СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Профориентационная работа в СРЦН"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационная работа, проволимая в нашем реабилитационном центре для несовершеннолетних

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Профориентационная работа в СРЦН"»

М инистерство труда и социального развития Краснодарского края


Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»










ДОКЛАД

«Профориентационная работа в СРЦН»













Дата выступления: 14.07.2020 г.

Подготовила инструктор по труду Парфенова И.А.









Великовечное, 2020

Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Как вы думаете, когда человек начинает «примеривать» на себя разные профессии? Воспоминания подсказывают, что очень рано. Даже детские игры в доктора, учителя, продавца имеют значение для формирования у человека активной позиции в выборе профессии. Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека. Этап выбора профессии начинается в начальной школе и может быть продолжаться достаточно длительное время. И чем больше ребёнок будет знать о мире профессий, тем больше будет знать о собственных возможностях и об объёме необходимых знаний для приобретения той или иной профессии, тем реальнее будет его профессиональный выбор, тем богаче будет его собственный опыт в этой сфере и тем легче ему ориентироваться в огромном множестве профессий.

Профориентационная работа с несовершеннолетними — одно из направлений реабилитационного процесса в нашем социально-реабилитационном центре, данная работа имеет целенаправленный и системный характер. Учитывая тот факт, что на реабилитацию, в большинстве случаев, поступают несовершеннолетние из семей «группы риска», в которых родители не выполняют в полной мере свои функции по воспитанию, содержанию и обучению детей, употребляют спиртные напитки, нигде не работают, перед специалистами-реабилитологами стоит сложная задача: повысить уровень мотивации детей на обучение, привить трудовые навыки, формировать значимости рабочих профессий, способствовать развитию умения понимать и анализировать экономическую информацию, а самое главное умение соотнести хочу-могу.

Реализация профориентационных мероприятий в нашем учреждении осуществляется через систему воспитательной работы с несовершеннолетними, начиная с трехлетнего возраста.

Профориентационная работа проводится по нескольким направлениям разными специалистами.

Воспитатели формируют навыки по бытовому самообслуживанию, формируют у подростков трудолюбие, работоспособность, ответственность за порученное дело. Все это реализуется через трудовые поручения вовремя ОПТ, кружковую деятельность.

В своей работе воспитатели могут использовать различные формы и методы работы с детьми разного возраста.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. Понимание труда взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях происходит в процессе сюжетно-ролевой игры.

У воспитанников младшего и среднего школьного возраста, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять и углублять представления детей о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребятам еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить в виде наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений взрослых людей, специалистов в определенной области.

У подростков появляется сильно выраженная потребность в самопознании, которая обусловлена новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. На этой стадии работа с воспитанниками характеризуется направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. В итоге у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии. И здесь важную роль играют педагоги – психологи. На своих занятиях специалисты знакомят детей с психофизиологическими качествами человека, необходимыми той или иной профессии.

Педагоги-психологи учат понимать, что же могут подростки и чего, в конечном счете, хотят. Для этого проводится психологическая диагностика интересов и профессиональной направленности, анализ способностей и личностных особенностей.

Мероприятия о мире профессий, информирование о спросе на рынке труда, о требованиях, предъявляемых к определенной профессиональной деятельности проводятся и мной инструктором по труду. В рамках программы по трудовому воспитанию «Будущее начинается сегодня» ежегодно проводится цикл «Города рабочих профессий». На первом занятии ребята знакомятся с международным движением WorldSkills-олимпиада рабочих рук. Далее ежемесячно путешествуют в мир рабочих профессий: овощевода, социального работника, повара, помощника воспитателя, парикмахера и др.

В своей профориентационной работе я использую настольную игру «ПрофХ», которая является инклюзивной интерактивной педагогической технологией, призванной пробудить у подростков интерес к осознанному выбору профессии и выработке индивидуальной стратегии достижения профессионального успеха, стимулирующая формирование необходимых компетенций для дальнейшей трудовой деятельности. Здесь подростки взаимодействуют со своим опытом и опытом своих друзей.

