций, и т. д.

Немалую роль в профориентационной работе на уроке из практических методов играют лабораторные работы и практические занятия; задания на моделирование и решение познавательных задач. Для них характерно сочетание методов наблюдения, эксперимента, практической работы учащихся с беседой. Это способствует овладению школьниками рядом практических и интеллектуальных умений, получению конкретных представлений о процессах и объектах живой и неживой природы, объектах и процессах, происходящих в обществе. Практические методы профориентационной работы являются наиболее эффективными, так как в этом случае осуществляется проба сил учащихся на практике, реально проверяется устойчивость их познавательного интереса к предмету и намеченной профессии.

Так, на практических работах на уроках по курсу «Биологии» школьники приобретают элементарные умения определения химического состава веществ, получают умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, микропрепаратами; овладевают методикой проведения элементарных физиологических, экологических исследований и др. Все указанные умения и навыки могут найти применение в трудовой деятельности после окончания учебного заведения любого типа.

Огромное значение из всех форм профориентационной работы имеют производственные экскурсии. Они дают возможность показать учащимся важные области применения знаний, умений и навыков по биологии в медицине, промышленности и сельском хозяйстве, любом виде производства, наглядно и конкретно ознакомить с содержанием трудовой деятельности различных специалистов (медиков, экологов, работников сельского хозяйства и др.). На экскурсиях учащиеся получают целостное представление и об объекте экскурсии, и о содержании и условиях труда на нем.

По своему назначению производственные экскурсии разделяют на:

  1. Тематические (ознакомление с конкретным производством).

  2. Комплексные (учащиеся наблюдают природные или производственные объекты с точки зрения различных дисциплин – биологии, экологии ОБЖ, химии, физики).

  3. Экскурсии для отдельных групп учащихся, проявляющих склонность к тем или иным профессиям, связанным с применением биологии в различных отраслях экономики.

Привлечение школьников к изучению факультативных курсов по биологии способствует профессиональному просвещению учащихся. В процессе изучения факультативов школьники приобретают практические умения и навыки, знакомятся с различными специальностями и профессиями.

Таким образом, задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению школьников с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы учащихся, прививать в конечном итоге любовь к профессии, поэтому большая роль в профориентации учащихся принадлежит и различным внеурочным мероприятиям. К ним относятся занятия предметного кружка с профессиональной направленностью, малые группы по интересам, ученические научные сообщества, ролевые игры познавательно-поведенческого характера. При организации профпросвещения следует учитывать, что целесообразно создавать такие кружки, содержание работы которых отвечало бы производственному окружению учебного заведения, то есть учитывало бы региональные особенности.

Научно-практическая часть обеспечивает углубленное теоретическое и практическое изучение конкретной области курса Биологии. При этом рекомендуется оптимальное соотношение теории и практики (1:2).

Профессиографическая часть знакомит с профилями и отдельными специальностями с помощью экскурсий на предприятия и в научные учреждения, через наблюдение труда специалистов на рабочих местах, встречи с представителями отдельных профессий.

Психологическая часть направлена на формирование сферы мотивации, оценки и на самооценку способностей с целью «примерки» профессии к личности ученика.

К особой форме внеурочной работы относятся месячники профориентации, недели профессий, которые включают организацию выставок книг, изделий учащихся и предприятий, проведение экскурсий, встреч со специалистами, выпускниками школы, различные беседы, читательские конференции и т. п.

Таким образом, практика преподавания учебного предмета показывает, что повышение воспитательной направленности профориентационной работы в обучении курса «Биологии» требует комплексного использования всех ее форм и методов.

















Приложение №1.

Познакомимся с более востребованными профессиями современности.

В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.

Эколог. Повседневная работа защитника окружающей среды — изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.

Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог — это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе — новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое.

Медицинский работник.  Эта профессия не новая, но своей актуальности не теряет по нынешнее время. Медицинские работники – это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.

Медицинских работников традиционно подразделяют на работников высшего, среднего и младшего звена.

Медработники высшего звена – врачи и другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование. Среднее звено составляют фельдшера, медицинские сестры, акушерки, рентген-лаборанты, зубные врачи и зубные техники. Младший медицинский персонал представлен санитарами, дезинфекторами, сёстрами-хозяйками.

Врач – мед. работник с высшим образованием по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, гигиена и санитария. Специализация делит врачей на специальности: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гигиенист и др.

Медицинская сестра– мед. работник со средним профильным образованием (медицинский колледж). Деятельности медсестры заключается в помощи врачу и осуществлении процедур ухода за больным.

В обязанности медицинских работников младшего звена (санитарки, младшие медсестры, сестры-хозяйки) входит регулярная уборка помещения, помощь медсестре в уходе за больными, транспортировке больных, соблюдении режима, выдача белья и инвентаря.



 Если вам нравится работать с растени­ями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельно­сти, разбираться в их многообразии.

 Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лес­ных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопарко­вого хозяйства.  Специалисты этих профессий уха­живают за садово-парковыми растения­ми, выполняют работу по благоустрой­ству городских улиц, организуют и осу­ществляют мероприятия по защите лес­ных насаждений. В лесотехнических ву­зах готовят инженеров лесного и лесо­паркового хозяйства, инженеров-ар­хитекторов ландшафтного строитель­ства. Они планируют и руководят меро­приятиями по уходу, защите и восстанов­лению лесных и лесопарковых насажде­ний, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.

Ландшафтный дизайнер. Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки — от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.

Ветеринар. Человек с давних времен приступил к одомашниванию диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

Деятельность ветеринара представляет собой как лечение, так и профилактику болезней животных, медицинские и косметические процедуры, а также ветеринарно-санитарный контроль. Работа ветеринара может проходить в предоставлении консультаций в клиниках или лабораториях, так и вне помещения при выездах в хозяйство, на ферму. В процессе работы специалист использует медицинские инструменты, лекарственные препараты и химические реактивы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс