Проектирование современного урока на основе методического конструктора приемов
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
Константин Дмитриевич Ушинский.
Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, его активный умственный рост, глубокое и осмысленное усвоение знаний, для формирования его нравственных основ.
Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является его направленность на обеспечение системно-деятельностного подхода. Новая дидактическая модель образования, складывающаяся в результате внедрения новых стандартов, основанная на компетентностной образовательной парадигме, потребуют от учителя выбора новых форм организации учебного процесса, методик и технологий обучения, проектирования деятельностного урока.
Ключевым понятием при реализации деятельностного подхода является понятие деятельности. Но деятельностные способности формируются у ученика только тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание на уроке, слушая учителя, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Учителю кроме программы знаний, подлежащих усвоению, надо иметь программу видов деятельности. Следует отметить, что в программах ФГОС кроме основного содержания по темам предлагается характеристика основных видов деятельности ученика.
Таким образом, учителю необходимо построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно развивала способности детей к осуществлению этих выделенных видов деятельности.
Приёмы работы являются составляющей любой методики, и учителя, выбирая методику преподавания, соответственно выбирают и приёмы в процессе реализации этой методики. Какими же приёмами обучения можно добиться того, чтобы сделать шаг к повышению обученности учащихся?
Каким же образом проектировать свой урок в соответствии с новыми целями: формированием и развитием универсальных учебных действий, которые характеризуются метапредметностью?
Системно-деятельностный подход к обучению имеет свои приёмы. Есть замечательный педагог, широко использующий этот подход и выпустивший книгу, которая так и называется «Приёмы педагогической техники». Зовут автора Анатолий Гин. Для разработки проектов уроков предлагаем воспользоваться «Конструктором урока», предложенным А.А. Гином. На основе разработки его конструктора возможно создать собственный конструктор, в котором будут использоваться около 400 приёмов обучения на уроках. Как же это сделать?
В этомконструкторе по вертикали расположены основные этапы урока, обозначенные буквами, а по горизонтали — название приемов обучения, обозначенные числами. Понятно, что число столбцов и строк с перечнем эффективных приемов по реализации этапов может увеличиваться, каждый учитель добавит свои приемы. Конструктор Гина предлагает по каждому этапу множество довольно необычных приёмов.
Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы.
При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны – и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор, А. Гин привел возможную его форму (таблица 1).
Целесообразно объединить усилия и опыт учителей начальных классов, принимающих участие в сетевой педагогическоймастерской «Мой новый урок» по созданию такого «Конструктора урока» и картотеки приемов с их описанием.
Название приема ____________________________________________________
Краткое описание___________________________________________________
Методические рекомендации по его использованию _______________________
Автор, СОШ_______________________________________________
В методическом вестнике приведены некоторые методические приемы, используемые в собственном конструкторе уроков.
Но прежде хочется предложить рекомендации по использованию педагогической техники “Конструктор”
Составить собственную таблицу – конструктор урока, отразив в ней этапы урока или взять за основу таблицу, предложенную А. Гином.
Составить описание методических приемов, используемых в педагогической деятельности.
При подготовке к конкретному уроку руководствоваться данными материалами.
В методических рекомендациях к конструктору необходимо указать, на каком этапе урока эффективнее использовать данный прием, какое универсальное учебное действие формируется, какие потребуются средства (материалы, оборудование), затраты времени и т.д.
Учитель в соответствии с поставленными целями урока, замыслом составляет технологическую цепочку (схему, структуру) конкретного урока. Например: А5, Б1, В5 и т.д. Необходимо прикинуть время на реализацию приема и проект урока готов. Кроме того, при таком подходе к проектированию урока можно учесть индивидуальные особенности каждого ученика (или группы учащихся), используя для них другие приемы обучения на данном этапе урока. Например, А5, Б1 (Б4), В5 и т.д. Целесообразнее составлять такие технологические цепочки уроков при планировании всей темы, при этом предварительно продумать, на каком уроке возможна организация исследовательской деятельности, проектной, игровой, экспериментальной и др. Психологическая структура любой деятельности состоит из одних и тех же этапов, хотя по форме это будут урок-исследование, урок-проект, урок-игра, каждый со своей спецификой.
Следует отметить, что учителя, владея богатым арсеналом приемов обучения и ИКТ кометенцией, успешно осуществляют педагогическое проектирование, сущность деятельности которой и состоит в переводе теоретических идей в практику и разработке конкретной технологии обучения с целью повышения эффективности традиционного урока и превращению его в урок развития, что и является одной из целей реализации ФГОС второго поколения.
А составлять урок с учётом деятельностного подхода по конструктору Гина, улучшенному и дополненному в нашей школе, для меня как для учителя очень удобно и интересно.
Немаловажным результатом использования описанных приемов в условиях реализации ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих младшим школьникам умение учиться способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники представлено в таблице (Методический вестник).
А теперь давайте начнем составлять свою картотеку приемов.
У вас на столах есть кадры из «Конструктора». Напишите название приема, его краткое описание, методические рекомендации по его использованию. Обратите внимание на то, ваши приемы должны соответствовать определенному этапу урока (это можно определить по цвету и подсказке на обратной стороне кадра). Вы можете указать увиденный сегодня и понравившийся прием, или тот, который вы используете в своей практике.
Составим конструктор урока.
Как им пользоваться? (объяснение)
Вывод: Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.