Настольная игра «ПрофХ» представлена базовой версией и адаптивными версиями, отвечающими потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игра «ПрофХ» моделирует процесс индивидуального профессионального развития, включая этапы окончания школы, получения дипломов о среднем или высшем образовании, трудоустройства и получения заработной платы. В игре возникают ситуации, при которых игроки вынуждены конкурировать за трудоустройство на работу по той или иной специальности

Играя в «ПрофХ», подростки:

  • прорабатывают алгоритмы достижения профессионального успеха;

  • узнают больше о существующих профессиях;

  • учатся понимать важность трудовой деятельности для достижения успеха в жизни;

  • учатся принимать ответственность за свое будущее на себя, думать на несколько шагов вперед, использовать свои сильные стороны;

  • развивают самосознание;

  • развивают коммуникативные навыки в совместной деятельности.

Игру «ПрофХ» можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе с подростками.

В процессе игры мы решаем следующие задачи:

  • знакомство подростков с широким кругом профессий и специальностей, учебными заведениями, механизмом получения образования;

  • объяснение важности учета данных качеств, способностей и знаний при выборе профессии;

  • проработка индивидуальной траектории развития подростков соответствии с предпочитаемыми ими профессиями;

  • стимулирование интереса к образовательной и трудовой деятельности как сферы личностной самореализации;

  • помощь в формировании самооценки.


Подростки достаточно хорошо понимают правила игры (если же у кого-то из игроков возникают затруднения, то они быстро разрешаются совместными усилиями). Во время проведения игры наравне с подростками играю сама и привлекаю педагога психолога.

В методическом пособии даны следующие методы работы с игрой.

«Калейдоскоп профессий»

«Портрет профессионала»

«Траектория взлета к успеху в профессии»

«Собеседование у работодателя»

«И конкуренция нам не страшна»

Индивидуальная «траектория взлета»

«Кто я в профессии»

«Мой путь в профессию»

«Карьерное дерево».

Игра требует мыслительной деятельности от участников и может длиться довольно продолжительное время.

Профориентационная работа с воспитанниками в нашем Центре ориентирована на формирование у них представлений о профессиональной деятельности, о путях и способах получения образования, адекватной оценки своего уровня образования и профессиональной подготовки при планировании возможностей трудоустройства.

Социальные педагоги нашего социально – реабилитационного центра взаимодействуют с Центром занятости г. Белореченска. Подростки, достигшие 14лет на время каникул трудоустраиваются. Это помогает ребенку реально оценить свои возможности и почувствовать вкус взрослой трудовой жизни.

Очень увлекательными проходят ежемесячные экскурсии в Белореченскую аварийно-спасательную службу «Кубань-СПАС». Ребята не только знакомятся с профессией спасателя, но и учатся оказывать первую помощь при несчастных случаях, просматривают фильмы об этой профессии, проходят нешуточные испытания. Внимательность, умение ориентироваться в пространстве, умение делать выводы и правильно задавать вопросы помогают участникам испытаний.

В процессе профориентационной работы у наших ребят:

  • развиваются важные навыки - коммуникация, целеполагание и т.п.;

  • подростки готовятся к профессиональной деятельности, моделируя сопоставимые с жизнью ситуации;

  • развиваются трудовые навыки, которые пригодятся им в любой жизненной ситуации.






Используемая литература:


  1. Методическая разработка по использованию Проф Х

  2. http://www.srcnsoglasie.ru/proforientatsionnaya-rabota-s-nesover/

  3. https://www.maam.ru/detskijsad/proforientacija-nesovershenoletnih-v-uslovijah-socialno-reabilitacionyh-centrov.html

  4. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/planirovanie/rabota-piedaghogha-psikhologha-po-proforiientatsii-s-sovriemiennymi-obuchaiushchimisia-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii